ЕСЛИ БЫ ВЫБОРЫ СОСТОЯЛИСЬ 8 МАРТА… - Политическая ситуация в Украине. Новости, обзоры, аналитика, эксклюзивы. - zn.ua

ЕСЛИ БЫ ВЫБОРЫ СОСТОЯЛИСЬ 8 МАРТА…

25 января, 2002, 00:00 Распечатать

Вот и верь теперь женским стенаниям о нелегкой бабьей доле. Другие годами культивируют все менее п...

Вот и верь теперь женским стенаниям о нелегкой бабьей доле. Другие годами культивируют все менее плодородное электоральное поле, тщетно орошая его обильным мужским потом, а эти, явившиеся буквально за день до начала посевной, уже окидывают проклюнувшиеся из-под их нежных ручек всходы, сулящие невероятные виды на урожай. Покуда навороченные заграничные пиарщики напрягали свои натруженные извилины в поисках нехоженых троп к сердцу украинского избирателя, тот в спешном порядке начал выстраиваться в ряды поклонников прекрасного пола. И это при том, что всеукраинское объединение «Жінки за майбутнє» практически не имеет прошлого. Минюст вписал его в реестр политических партий 30 марта прошлого года, аккурат за день до наступления срока, после которого регистрация новой структуры, собравшейся на выборы,— дело абсолютно бесперспективное. Согласно закону о выборах, участвовать в них могут только те партии, чьи «свидетельства о рождении» получены не позже, чем за год до планирующегося акта всенародного волеизъявления. Ну, да Бог с ним, «Жінки» — не единственный проект, созданный под выборы. Но ему единственному из новорожденных посчастливилось проникнуть в верхние строки социологических опросов, посвященных электоральным пристрастиям.

Не обладает «ЖЗМ» и какой-то новаторской идеологической начинкой. Не спорю, проблемы украинских женщин для кого-то могут показаться вполне подходящим предметом приложения усилий общественных организаций и движений феминистского толка. Но двигать во власть по формальному признаку, в данном случае по половому, по меньшей мере — неразумно. Не пришло же никому в голову объединяться, к примеру, по росту, полноте, цвету волос или по наличию лысины. Хотя с учетом все большей склонности нашего народа к аполитичности, что является вполне объяснимой реакцией на несостоятельность наших политиков, исключать таких перспектив все-таки не стоит.

Именно тем, что в идеологическом плане «ЖЗМ» являются альбиносами, и объясняется их успех у электората. Однако в этом смысле фемины не первопроходцы. Их (а точнее их способ завоевывания сторонников) уже не раз успели сравнить с Партией зеленых. Кто во время прошлой избирательной кампании знал «экологов» в лицо? Правильно, никто. Запечатлев было свои физиономии на рекламных плакатах и буклетах, они то ли по чьему-то мудрому совету, то ли руководствуясь интуицией очень быстро заменили их на безликие подсолнухи. Не появились дебютанты предвыборных соревнований и на телевизионных экранах. Зато их противопоставление себя политикам, которые, как вещалось в «зеленых» роликах, занимаются демагогией, обеспечило им внимание, а в итоге и голоса избирателей. Массированная атака, произведенная на телезрителя накануне нового года с помощью надежного оружия — рекламных телевизионных роликов, главным героем которых были «Жінки за майбутнє», проходила по тому же принципу и возымела аналогичный эффект. Поселив в неискушенных умах мнение о том, что, если бы в законодательный орган кому-то нужно было провести партию танцующих человечков, телевидение за два-три месяца справилось бы с поставленной задачей.

Однако умы искушенные, делающие поправку на особенности нынешней избирательной кампании, не могут не понимать, что бронзовое призерство по итогам соцопросов «Жінкам» помогли взять не только ролики. Новоявленные политические вундервумен отличаются непреодолимой тягой к благотворительности и меценатству. И этому вряд ли стоило бы уделять особое внимание, если бы не масштабность подобной деятельности. Вот цитата из отчета за декабрь Комитета избирателей Украины (КИУ): «В Николаевской области партией «Жінки за майбутнє» проводилась агитация среди военных срочной службы путем предоставления бытовых услуг, материальной помощи. В Сумской и Харьковской областях «Жінки за майбутнє» раздавали пищевые наборы. На Буковине областная организация «ЖЗМ» во всех районах области проводила акцию «Фото для мамы», в ходе которой в школах и дошкольных учреждениях, библиотеках, клубах культуры проводилось бесплатное фотографирование детей на фоне партийной символики. Кроме того, были проведены несколько благотворительных праздничных мероприятий в районах области с вручением подарков детям из малообеспеченных семей… и благотворительная акция в гематологическом центре и нескольких городских интернатах». Это далеко не полный перечень примеров «агитации путем бесплатного предоставления товаров и услуг», по части чего, по свидетельству КИУ, среди остальных партий «Жінки» являются абсолютными лидерами. На них приходится больше трети подобных акций.

