Во время встречи с Владимиром Путиным Ким Чен Ын назвал отношения с РФ первым приоритетом Северной Кореи и пообещал быть вместе с Россией «в борьбе против империализма» в то время как она «поднялась на священную борьбу для защиты своего государственного суверенитета и безопасности». В очевидном намеке на российскую агрессию против Украины Ким подчеркнул, что поддерживает «все решения», принятые Путиным. И это очевидно. Ведь Северная Корея — одна из немногих стран, признавшая оккупированные Россией территории и оказывающая Москве безусловную политическую и дипломатическую поддержку.
Нынешняя встреча двух мировых изгоев подтвердила еще и вероятность военно-технического сотрудничества между странами. США неоднократно обращали внимание на заинтересованность Москвы в получении северокорейского оружия и боеприпасов для ведения войны против Украины, хотя обе страны активно отрицали эту информацию. Впрочем, от военной помощи, за исключением единичных случаев (например, была информация о продаже оружия группировке вагнеровцев), до недавнего времени Северная Корея воздерживалась.
Визит министра обороны Сергея Шойгу в Пхеньян в июле этого года заложил платформу для нынешнего визита Ким Чен Ына в Россию и подтолкнул к военному сотрудничеству. Сразу после этой встречи глава Северной Кореи начал инспекцию заводов по производству оружия (в частности двигателей для БПЛА и стратегических крылатых ракет, снарядов для РСЗО и т.п.) и складов боеприпасов. Накануне визита в РФ западные СМИ обнародовали информацию, что северокорейский лидер в обмен на оружие может запросить ракетные и космические технологии, а также продовольственную и финансовую помощь.
Интерес к технологиям со стороны КНДР получил косвенное подтверждение — в делегацию вошли преимущественно представители военного руководства, а Владимир Путин провел встречу с Ким Чен Ыном на космодроме «Восточный» в Амурской области. Российский президент аргументировал выбор места для переговоров намерениями помочь КНДР превратиться в «космическое государство», в частности посодействовать в строительстве космических спутников. Запуск спутников на орбиту — один из приоритетов северокорейского лидера. В апреле этого года он дал распоряжение запустить военный разведывательный спутник и подготовиться к развертыванию в космосе целой группировки аналогичных аппаратов. Впрочем, две попытки в апреле и августе закончились неудачей, но в октябре планируется третий запуск.
Кроме того, для Ким Чен Ына были организованы встречи на других «инновационных объектах» и на заводе по производству истребителей «Сухой» в Комсомольське-на-Амуре.
По результатам встречи, включавшей и разговор тет-а-тет, не было подписано никаких официальных документов. Впрочем, стороны отметили, что обсуждали двустороннее сотрудничество, военно-политическую ситуацию на Корейском полуострове и в Европе. На вопрос, были ли разговоры о военно-техническом сотрудничестве, Путин подчеркнул, что РФ соблюдает санкции ООН, но в этой сфере «есть перспективы».
Вопрос санкций позже детализировал министр иностранных дел Сергей Лавров. По его словам, санкции против Северной Кореи (которые, кстати, поддержала Россия) принимались в «абсолютно другой геополитической ситуации». С момента принятия последней резолюции в 2017 году РФ и КНР решили, что больше санкций против Пхеньяна не будет (с тех пор страны блокируют резолюции, связанные с КНДР). Лавров обвинил западные страны в том, что они не выполнили обещания «параллельно двигаться и по политическому, и по гуманитарному треку» и «обманули и нас, и китайцев, и северокорейцев». Поэтому с китайскими партнерами подготовлены резолюции, нацеленные на решение гуманитарных вопросов Северной Кореи и восстановление политического процесса для «укрепления безопасности в Северо-Восточной Азии».
Всем очевидно, что российская сторона лукавит, когда пытается балансировать между уже наложенными на КНДР санкциями и «перспективами» сотрудничества. Санкции ООН в отношении Северной Кореи запрещают: торговлю оружием и военной техникой, технологиями двойного назначения, транспортными средствами, промышленными машинами и металлами; ограничивают импорт нефти и нефтепродуктов, природного газа и научно-техническое сотрудничество с КНДР; экспорт северокорейской рабочей силы (при этом ранее российские официальные лица допускали ее использование на «восстановлении Донбасса»). И это лишь небольшая часть ограничений, наложенных на страну. Так, запуски спутников, с чем Москва пообещала помочь Пхеньяну, нарушают резолюции Совбеза ООН из-за использования баллистических технологий.
Именно поэтому основные разговоры и договоренности проходили в закрытом режиме. Накануне встречи пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков не скрывал, что будут обсуждать «чувствительные сферы», которые не следует оглашать и анонсировать. В то же время для всех было озвучено разве что предложение Путина подготовить к запуску в космос северокорейского космонавта, приглашение Ким Чен Ына российскому президенту посетить Пхеньян, планы восстановления работы двусторонней комиссии на уровне МИД двух стран, а также общие фразы о «множестве проектов», в частности по расширению логистики и развитию сельского хозяйства.
Сейчас сложно прогнозировать, насколько далеко зайдут отношения между двумя странами, но сам факт встречи и перспективы военно-технического сотрудничества вызвали серьезную обеспокоенность у западных стран и азиатских соседей КНДР.
