Ориентировочно с октября 2024 года на границах ЕС должна заработать новая система въезда-выезда EES, которая может существенно изменить процедуру пересечения границы с Европейским Союзом и странами Шенгена, в частности и для граждан Украины. Хотя опыт нескольких перенесений запуска EES в предыдущие годы свидетельствует, что это может произойти вновь, стоит уже сейчас знать, чего ожидать от новой системы, поскольку она непосредственно будет касаться граждан Украины.
Для начала немного истории. EES как часть реформ «умных границ» была задумана в Европейской комиссии еще в далеком 2008 году. После нескольких лет консультаций и дебатов в 2014-м была проведена техническая оценка эффективности и влияния этой системы на трансграничное движение, благодаря которому были сформированы основные черты новой системы. В 2016–2017 годах был принят соответствующий Регламент ЕС 2017/2226. Но запуск EES, запланированный вначале на 2022 год, переносили по меньшей мере трижды на разные даты в 2022 и 2023 годах.
Именно из-за смещения даты старта EES неоднократно переносили и начало работы механизма предварительной регистрации безвизовых путешественников ETIAS, который будет требовать перед путешествием в рамках безвизового режима заполнить специальную анкету и заплатить семь евро сбора (о нем неоднократно писали в украинских медиа). Дело в том, что начало работы ETIAS прямо привязано к началу работы EES и может быть запущено только после того, как система EES станет полностью операционной.
Что такое EES
Система въезда-выезда EES — это цифровой механизм учета и контроля пересечений границ ЕС, особенно путешественниками, которые пользуются безвизовым режимом. Его основная цель — устранить пробел в пограничном контроле, возникающий из-за того, что общую внешнюю границу Шенгенского пространства контролируют разные страны, не имеющие налаженных механизмов обмена информацией о том, кто и когда пересекает эту границу. В сущности, EES — это единая база данных о пересечении границы стран ЕС и Шенгена, которой до сих пор не существовало.
Но EES изменит не только управление пересечением границы для государственных органов ЕС, но и процедуру пересечения для самих путешественников.
Процедура въезда
Основные новшества EES состоят в том, что путешественники, пересекающие границу ЕС в рамках безвиза или с краткосрочными визами, будут сдавать на въезде биометрические данные — отпечатки четырех пальцев правой руки (все, кроме большого) и фото лица, а пограничники больше не будут ставить в паспорт штампы о въезде и выезде.
Для получения биометрии ЕС планирует установить на пунктах пропуска специальные киоски самообслуживания, где путешественники смогут отсканировать пальцы и лица. По оценкам Еврокомиссии, это создаст дополнительную задержку на границе около 40 секунд, но ее должна компенсировать экономия времени на других этапах контроля.
EES будет действовать на въезде в 29 стран ЕС и Шенгена, в частности в Румынию и Болгарию, у которых раньше были несколько отличные правила пребывания, а также в Норвегию, Швейцарию, Лихтенштейн и Исландию, которые не являются членами ЕС. Вне пределов новой системы в ЕС останутся Кипр и Ирландия, где все будет работать «по-старому».
Если вы будете путешествовать в ЕС в рамках безвиза, система будет фиксировать время ваших въездов и выездов и максимально разрешенную продолжительность пребывания. Также EES будет иметь общедоступный онлайн-сервис, который заменит Шенгенский калькулятор и благодаря которому безвизовый путешественник сможет узнать, сколько неиспользованных дней пребывания в Шенгенской зоне у него осталось. Этот сервис будет работать и для путешественников с краткосрочными визами.
Также важно знать, что это обязательно. Если вы откажетесь от биометрической идентификации на границе ЕС, дальше вас не пропустят.
Минимизация человеческого фактора
EES должен упростить жизнь пассажирским перевозчикам, которые получат ограниченный доступ к базе данных EES и смогут проверять действие визы пассажиров. Также это новшество должно устранить недоразумения между пассажирами и перевозчиками, когда последние не позволяли посадку пассажирам, потому что у тех были какие-то неизвестные или непонятные перевозчикам документы, как это случалось, например, в первые месяцы после получения Украиной безвизового режима.
