Недавно Верховная Рада назначила руководителя МВД — Игоря Клименко. Он как экс-руководитель Нацпола знает о проблемах полиции, в том числе о политической зависимости руководителя от министра внутренних дел, а также о реальном уровне доверия общества.
В частности, показательной ситуацией, демонстрирующей НЕдоверие к полиции со стороны общества, стал скандал с обысками на MacPaw. Общественность возмутили даже не вопросы законности или незаконности приобретения компанией земельных участков, а очередные «маски-шоу» со стороны полиции. В Минцифры анонсировали законопроект, чтобы предупреждать подобное в дальнейшем.
В случае аналогичных обысков со стороны НАБУ ситуация была бы кардинально иной: к этому институту нет резкого непринятия обществом. Ведь НАБУ является независимым, начиная с руководителя, который избирается по прозрачному конкурсу.
О независимости полиции сейчас говорить не приходится.
Поэтому избрание главы Национальной полиции Украины путем прозрачного конкурса при участии международников должно стать первым серьезным шагом для реформирования Нацпола.
Около двадцати общественных организаций и аналитических центров обратились к власти и международным партнерам с заявлением о необходимости проведения конкурса.
В инициативе два требования:
- к Верховной Раде Украины — внести соответствующие законодательные изменения для обеспечения независимого и прозрачного конкурсного процесса избрания руководства Национальной полиции;
- к Кабинету министров Украины — назначить руководителя Национальной полиции и его заместителя только после проведения конкурсов.
Реформа Нацпола — требование ЕС
Требования экспертной общественности — в рамках выполнения пункта 4 рекомендаций Еврокомиссии, согласно которым Украина обязалась подготовить комплексный план реформирования правоохранительных органов для сохранения кандидатства в ЕС. Пока же в Офисе генерального прокурора готовят безопасную для силовиков стратегию реформирования, которая предусматривает, скорее, комфортные изменения, как, например, устранение дублирования функций, открытость и социально-экономический пакет, чем реальные потребности по реформированию. То есть правоохранительная система готовит реформу «под себя» с безопасными изменениями, которую хотят предложить ЕС как видение Украины.
Но свежие коррупционные скандалы побуждают международников внимательнее следить за властными институтами.
Конкурс на руководителя Нацпола — самый важный шаг, без которого невозможно реформирование системы. Только таким образом можно вывести ведомство из-под прямой зависимости от МВД или правительства, как, например, НАБУ. Пока же руководитель Нацполиции назначается по рекомендации министра и является политически зависимой фигурой. Результат — полиция как ручной инструмент-дубинка для власти.
Проведение конкурса может стать лакмусом для нового министра МВД и свидетельствовать о готовности или неготовности к настоящему реформированию полиции.
Как не повторить ошибок Авакова
В 2016 году тогдашний министр МВД Арсен Аваков в Фейсбуке уже объявлял конкурс на главу Национальной полиции. Мол, закон такого не требует, но у меня есть политическая воля.
Но конкурс Авакова был профанацией. Несмотря на то, что все организовали «красиво».
Так, в состав комиссии вошли международные эксперты, проводившие для 64 кандидатов несколькоступенчатый отбор — General Skill Test, психологическое тестирование, собеседования.
Но эта комиссия не была надлежащих образом легализирована, а процедура проведения конкурса — не закреплена на уровне законов. То есть комиссия из топовых экспертов США, Европы, Канады действовала как совещательный консультативный орган, рекомендации которого можно как принимать, так и не принимать во внимание.
Это и сделал Аваков — не принял во внимание рейтинговый список, в котором в порядке рекомендаций были:
- Константин Бушуев — работал на должности заместителя руководителя Национальной полиции.
- Андрей Вишневский — тогда был главой Координационного центра по правовой помощи, сейчас заместитель главы НАПК.
- Сергей Князев — в то время начальник департамента уголовного розыска Нацполиции.
Из трех предложенных консультационной комиссией Аваков выбрал кандидата с самым низким рейтингом — Сергея Князева. Об удобстве кандидата и возможной политической связи свидетельствует и то, что после увольнения Князев пошел в советники к Авакову.
После этой попытки, которая была больше для видимости прозрачности, чем реальным конкурсом, открытых отборов на должности руководства Нацпола не проводили.
Таким образом, без надлежащего законодательного закрепления конкурс был одноразовой акцией, которую невозможно обжаловать или заявить о нарушении процедуры.
Что нужно сделать
Во время войны правоохранители, в том числе полицейские, получили более тысячи подозрений. Часть дел — коррупция, коллаборационизм и государственная измена. Это опасная для воюющей страны ситуация, когда каждое такое дело — удар изнутри по безопасности государства.
Собрать вместе расшатанную правоохранительную систему и вернуть ее к реальности могут только новые и резкие перемены.
Полиция нуждается в перезагрузке. Это понятно по неуспешной и незавершенной реформе. Ведь после переаттестации в ряды Нацпола вернулись 90% милиционеров. А эффективной полиции из милиции быть не может.
Люди из старой системы, строившейся десятилетиями по примеру советских «ментов», могут быть не готовы к новым изменениям. Поэтому в первую очередь должен обновиться руководящий состав — глава Нацпола и руководители территориальных подразделений.
Сейчас глава Национальной полиции Украины назначается правительством по представлению министра МВД и является полностью зависимой политической фигурой. Соответствующим образом назначаются и руководители на местах — главой Нацпола, который согласовывает это решение с министром МВД. То есть под вертикалью МВД — все руководство полиции, что делает этот институт ручным.
Поэтому первоочередное изменение — избрание на прозрачном конкурсе независимого руководителя полиции.
К тому же законодательное закрепление проведения конкурса на наивысшую должность в полиции предусмотрено проектом Государственной антикоррупционной программы на 2023–2025 годы, которую НАПК направило Кабмину. В обосновании речь идет о неэффективных и непрозрачных механизмах назначения на должности и продвижения по службе в системе Национальной полиции, низкой эффективности расследований и привлечении к дисциплинарной ответственности полицейских, где ключевую роль играет руководитель.
Процедура конкурса должна быть закреплена на законодательном уровне и проводиться по примеру отбора руководителей антикоррупционных институтов, демонстрирующих свою эффективность, — НАБУ, САП.
В состав независимой конкурсной комиссии должны войти представители международных организаций, оказывавших Украине международную техническую помощь в сфере реформы правоохранительных органов, предотвращения и противодействия коррупции, а также экспертная общественность, имеющая опыт в правоохранительной деятельности от пяти лет.
Только при этих двух условиях возможно избрание профессионального и политически нейтрального руководителя Нацпола. Это позволит проводить отбор не одноразово, как было при Авакове, когда процедуры не были формализованы, а на постоянной основе.
Аналогичная практика должны действовать на региональном уровне, где часто назначение руководителя не зависит от профессиональных достижений и карьерного роста, а главы ГУНП «релокируются» из одного региона в другой. Конкурсы на местах должны быть также законодательно закрепленными с тщательным отбором независимых комиссий.
Безусловно, только перезагрузкой руководства реформу полиции не реализовать. Но это главное условие ее проведения. Иначе говорить о системных изменениях будет теми же граблями, по которым прошлась полиция в 2014–2015 годах.
После перезагрузки руководящего состава Нацпола надо переходить к более системным изменениям — от проверок на доброчестность до новых требований к новому социально-экономическому обеспечению.
Лишь в этом случае говорить о полицейских рэкетах, крышевании и правоохранительных мафиях сможем в прошедшем времени.
Больше статей Мартины Богуславец читайте по ссылке.