Очевидно, что «снарядный голод» на фронте заставил РФ, как отметил глава МИД Италии Антонио Таяни, «обратиться к самому плохому из возможных партнеров». Доподлинно неизвестно о реальных объемах северокорейских запасов оружия, их техническое состояние и производственные возможности этой страны, а большинство экспертов сходятся во мнении о «незначительном влиянии северокорейского оружия на ход войны». Впрочем, как отметил в интервью радио NV руководитель ГУР МО Кирилл Буданов, Россия в течение полутора месяцев (срок совпадает с визитом Шойгу в Пхеньян. — Н.Б.) уже получает оружие из КНДР. Речь идет о снарядах 122 мм и 152 мм для пушек советского образца, а также ракеты к РСЗВ «Град». А это, безусловно, помогает России затягивать войну против Украины.
США неоднократно предупреждали две страны о недопустимости передачи оружия из Северной Кореи в Россию, поскольку это нарушает ряд резолюций СБ ООН, а также пообещали «без колебаний ввести санкции». Но санкции будут иметь ограниченное влияние: как КНДР, так и РФ получили их достаточное количество, но смогли не только найти способ выживать в условиях ограничений, но и продолжили развивать ракетно-ядреную программу (в случае с КНДР), а также в обход санкций и экспортного контроля, введенных Западом, даже увеличить производство ракет и других видов оружия по сравнению с довоенным уровнем (в случае с РФ).
Кроме того, передача военных технологий Северной Корее серьезно повлияет на ситуацию в Восточной Азии, подтолкнув Южную Корею и Японию к дальнейшему укреплению своих военных возможностей. На фоне визита Ким Чен Ына в Россию несколько американских высоких должностных лиц (среди которых исполняющий обязанности заместителя министра обороны по вопросам политики Саша Бейкер и заместитель министра торговли Дон Грейвс) уже в ближайшие дни планируют посетить Сеул, чтобы обсудить вопрос безопасности и выработать совместную позицию в отношении договоренностей между Москвой и Пхеньяном.
Не исключено, что показательная демонстрация готовности Кремля помочь Пхеньяну в развитии его ракетно-космического потенциала имеет цель, среди прочего, послать сигнал южнокорейскому президенту Юн Сук Йолю, который усиливает свое сотрудничество со США, сближается с НАТО и отправляет нелетальную и финансовую помощь Украине. О том, что РФ может дать КНДР военные технологии, если Сеул будет поставлять Киеву оружие, Путин лично пригрозил еще прошлой осенью. Эта угроза стала серьезным предохранителем для корейской власти, которая по этой причине, даже несмотря на давление западных партнеров, до сих пор не решилась продавать летальное оружие Киеву.
Внутри Южной Кореи сближение Пхеньяна и Москвы усилит критику оппозиции в адрес президента под тем предлогом, что он не сумел должным образом управлять отношениями с этими двумя странами. Для оппозиции, выступающей за сближение с Северной Кореей, Россией и Китаем, это в определенной степени и важный козырь накануне парламентских выборов в апреле следующего года.
Во всей этой ситуации невозможно обойти вниманием Пекин, который является незримой стороной в процессах, касающихся российско-корейского сближения, хотя и пытается показывать себя как постороннего наблюдателя. Китайские официальные лица посетили Пхеньян одновременно с российскими высокими должностными лицами в июле и сентябре этого года. Официальным предлогом для этих встреч послужило празднование 70-летия окончания Корейской войны и 75-летия основания КНДР. Представители двух стран приобщились к праздничному параду, на котором Северная Корея продемонстрировала запрещенное резолюциями СБ ООН вооружение, а российский министр обороны Шойгу во время этого визита предложил Ким Чен Ыну провести трехсторонние военно-морские учения между Россией, КНДР и Китаем. Со стороны Пекина никаких возражений относительно этого не прозвучало. По некоторым данным, на встрече российской и корейской делегаций в РФ мог также присутствовать представитель Китая.
Пекин негативно воспринимает усиление военного сотрудничества между США, Японией и Южной Кореей, укрепление взаимодействия с Филиппинами, Индией, шаги к сближению с Вьетнамом и рассматривает их как направленные на сдерживание развития Китая. Поэтому, российско-северокорейское военное сближение, воспринимаемое с большим предостережением со стороны Вашингтона и его партнеров, а также усиление сотрудничества в треугольнике КНР—РФ—КНДР служат ответом Соединенным Штатам со стороны Китая и России.
Китай остерегается западных санкций, зависит от западных инвестиций и экспорта, поэтому осторожен в действиях, которые могли бы нанести ему вред, но в то же время имеет в руках «полезного идиота» — Россию, оттягивающую ресурсы Запада в войне против Украины и повышающую градус напряжения в Восточной Азии. Для Китая российская деструктивная политика служит дополнительным инструментом противостояния со США. Следовательно, не стоит ждать, что он будет препятствовать корейскому военному взаимодействию, в частности и поставкам оружия. Более того, возникает обеспокоенность, не станет ли северокорейский канал возможностью для поставки вооружения в РФ и из Китая. Сейчас это выглядит как предположение, которое должно стать важным пунктом для отслеживания и предотвращения.
Очевидно одно — чем больше у Владимира Путина будет времени для ведения военных действий в Украине, тем больше возможностей он будет получать для формирования и усиления оси мировых изгнанников, а значит, для подрыва международного порядка или того, что от него осталось.