Имея такой тяжелые опыт политизированных судей советского времени в Польше считали, что сначала нужно создать предохранители, которые бы гарантировали справедливое назначения судей, чтобы система была прозрачной. Об этом во время пресс-конференции Democracy in action: Zero corruption conference рассказала Анна Сухоцкая - почетный президент Венецианской комиссии Совета Европы и экс-премьер-министр Польши.
"Тогда в Польше решили о создании Высшего совета правосудия. Это было решено в результате оживленного обсуждения. В других переходных демократиях были похожи практики. Мы имели хороший образец для подражания - немецкую модель, где министр юстиции играет роль в назначении судей. Мы имели такую же традицию. Но в советские времена, когда исполнительная власть имела возможность назначать судей, мы получили негативный опыт и поэтому искали более нейтральное решение. Изначально мы считали, что орган должен быть плюралистическим и состоять не только из числа судей. Но мы понимали, что все же большинство должны составлять судьи, потому что это был первый шаг гарантировать независимость правосудия. Далее ВСП шаг за шагом пытался стать своеобразным министерством юстиции - становился более демократичным и пытался уже делать в свою пользу. И это был первый признак, что нам следует создать еще более плюралистический орган, но не политизированный", - объясняет Сухоцкая.
Она считает, что следует пригласить больше независимых специалистов из числа юристов, которые были бы членами ВРП, но не из числа политиков. Сейчас в Польше является радовать закон о Высшем совете правосудия, яки предусматривает, что большинство судей избираются парламентом, потому что судьи, избранные парламентом, могут представлять две негативные действия - политизация и корпоратизация. Следовательно, это не лучшее решение.
"Я считаю, что ВСП остается не менее важным органом для обеспечения независимости, поэтому для того, чтобы играть важную роль в назначении судей, ВСП должен быть автономным органом и состоять из добропорядочных людей. Иначе будет легко выйти на коррупцию", - объясняет Сухоцка.
Также нужно поднять вопрос декларации активов для судей, считает она.
Сегодня большей проблемой является не коррупция, а политизация судей ВСП, потому что они более склонны именно к этому, объяснила Сухоцкая.
Накануне Верховная Рада приняла за основу еще один законопроект из этого пакета - №5068, который предусматривает создание Этического совета по профессиональной оценке и добродетели членов ВСП, а также Службы дисциплинарных инспекторов.
Отметим, Венецианская комиссия указала на слабые места законопроекта №5068 о перезапуске ВСП. Комиссия рекомендовала украинским депутатам усилить и сделать решающей роль международных экспертов в процессе отбора будущих членов ВСП и проверки на добропорядочность нынешнего его состава. В Венецианской комиссии настаивают на том, что решающее влияние на решение Этической комиссии должны иметь не украинские судьи, а эксперты, номинированные международными партнерами Украины.
США и Евросоюз высказались за усиление роли международных экспертов.
Подробнее о законопроектах Владимира Зеленского и их направленности – в статье Романа Куйбиды “Судебная реформа. Три шага президента” для читателей ZN.UA.