Недавнее объединение под крышей одного министерства Минрегиона и Мининфраструктуры — весьма рискованный эксперимент власти. ZN.UA уже писало о том, как из нового утвержденного положения случайно выпали функции, касающиеся региональной политики. Хотя положение оперативно поправили, сложность задач, стоящих перед новой командой Минрегиона, максимальная. Как и ответственность. Что и отмечают в этой статье " Государственная региональная политика 2023: быть или не быть? " ее авторы - эксперты Анатолий Ткачук, Юрий Третяк и Иван Лукеря, непосредственно участвовавшие в децентрализации и создании новой региональной политики, которую поствоенная Украина должна развивать, а не похоронить.
"Мининфраструктуры, которое теперь стало центральным органом исполнительной власти, ответственным за формирование и реализацию государственной региональной политики, стоит перед серьезными вызовами, ключевым из которых, вероятно, является вызов философский — как перейти от километров к сплоченности; от мостов к людям, которые ими пользуются; от скоростных поездов к связыванию местных, региональных и национальных транспортных сетей", - пишут авторы.
Эксперты отмечают, что Мининфраструктура должна достичь совместных действий между разными участниками восстановления — бизнесом, местным самоуправлением, международными донорами, чтобы обеспечить насущные потребности пострадавших от войны украинцев, которых нужно мотивировать вернуться в Украину.
По словам авторов, проект восстановления Украины войны является самым масштабным и сложным проектом восстановления после Второй мировой войны.
Для того чтобы восстановление обеспечило стремительное развитие Украины, эксперты рекомендуют выполнить ряд необходимых задач:
- Восстанавливать территории с учетом их возможного развития и в соответствии с приоритетами государственной региональной политики, использовать восстановление для укрепления административной состоятельности развития территорий, научиться использовать средства и контролировать их использование на восстановление согласно процедурам Политики сплоченности ЕС;
- совместно с ЕС разработать план мероприятий по выполнению Украиной условий, определенных главой 22 Acquis Communautaire;
- реформировать статистику, ввести системные, регулярные аналитические исследования и социологические опросы для выявления вызовов, обоснования проблем, программирования решений;
- положить в основу планирования регионального развития территориальный подход с использованием функциональных типов территорий;
- актуализировать Государственную стратегию регионального развития (ГСРР2027), региональные стратегии развития (РСР), разработать стратегии восстановления территориальных громад и регионов, пострадавших от войны;
- сформировать при правительстве группу украинских советников высокого уровня, которая совместно с правительством и ЕС будет готовить проекты решений, методик, рекомендаций;
- совместно с ЕС создать Joint Task Force по вопросам региональной политики;
- сформировать украинскую переговорную команду по главе 22 Acquis Communautaire.
Авторы отмечают, что задачи сложны и их много, но их решение необходимо и возможно.
"Министерство и его работники имеют возможность войти в историю восстановления и развития Украины. В каком статусе уже зависит от них", - добавили авторы.