В парламенте рассматривают четыре законопроекта, касающиеся местных депутатов из запрещенных партий. Правительственный законопроект предлагает лишать их мандатов, три других – распустить фракции этих партий, не лишая мандатов.
«Сам по себе запрет партий раздражает общество. Граждане требуют наказания за преступления. Для общества критически важно, чтобы коллаборанты и предатели в дальнейшем не могли становиться депутатами или занимать государственные должности», - отмечается в материале Ирины Федорив и Виктории Олейник «Депутаты пророссийских партий: у кого планируют забрать мандаты, и поможет ли это».
Однако запрет на пророссийские партии и лишение мандатов коллаборантов и предателей без качественной работы правоохранительной и судебной систем является иллюзией решения проблемы.
Ничто не помешает пророссийским политикам купить другое юридическое лицо или создать его с нуля. Они даже могут назвать его так же, как называлась запрещенная партия.
Кроме того, юристы не уверены, что запрет партий устоит, если пророссийские силы продолжат судиться. В частности, решения украинских судов могут быть пересмотрены в Европейском суде по правам человека.
Дел, связанных с запретом партий, деятельность которых была аффилирована с иностранными агентами, ЕСПЧ не рассматривал. Практику запрета партий можно рассматривать по другим основаниям, а с учетом этой практики, эти решения преимущественно неоднозначны, объясняет юрист-международник Богдан Бернацкий.
Запретить баллотироваться снова всем, кто когда-либо участвовал в выборах от пророссийских партий, – тоже не выход. Поскольку ограничение права избираться без судимости за совершение умышленного преступления может быть обжаловано и в Конституционном суде Украины, и в ЕСПЧ. Примеры, когда ранее люстрированные чиновники выигрывали иски, уже есть.
Политически обоснованной, но сомнительной с конституционной точки зрения выглядит и идея лишения местных депутатов мандатов в связи с избранием от запрещенных партий, изложенная в правительственном законопроекте №7476, считает эксперт по юридическим вопросам IFES в Украине Денис Ковриженко.
Особенно в то время, когда их коллеги от тех же политсил продолжают законотворческую работу в парламенте, создав например, новые депутатские группы.
«Обжаловать лишение мандатов в ЕСПЧ будет невозможно, ведь Конвенция не предусматривает оснований для лишения мандатов. Но что касается дальнейших ограничений баллотироваться, могут возникнуть проблемы. Здесь важно понимать, каким образом и в каком объеме будут устанавливаться такие ограничения. Если они будут временными и обоснованными, то обжаловать их в ЕСПЧ окажется значительно сложнее, чем люстрацию», – объясняет правозащитник Владимир Яворский.
Гораздо более действенным и законным способом ограничить право баллотироваться являются уголовные дела, открытые против коллаборантов. Этот механизм нуждается в качественной работе правоохранительной и судебной систем.
В отличие от риска обжалования запрета партии в ЕСПЧ, доказательство вины политика в госизмене или коллаборационизме ограничит ему возможность подавать документы в ЦИК и баллотироваться.
Ярким примером является пророссийский политик Олег Царев, который в 2014 году на законных основаниях мог баллотироваться в президенты Украины, но после приговора суда не сможет подать в ЦИК никакие документы.
Подробнее о том, как обезопасить украинские институты от пропроссийских политиков, читайте в статье Ирины Федорив и Виктории Олейник «Депутаты пророссийских партий: у кого планируют забрать мандаты, и поможет ли это».