Хвалят Зеленского и хейтят Порошенко и Разумкова: журналисты узнали, как работает провластная ботоферма

16 февраля, 2021, 16:39 Распечатать
Отправить
Отправить

На политическую рекламу страницу потратили около 30 тысяч долларов. Но в декларациях чиновников расходы на содержание ботов не упоминаются.

Хвалят Зеленского и хейтят Порошенко и Разумкова: журналисты узнали, как работает провластная ботоферма

Глава Офиса президента Украины Андрей Ермак, объясняя падение рейтингов главы государства Владимира Зеленского и всей власти, указывал, в качестве одной из причин «работу ботоферм оппозиции». По его словам, молодая команда не может потягаться ресурсами с системой, которая работает против нее.

Впрочем, выступая в эфире одного из украинских телеканалов, Ермак ни словом не обмолвился о сети страниц и фейковых аккаунтов, работавшей на восхваление Зеленского и его команды. Как работает сеть, узнали журналисты портала «Букви».

В социальной сети Facebook журналисты нашли 20 публичных страниц политической тематики и более 100 фейковых аккаунтов, которые могли быть частью сети. Но ее реальные размеры могут быть больше.

Почти все страницы были созданы в течение двух последних лет. Старейшая -18 сентября 2018 года, то есть за полгода до победы Владимира Зеленского на выборах президента. Количество «читателей» варьируется от нескольких сотен до нескольких тысяч.

«Все страницы ведутся по одинаковому принципу: страницу с определенной периодичностью наполняют контентом из разных СМИ, но акцент делается на прославлении «успехов» власти и борьбе с ее политическими оппонентами. На страницах регулярно запускают рекламу, которая также направлена на борьбу с оппонентами и поддержку власти», - говорится в материале.

В общей сложности на рекламу эти страницы потратили почти 778 тысяч гривень, свидетельствуют данные Библиотеки рекламы Facebook.

Информационная работа с провластными месседжами базируется на трех уровнях:

  1. Формирование информповода - поста на странице узнаваемого эксперта или политолога или заказной статьи в малозаметном медиа;
  2. Создание материала - публикаций на нескольких публичных страницах в Facebook со ссылкой на мнение эксперта.
  3. Распространение материала - покупка рекламы, репосты ботов, публикации на страницах сети и на других ресурсах и тому подобное.

«В зависимости от того, насколько важна тема, пост могут «закинуть» в пул от 5 до 200 локальных групп. Это позволяет создать эффект «органичного» распространения, материал за день могут увидеть несколько сотен тысяч пользователей», - отмечают исследователи.

Основные ресурсы сети направлены на положительную оценку работы Владимира Зеленского: продвижение его видеообращений, положительная оценка законодательных инициатив и поддержка в политических конфликтах.

Кроме того, большое внимание уделяется распространению комментариев и аналитики главы Офиса президента Андрея Ермака.

На страницах часто вспоминают главу партии «Слуга народа» Александра Корниенко, замглавы фракции «СН» Евгению Кравчук, «слугу» Александра Качуру и главу Госгеокадастра Романа Лещенко.

Главным врагом сети ботов стал пятый президент Украины Петр Порошенко. Только на рекламу постов об отдыхе Порошенко в январе владельцы страниц потратили более 1000 долларов.

Много внимания, особенно в течение последних дней, страницы уделяют главе Верховной Рады Дмитрию Разумкову. На рекламные атаки против спикера только в этом месяце потратили от 1400 до 1800 долларов.

«Хейтили» на страницах ботофермы и украинского режиссера и бывшего политзаключенного Кремля Олега Сенцова, мэра Черкасс Анатолия Бондаренко, депутат-обличителя Гео Лероса, экс-главу Офиса президента Андрея Богдана, мэра Киева Андрея Кличко и даже юмористическое «Дизель шоу», которое обвиняло студию «Квартал 95» в плагиате.

У всех страниц общие боты для распространения, в общей сложности журналисты насчитали 104 основных бота и несколько десятков второстепенных, с помощью которых информацию распространяли по всей стране.

У части ботов адрес страницы отличается от фактического имени профиля, чтобы обмануть алгоритмы защиты соцсети. Это подтверждает что профили ненастоящие и за ними нет реальных людей. Каждый бот работает примерно с 20-30 группами, где распространяет публикации пабликов ботофермы.

Сеть не только нарушает правила пользования Facebook, но и может свидетельствовать о расходовании бюджетных средств не по назначению. Ведь рекламу и работу ботов кто-то должен финансировать, а расході на это в декларациях украинских чиновников не замечены.

Большинство страниц были удалены во время написания материала. Точную причину удаления журналисты не знают, но предполагают, что владельцы сети решили скрыть свою деятельность, или «в офисе соцсети начали выполнять свою работу».

Читайте также: СБУ в двух городах разоблачила "ботофермы", которые распространяли фейки перед местными выборами

По данным опроса социологической группы «Рейтинг», Владимиру Зеленскому доверяют 38% опрошенных украинцев. Спикеру Верховной Рады Дмитрию Разумкову - 26%. Данные Центра Разумкова свидетельствуют об обратном: украинцы, согласно их социологии, больше доверяют Разумкову, после него - Зеленскому.

Собеседники «Украинск ой правды» рассказали о том, что для спасения рейтинга Владимира Зеленского были созданы «спасательные тройки». Их задача - показать, что он выполняет свои предвыборные обещания. В состав двух десятков профильных групп («троек») входят представители парламента, правительства и ОП Украины.

По материалам: #Буквы / Подготовил/ла : Ольга Чекис
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК