Итак, похоже, пятница 1 декабря оказалась не такой уж и «черной» для общественных организаций и благотворительных фондов, которые ввозят из-за границы гуманитарную помощь. Видимо, отдельные замечания волонтеров к постановлению Кабмина №953 («Некоторые вопросы пропуска и учета гуманитарной помощи в условиях военного положения») были учтены в финальной редакции документа. Организации, ввозящие гуманитарную помощь, пугал безальтернативный переход на электронное декларирование гуманитарных грузов, но Кабмин в финальной редакции постановления сохранил бумажное декларирование непосредственно на таможне до 1 апреля.
То есть декларирование возможно теперь через, цитирую, «государственный информационный веб-портал «Единое окно для международной торговли» либо через автоматизированную систему регистрации гуманитарной помощи... либо в бумажной форме непосредственно в пункте пропуска через государственную границу Украины». Кроме того, Кабмин предписывает Таможенной службе Украины обеспечить «неотложный пропуск» гуманитарки.
Но все ли так безоблачно? За комментариями мы обратились к исполнительному директору БО «Благотворительный фонд «СВОЇ» Ирине Кошкиной. Она — одна из 17 подписантов открытого обращения к президенту Украины, опубликованного 14 ноября. В нем говорится в частности о том, что резкий переход от бумажного декларирования к электронному может попросту остановить поток гуманитарной помощи из Европы. Беседа с Ириной длилась более часа. К сожалению, не все услышанное удалось втиснуть в рамки этой публикации. Итак...
— Пани Ирина, напомните, пожалуйста, как работал механизм ввоза гуманитарной помощи до полномасштабной российской агрессии против Украины.
— До 24 февраля 2022-го, чтобы твой груз признали гуманитарной помощью, надо было предоставить план его распределения. То есть, если что-то нужно какой-либо воинской части, ее командование пишет письмо в адрес благотворительного фонда или общественной организации, и на основании этого письма воинская часть включается в план распределения.
Если приобретателями должны быть физические лица, то, как правило, тогда у фонда, являющегося получателем гуманитарной помощи, должен быть проект помощи малообеспеченным, больным и так далее.
— Ввоз гуманитарки упростился, что открыло двери для мошенников и крупного бизнеса — почему бы не завезти пять-шесть составов различных товаров с нулевой ставкой таможенного сбора и нулевым же НДС. Не так ли?
— В марте 2022 года вышло постановление Кабмина №174 об упрощенном порядке ввоза гуманитарной помощи. Стало возможным завозить гуманитарку, указав в декларации любое юридическое лицо без его ведома. То есть условный волонтер Вася в декларации мог указать любой благотворительный фонд, любую воинскую часть, а те — в полном неведении. При этом таможня, согласно постановлению Кабмина №174, не обязана требовать подтверждающие документы. В этом суть упрощения.
— А потом на ближайший базар?
— Большая часть гуманитарной помощи доходила по назначению: военным и нуждающимся гражданским. Но часть гуманитарной помощи действительно оказывалась на базаре, а иногда и в фирменных бутиках. Сколько? Это вопрос к правоохранительным органам. Есть и громкие дела, например, о хищениях гуманитарной помощи в Запорожье. Этим делом занималась даже парламентская временная следственная комиссия. Грузы, ввезенные как гуманитарная помощь, терялись. На миллионы и миллионы гривен. Вот поэтому благотворительные и общественные организации еще весной этого года начали поднимать вопрос о том, что нужно нормировать порядок ввоза.
— То есть принятие постановления КМУ №953 — это в том числе и их инициатива?
— Я не могу сказать, что постановление Кабинета министров — это инициатива неправительственных организаций. Но упрощенка, введенная постановлением КМУ №174, точно нуждалась в изменениях. Ибо у неправительственных организаций нет времени писать запросы на таможню, чтобы узнать, не заехали ли на них «левые» грузы от псевдоволонтера, условного «Васи».
— В чем суть автоматизированной системы, заработавшей 1 декабря в соответствии с постановлением КМУ №953?
— В том, что получатель гуманитарного груза, юридическое лицо, должен внести данные о грузе в автоматизированную систему, и этому грузу присваивается уникальный номер. А поскольку доступ к автоматизированной системе будет иметь только сама организация, «Вася» на ее имя уже ничего не завезет. И это однозначно положительный фактор, который начнет работать с внедрением автоматизированной системы. Но хорошая идея может быть плохо реализована.