Конец просрочкам
Едва ли не самый популярный способ незаконного пребывания/трудоустройства иностранцев в ЕС — это приехать на законных основаниях (безвиз, туристическая виза и т.п.) и остаться после того, как истечет срок разрешенного пребывания (например, 90 дней в рамках безвиза или срок визы). Перед пандемией и вторжением России в Украину на этом попадались ежегодно 20–40 тысяч наших сограждан. И, конечно, не только украинцы практикуют эту тактику. Каждый год в ЕС выявляют сотни тысяч неурегулированных мигрантов (более 600 тысяч в 2022 году), значительная часть которых — именно те, кто превысил сроки пребывания.
EES должна положить конец или по крайней мере существенно ограничить такие возможности. Во-первых, пограничники больше не будут считать дни по штампам в паспорте вручную, что сделает невозможным шансы «проскочить» на выезде или въезде, как и использование поддельных штампов. Во-вторых (и это более существенно), система автоматически будет отслеживать сроки пребывания путешественника в ЕС и вносить его/ее имя в список нарушителей в то же миг, когда закончится срок пребывания. Более того, доступ к этой базе данных будут иметь национальные органы власти стран-членов ЕС/Шенгена, и это, наверное, главное изменение.
Если раньше нарушителей миграционного законодательства выявляли на выезде или во время «рейдов» или других выборочных мер контроля, теперь страны-члены будут знать о нарушителях, которые могут находиться на их территории, в режиме реального времени.
Влияние на граждан Украины
В случае внедрения EES в октябре 2024 года на границе могут возникать вопросы, связанные с путешествиями граждан Украины, получивших временную защиту. Четкой информации о том, «будет ли видеть» EES статус украинцев с временной защитой, которые ненадолго оставили территорию ЕС и возвращаются назад, нет. Но с учетом того, что национальные системы стран-членов ЕС не имеют налаженного обмена данными по временной защите, вполне можно предположить, что этой информации не будет и в EES. В таком случае на границе могут возникать недоразумения, поскольку система будет считать бенефициаров временной защиты безвизовыми «туристами», превысившими срок пребывания.
Но даже если эта проблема будет решена, гражданам Украины, имеющим статус бенефициаров временной защиты, вероятнее всего, придется сдавать отпечатки и фото на въезде в ЕС. И точно придется пройти эту процедуру всем гражданам Украины, въезжающим в ЕС на основании безвизового режима.
Также интересен вопрос, не приведет ли новая система к задержкам на границе. По крайней мере такие опасения недавно высказывали британские депутаты и представители бизнеса, поскольку граждане Соединенного Королевства тоже будут подлежать новым требованиям, а трафик между Британией и Францией очень интенсивный и сосредоточен в нескольких узких точках вроде порта Дувр или туннеля под Ла-Маншем.
Европейская комиссия обещает задержку около 40 секунд на человека, и это выглядит как реалистичная оценка. Например, Украина использует похожий метод сбора биометрических данных у россиян и некоторых других иностранцев на границе с 2018 года, и средняя продолжительность сбора данных не превышала этот срок. К тому же киоски самообслуживания должны еще больше сократить процесс.
Но очень сложно предусмотреть суммарный накопительный эффект даже таких маленьких задержек в большом потоке людей. Для украинской границы особенно чувствительными могут стать потенциальные задержки водителей грузовиков, движение которых и так значительно замедлено в связи с несовершенством инфраструктуры и процедур контроля, а также регулярными блокадами на польской территории. Заранее подготовиться к внедрению EES на этом участке, проинформировать водителей и других путешественников о том, что и как делать, и максимально продумать организацию пересечения границы в первые недели работы новой системы очень важно. И это — задача не только для пограничных и таможенных служб, но и для самих путешественников, перевозчиков и экспортеров.