Комитет проголосовал за поправку с перевесом всего в один голос, — комментирует для ZN.UA ситуацию глава профильного подкомитета по вопросам административно-территориального устройства Виталий Безгин. — В зале будет жесткая дискуссия по этому поводу.
«Фракция «Голос» настаивает на старой норме в 90 тысяч, Всеукраинская Ассоциация Громад — на 50 тысячах, но в качестве компромисса их конечно же устроит порог в 35 тысяч. Парламент разделен почти пополам. Однако если депутаты все-таки примут решение опуститься до 10 тысяч, то мы рискуем загнать территории в глубокую и ненужную политическую полемику. Плюс не стоит забывать о наличии медийно мощных пророссийских проектов и пр. Мы просто еще больше раскачаем страну», — говорит он.
Безгин утверждает, что внутри фракции идет демократический процесс обсуждения поправок в Избирательный кодекс. Если мы собираемся развивать партии, строить сети и заниматься идеологией, то стратегически — я за партизацию. И соответственно против сохранения 90-тысячного барьера для мажоритарной системы. Это абсолютно искусственная норма, некогда базировавшаяся на количестве населения Ужгорода как самого малого областного центра. Но это уже давно не актуально. Ужгород де-факто утратил статус единственного центра притяжения в Закарпатье, уступив быстро и мощно экономически развивающемуся Мукачево.
Поэтому, углубляя партийное присутствие в громадах, логично понизить планку до населенных пунктов с количеством избирателей в 35 тысяч по сути сохранив самовыдвижение для сельской территории. Говорить же об идеологии и условной борьбе капитализма и социализма на уровне сельских громад с населением в 10 тысяч — это фарс. В то время как там нет дорог и освещения.
«Такой подход нелогичен и для самой партии власти. Ну, предположим, что все элиты на местах завтра перекрашиваются. Но какого они качества? И помогает ли это строить настоящие институции и страну?», — говорит Безгин.
Не позднее 90 дней до даты голосования, продолжает обозреватель Инна Ведерникова, определенной в Конституции, парламент должен официально назначить местные выборы, чтобы кампания стартовала в срок — 5 сентября, а выборы состоялись 25 октября. Спикер Дмитрий Разумков многозначительно призвал профильный комитет держать вопрос на контроле. Еще бы — осталась одна сессионная неделя.
Помимо постановления о новом административно-территориальном устройстве и изменений в Бюджетный кодекс, которые нардепы собираются голосовать пакетом, депутатам все же придется разобраться с Избирательным кодексом. И если стратегически давно и прочно взят курс на партизацию местных выборов, то тактически в товарищах согласья нет.
Еще в апреле ЦИК обозначила десять пунктов, требующих безотлагательного решения, иначе избежать коллапса во время избирательной кампании будет сложно. Но власть, заигравшаяся в партизацию, тянет время. Взятый «слугами» в заложники Избирательный кодекс с четырьмя тысячами технических и политических правок, — сознательный расклад в свою пользу.
Однако самая компетентная команда в мире сильно рискует. И может переиграть сама себя, окончательно утащив на дно не только партийный, но и президентский рейтинг и поставить под угрозу всю избирательную кампанию, а заодно и страну. Подробности читайте в материале Инны Ведерниковой «Местные выборы. У кого джокер?».