Указанный законопроект, разработанный Министерством юстиции, правительство внесло на рассмотрение парламента 14 января 2011 года. Из объяснительной записки к документу следует, что целью законопроекта является исправление ситуации с систематическим невыполнением Украиной решений национальных судов в нарушение обязательств Украины по Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод.
В то же время, по словам юристов, настоящий документ направлен также на достижение ряда скрытых целей. В частности, он предусматривает внесение изменений в 17 действующих законов. При этом изменения лишь к четырем законам имеют отношение к предмету законопроекта - обеспечению выполнения судебных решений.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 7 закона «О трубопроводном транспорте». Эта статья в ее нынешней редакции запрещает реорганизацию и приватизацию государственных предприятий магистрального трубопроводного транспорта (МТТ), а также запрещает отчуждение и любые манипуляции с основными фондами и акциями государственных предприятий МТТ, НАК «Нафтогаз», дочерних и основанных ею предприятий и газохранилищ.
Предлагаемыми изменениями предусматривается наделить Кабинет министров полномочиями определять перечень предприятий, на которые распространяется действие статьи 7 закона «О трубопроводном транспорте».
«С одной стороны, необходимость предложенных изменений может объясняться отсутствием в действующем законодательстве четкого определения термина «государственные предприятия МТТ», что в известной мере осложняет практическое применение указанной статьи 7 (именно учитывая это обстоятельство, в 2007 году в статью 7 были включены отдельные ссылки на «Нафтогаз» и его дочерние предприятия). Однако такой пробел логичнее было бы заполнить уточнением (например, определением) термина «государственные предприятия МТТ» непосредственно в тексте закона «О трубопроводном транспорте». Безусловно, независимо от того, какой вид будет иметь перечень, утвержденный КМУ в случае принятия законопроекта 7562, действие статьи 7 закона «О трубопроводном транспорте» будет распространяться на «Нафтогаз» и его дочерние предприятия, поскольку они прямо упомянуты в статье 7», - отмечают юристы.
Однако, по их мнению, риски все же существуют, и значительные: «Например, оператор украинских магистральных нефтепроводов - ОАО «Укртранснафта» не является дочерним предприятием «Нафтогаза» (более того, это ОАО формально не принадлежит к категории государственных предприятий), а потому его судьба полностью будет зависеть от правительства (от включения или не включения в соответствующий перечень). С другой стороны, оператор магистральных газопроводов - ДП «Укртрансгаз» является дочерним предприятием «Нафтогаза» и соответственно будет подпадать под действие статьи 7 закона «О трубопроводном транспорте», независимо от решения КМУ, но ровно до тех пор, пока не проведено реформирование «Нафтогаза», следствием которого станет выделение «Укртрансгаза» в самостоятельную независимую компанию. При таком развитии событий судьба «Укртрансгаза» (по аналогии с «Укртранснафтой») окажется в руках правительства. Так что изменения к статье 7 закона «О трубопроводном транспорте» могут быть с дальним прицелом».
Подробнее читайте в свежем номере «ЗН. Украина» в статье Даниила Курдельчука и Александра Малиновского.