Если сложить объемы подобного инвестирования в «женскую» политическую карьеру с затратами на рекламную поддержку, то партийная казна «ЖЗМ» хилой не покажется. А были еще грандиозные концертные туры звезд украинской и российской эстрад по городам и весям страны, проводимые под патронатом партии. По оценкам специалистов, один только концерт похожего уровня (с участием Иосифа Кобзона, Эдиты Пьехи, Валентины Толкуновой, Сергея Захарова, Николая Носкова и т. д.) тянет на сотню тысяч долларов. Правда, происходило все это до начала избирательной кампании, а значит, ничего предосудительного с точки зрения законодательства в том нет. И предвыборная касса становится объектом пристального внимания со стороны ЦИК только за 90 дней до выборов. Кто у нас так упорно настаивал именно на этом сроке?

Вот и наступило время перейти от разговора о том, чего у «ЖЗМ» нет, к тому, чем они могут похвастать. Могут, но никогда не станут. Как там их лидер опровергла разговоры о том, что по списку партии-де в парламент вознамерилась пройти Людмила Николаевна Кучма? Такие слухи, заявила (явно переусердствовав по части эмоциональности, что не преминуло сказаться на стройности логики) Валентина Довженко, могут распространять только враги партии. Ищите опровержения, учат мудрые люди, в них — соль политики. Нет, первая леди страны о депутатстве действительно не помышляла — не царское это дело. Но историю возникновения и становления «ЖЗМ» информированные источники упорно связывают с ее именем. В возглавляемом Валентиной Довженко Всеукраинском благотворительном фонде надежды и добра Людмила Кучма занимает пост председателя попечительского совета. О давних приятельских отношениях этих женщин известно далеко не узкому кругу людей. Правда, Валентина Ивановна пытается опровергнуть и это, предпочитая эпитету «приятельские» определение «деловые».

Может быть, авторитет первой леди государства повлиял на стремительный рост рядов и существенное укрупнение региональных организаций партии (по имеющимся данным, «ЖЗМ» насчитывает в своих рядах 320 тысяч не только женщин, но и мужчин, объединенных в 500 ячеек)? Или же свою роль сыграл тот факт, что, по удивительному стечению обстоятельств, лидерами краевых филиалов становились преимущественно руководители областных отделений Госкомитета по вопросам семьи и молодежи, возглавляемого г-жой Довженко? Не утверждая, что Валентина Ивановна пытается использовать административные рычаги, все же признаем эти вопросы небеспочвенными.

Есть еще одно удивительное обстоятельство. Хотя официальный предвыборный список «ЖЗМ» еще не обнародован, по имеющимся сведениям, в нем значится целый ряд лиц, чья трудовая деятельность связана с флагманом отечественной промышленности — «Запорожсталью». В частности, в реестре «Жінок» присутствует председатель правления ОАО Андрей Иванов. А 6 тысяч членов трудового коллектива комбината во главе с его гендиректором Виталием Сацким носят на груди партбилеты «ЖЗМ». Хочется верить, что они являются пламенными сторонниками идеи равенства полов. Но не следует забывать и о том, что один из совладельцев «Запорожстали» — народный депутат Василий Хмельницкий, активный участник многочисленных акций, проводимых под патронатом супруги Президента. О некоторой причастности Василия Ивановича к реализации политического проекта «Жінки за майбутнє» можно судить по двум обстоятельствам. Во-первых, кроме уже перечисленных членов партийного списка «ЖЗМ», в нем присутствует Ирина Белоусова, действующий член парламентской фракции Партии зеленых и давний деловой партнер г-на Хмельницкого. По свидетельству знающих людей, в 1998 году в список ПЗУ она попала исключительно благодаря его протекции. Во-вторых, юридический адрес партии «ЖЗМ» — Туровская, 13. Странное совпадение: в указанном месте, как утверждают информированные лица, имеют свои рабочие кабинеты г-да Иванов и Хмельницкий.

