Верховная Рада приняла за основу законопроект №5850 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно отдельных вопросов деятельности Национального банка Украины». Документ поддержали 283 народных депутата.
«Законопроект разработан с целью усовершенствования действующих положений Закона о НБУ и приведения их в соответствие с лучшей мировой практикой. Кроме этого, ряд предлагаемых законопроектом изменений направлен на нормирование отдельных вопросов в деятельности Национального банка, которые возникают при осуществлении им своих функций и требуют урегулирования для обеспечения надлежащего выполнения Национальным банком законодательно определенных полномочий», - говорится в пояснительной записке.
Документ предлагает урегулировать вопрос внутреннего управления в Национальном банке. В частности, предлагается дополнить перечень квалификационных требований к лицам, которые назначаются на должности членов Совета НБУ, главы Нацбанка и его заместителей, а также установить перечень ограничений и дополнить перечень оснований для увольнения с должности таких лиц.
Также документ уточняет отдельные нормы о полномочиях Совета НБУ, порядке его работы и взаимодействия с правлением Нацбанка. Проект закона предусматривает введение полномочий правления НБУ по разработке Кодекса этики его работников и определения коммуникационной политики учреждения.
Предлагается внедрить нормы об обязанностях для членов правления Национального банка, его работников и членов Совета по защите интересов НБУ.
Также предлагается внести изменения в законодательство по управлению золотовалютным резервом, а именно:
- уточнить инструментарий Национального банка для более эффективного управления золотовалютным резервом;
- уточнить круг контрагентов, с которыми можно будет проводить операции с золотовалютным резервом;
- унифицировать в тексте Закона о НБУ использования термина «золотовалютный резерв».
Закон также предлагает, чтобы НБУ раз в год предоставлял правительству информацию об ожидаемой часть прибыли к распределению НБУ, которая будет подлежать перечислению в государственный бюджет. Предлагается вместо обязательства установить право НБУ и правительства проводить взаимные консультации.
Кроме того, предлагается исключить положения статьи 52 Закона о НБУ по поддержке экономической политики правительства. Авторы законопроекта утверждают, что этот вопрос является предметом регулирования статьи 6 Закона о НБУ и не требует дополнительных уточнений и дублирующих норм.
Также документ предлагает:
- усовершенствовать и осовременить терминологический аппарат Закона о НБУ;
- установить возможность для Нацбанка обеспечивать представительство его интересов в органах власти иностранных государств, защиту прав и интересов НБУ в заграничных юрисдикционных органах;
- внедрить функцию НБУ по созданию (ведение) информационных систем (реестров, баз данных), необходимых для выполнения функций валютного регулирования и надзора;
- внедрить право устанавливать необходимость создания и ведения таких реестров (баз данных) для банков;
- изменить подход к изъятию избыточной ликвидности посредством предоставления Нацбанку права начислять проценты на средства, размещенные на счетах банков, открытых в нем;
- закрепить право НБУ проверять банки и юридические лица, имеющие лицензии на предоставление банкам услуг по инкассации, по соблюдению ими требований нормативно-правовых актов Нацбанка по вопросам порядка ведения кассовых операций, инкассации средств и перевозки валютных ценностей, организации охраны помещений;
- уточнить отдельные положения Закона о НБУ для согласования их с расширением его полномочий по регулированию небанковского финансового сектора.
Напомним, правление Национального банка приняло решение увеличить учетную ставку на 0,5 п.п. до уровня 8,5% годовых. В то же время большинство банкиров были уверены, что Нацбанк повысит учетную ставку. Поскольку НБУ движется в мировом тренде реагирования инфляции - за последний месяц процентную ставку повысили полтора десятка центробанков по всему миру.