— А именно? Что в ней плохого?
— В частности, в первоначальной редакции постановления №953 доступ в эту автоматизированную систему возможен лишь при наличии квалифицированной электронной подписи (КЭП) руководителя организации. Условно говоря, если ЮНИСЕФ либо Красный крест, равно как и другие крупные общественные организации и благотворительные фонды, завозят гуманитарные грузы, то руководитель этой организации должен превратиться в оператора, поскольку вряд ли он решится передать свою КЭП сотрудникам организации.
Представители неправительственных организаций неоднократно указывали Минсоцполитики на эту проблему. Там обещали в финальной версии устранить ее. Финальная версия была обнародована 17 ноября. А уже 20-го принята Кабмином. Три дня — это мало, чтобы вычитать все и выловить все «блохи». Но главное — нам удалось добиться отсрочки безальтернативного ввода автоматизированной системы до 1 апреля. Это время необходимо для того, чтобы обеспечить плавный переход, чтобы все научились работать в системе. Да и на то, чтобы выявить все недостатки и нормативно их урегулировать.
— Что еще у нас плохого?
— В постановлении №953 предписывается отображать в автоматизированной системе получателей. Что нам это дает? Это позволяет любому человеку увидеть склады волонтерских организаций на карте! То есть мы как получатель показываем свою дислокацию — указываем врагу цель.
— И это будет в свободном доступе?
— Да, это в свободном доступе в автоматизированной системе. Да-да!
— Воинские части как приобретатели гуманитарной помощи тоже обязаны показывать свою дислокацию?!
— В постановлении №953 прописано, что если у вас получатель, приобретатель груза воинская часть, вы можете не отображать ее дислокацию на карте. Но если у меня гражданский груз для гражданского населения?
Например, если фонд завозит груз — фуру тактической медицины — без предварительного плана распределения, то есть не по заказу конкретной воинской части, а для пополнения складских запасов... Так, широко известный фонд «Лелека-Україна» завозит такмед, а затем, получив заявки, распределяет его. Соответственно, «Лелека-Україна» не сможет поставить галочку «не відображати», потому что фактически у него на конкретный момент нет запроса именно на эту гуманитарную помощь. Таким образом, фонд будет вынужден показать на карте в публичном доступе, где находится их склад тактической медицины.
— «Хорошая» цель для врага...
— Очень «хорошая» цель для ракетного или дронового обстрела. И даже если брать полностью гражданские грузы — продукты питания, например, неужели следует выставлять волонтерские складские хабы на публичную карту?
— Давайте уточним, кто может быть получателем гуманитарной помощи.
— Согласно действующему Закону «О гуманитарной помощи», принятому еще в 1999-м с последующими поправками и дополнениями, им может быть исключительно юридическое лицо, внесенное в реестр получателей гуманитарной помощи.
Система явно еще не отлажена полностью. Она заточена под то, чтобы обмениваться в электронном виде информацией с базой данных таможни. Однако неизвестно, как будет вести себя система после того, как груз пересек границу.
Еще проблема: донор отсылает что-то, получатель — юрлицо — внес в декларацию тот перечень товаров, который предоставил донор. Но, как это часто бывает, отправитель в последний момент без уведомления что-то доложил либо, наоборот, не нашел из того, что планировал отправить, но в декларации это «что-то» присутствует. Поэтому в автоматизированной системе предусмотрены инвентаризационные описания и отчеты. Но как это реально работает, трудно сказать...
На встрече в Минсоцполитики 21 ноября было анонсировано создание рабочей группы, и мы надеемся, что представители благотворительных фондов и общественных организаций смогут присоединиться к ней для наработки изменений к постановлению №953. Надеемся, что это будет не такая рабочая группа, как месяц назад, где просто все собрались и поговорили, а легитимная рабочая группа — с персональным составом, утвержденным Минсоцполитики, и с правом запрашивать разъяснения у всех органов исполнительной власти и официально подавать те или иные рекомендации. Увидим, когда она сформируется и каков будет ее состав...
— О хорошем. Параллельное функционирование автоматизированной системы и декларативного принципа при ввозе гуманитарки в Украину будет возможным до 1 апреля?
— Да. Но это все равно не избавляет нас от ряда проблем, перечисления которых хватит еще на одну публикацию. Надеемся, что постановление Кабмина №953 будет работать в новой редакции и продолжать совершенствоваться.
— При тесном взаимодействии с общественными организациями и благотворительными фондами. Надеемся!