Хотелось бы избежать преждевременных выводов, но что-то слишком много связующих нитей у Василия Хмельницкого, Людмилы Кучмы и Валентины Довженко. А потому не покажутся такими уж надуманными предположения тех, кто считает, что на авторство «ЖЗМ» в равной степени претендуют как Людмила Николаевна, так и Василий Иванович. Хотя, разумеется, каждый из них, затевая это мероприятие, руководствовался собственными резонами. Первая вполне могла быть заинтересована в реальном расширении своего политического влияния (и, естественно, расширения влияния своего благоверного). А у второго есть прямой резон обзавестись в новом парламенте еще одной (помимо ПЗУ, где Хмельницкий в первой пятерке) лоббистской структурой. Тем более что совладелец «Запорожстали», по мнению людей, хорошо его знающих, — один из немногих бизнесменов, которые за время пребывания в Верховной Раде не только не потеряли, но еще и умудрились существенно расширить свой бизнес, приумножив капиталы. И если участвуя в финансировании предвыборной кампании «зеленых» в 1998-м Василий Иванович серьезно рисковал (не победи ПЗУ на выборах — ее основной спонсор вряд ли когда-нибудь вновь появился бы на политическом и бизнесовом пространстве страны), то теперь он может чувствовать себя гораздо увереннее, даже имея двух реципиентов.

Сами «зеленые», узнав о том, что Хмельницкий «изменил» им с «жінками», были задеты за живое. И дело не только в финансовом вопросе. Как утверждают знатоки, соответствующих предложений у политических экологов — в избытке. Куда обиднее им, что «ЖЗМ», используя те же PR-наработки, что ПЗУ четыре года назад, отбирает их потенциальный электорат из числа неопределившихся.

Впрочем, конфликт «зеленых» с Василием Хмельницким так и остался партийной тайной. Гораздо больше его должны волновать трения с Людмилой Николаевной, по некоторым сведениям, недавно возникшие.

Причиной тому якобы послужило формирование партийного списка «ЖЗМ». Поговаривают, будто Василий Хмельницкий и Людмила Кучма разошлись во взглядах на то, что стало решающим фактором относительного успеха нового политического проекта — деньги и технологии или же административные рычаги. Соответственно, предполагаемые «родители» «Жінок» не смогли прийти к общему знаменателю и в другом, более важном вопросе: чье слово должно быть решающим при утверждении окончательного предвыборного реестра партии. Именно этими недоразумениями наблюдатели и поясняют очевидную волокиту с оглашением списков «ЖЗМ». Именно в этом, по их мнению, кроется причина зафиксированного несколько дней назад охлаждения в отношениях между Людмилой Кучмой и Валентиной Довженко, успевшей, как поговаривают злые языки, оценить всю степень соблазнительности предложений со стороны оппонентов первой леди.

Не беремся судить, насколько вышеописанное соответствует действительности. Как и прогнозировать, чем этот конфликт, если он таки реальный, закончится. В любом случае партия «Жінки за майбутнє» имеет большие шансы сформировать свою фракцию в новом парламенте. Вряд ли ее рейтинг, даже при самых неблагоприятных условиях, до выборов успеет упасть ниже четырехпроцентной отметки. Народ воспринял мэссидж «ЖЗМ», продемонстрировав свою давнюю склонность любить тех, кто раздачу продуктовых пакетов совмещает с предоставлением зрелищ. Хотя не стоит, наверное, сбрасывать со счетов и мнение о том, что решающий этап выборов наступает в кабинке для голосования. И его результат может существенно отличаться от результатов предварительных этапов. Поучительна эта история и для сторонников пропорциональной системы выборов, одним из аргументов которых является то, что мажоритарный округ можно легко купить, и значит, мажоритарная система ведет к коммерциализации парламента и законодательного процесса. Партия, как показывает пример «Жінок», вполне может быть коммерческим проектом и служить для реализации чьих-то бизнес-планов, не особо прикрываясь при этом политическими лозунгами и целями. И совершенно не важно, состоят в ней преимущественно мужчины или только женщины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно