Офис президента никак не пристроит экс-главу «Укроборонпром» Юрия Гусева на новую должность.
Попытка отправить его в Чехию не увенчалась успехом из-за категорического отказа Праги видеть у себя экс-чиновника, которого, как пишут СМИ, подозревают в коррупции во время его пребывания в должности замминистра обороны. Теперь Гусева пытаются сосватать в Азербайджан.
Запрос на агреман (предварительное согласие на его кандидатуру), Киев отправил в Баку еще месяц назад. Если в Азербайджане согласятся с кандидатурой Гусева, то он пополнит ряды списанных топ-чиновников, которых Банковая трудоустроила в последние годы послами. Но по состоянию на прошлую неделю Баку еще не дал ответа. Возможно потому, что там тоже понимают, кто лоббирует Гусева и для чего.
Юрий Гусев запомнился безрезультатной работой в Херсонской области и своим неэффективным менеджментом во время пребывания в «Укроборонпроме», провалив реформирование концерна, завалив программу по производству отечественных ракет, потеряв «Мрію»… Ведь если Россия перезапустила ОПК, где люди работают в три смены, то в «Укроборонпроме» времен Гусева мы не увидели ничего подобного.
Хотя, может, об эффективности экс-чиновника лучше знает Давид Арахамия, пролоббировавший Гусева на две предыдущие должности и лоббирующий его теперь на посольскую должность в Азербайджан?
Проявит ли себя Гусев и каким образом на дипломатическом поприще?
Политические назначенцы на посольских должностях — явление достаточно распространенное. К этой практике часто прибегают в США и РФ. Но для того, чтобы политик стал хорошим дипломатом, мало быть патриотом и знать английский язык. Необходимо понимать особенности культуры и истории страны, уметь коммуницировать с местными истеблишментом и оппозицией, разбираться в нюансах национальной политической кухни. Не менее важно иметь в посольстве и профессиональную дипломатическую команду.
За годы своей президентской каденции Владимир Зеленский, как и его предшественники, не раз практиковал политические назначения послов. Бывший генпрокурор Ирина Венедиктова отправилась в Швейцарию, экс-вице-премьер Павел Рябикин — в Китай, бывший министр обороны Андрей Таран — в Словению. Экс-главу Луганской ОГА Сергея Гайдая хотят отправить в Казахстан. (Впрочем, Астана отказывается выдавать ему агреман.) В Великобританию прочат занимавшего до недавнего времени пост министра обороны Алексея Резникова.
Во многих случаях направление в дипломатическую миссию — способ подсластить горечь отставки политику, пребывание которого на определенной должности перестало устраивать Зеленского и главу его офиса Андрея Ермака. Иногда это плата за лояльность и готовность без скандалов покинуть занимаемый пост или же — благодарность за оказанные определенные услуги. Крайне редко в Киеве учитывают специфику страны, назначая послом экс-топ-чиновника. Один из свежих примеров — назначение в Китай Павла Рябикина, завалившего работу в Минстратегпроме.
Политические назначения полностью ложатся в политику ручного управления ОП дипломатической службой. Они так же демонстрируют и кризис, который сейчас переживает дипломатическая служба. Одним из ярких его проявлений стало объявление конкурса на замещение посольских должностей в ряде стран.
Но опыт с назначением Андрея Тарана показывает, что двусторонние отношения могли быть более результативными, если бы туда назначили профессионального дипломата. А история с послом в Болгарии Олесей Илащук демонстрирует, насколько пренебрежительно на Банковой относятся к стране-поставщику оружия Украине, назначая на высокую дипломатическую должность случайного человека. Судя же по интервью Федора Шандора, на кандидатуре которого в качестве нового посла в Венгрии остановились в ОП, то в случае подписания указа о его назначении проблемы у нашей страны на венгерском направлении, вероятно, только умножатся.
Не случится ли так и с Азербайджаном? Ведь Баку для Киева — особый партнер.
Долгое время Украина, озабоченная проблемой диверсификации источников и маршрутов транспортировки энергоносителей, связывала с Азербайджаном надежды на освобождение от энергетической зависимости от России: в девяностые и нулевые Киев приложил немало усилий, чтобы нефть из азербайджанских месторождений пошла по украинским трубам, а газ — на украинские терминалы СПГ. Увы, амбициозные проекты так и не были реализованы. Где-то по вине Киева, а где-то — Баку.
Но не только отсутствие реализованных энергетических проектов отдаляло партнеров по ГУАМ. Свою роль играло и различие внешнеполитических ориентиров. Если для Киева главный партнер Запад, то для Баку — это Анкара: Азербайджан пусть и не антизападный, но и не прозападный. На двусторонние отношения влияние оказывал и страх Баку перед «экспортом революции» — в авторитарном Азербайджане с подозрением наблюдали за Помаранчевой революцией 2004 года и Революцией Достоинства 2013–2014 годов.
И хотя сегодня двусторонние отношения далеко не стратегические, но, все же, Киев нуждается в Баку.
Во-первых, Азербайджан важен для нас с точки зрения логистики при перемещении товаров в Центральную Азию и Китай. Во-вторых, учитывая российскую агрессию, нашей стране необходима политическая поддержка на международной арене. И Киев вправе был ожидать ее от Баку. Ведь Украина всегда «подписывалась» за своего партнера по ГУАМ, голосуя в международных организациях за территориальную целостность Азербайджана и поставляя ему оружие и военную технику во время первой и второй карабахских войн.
Однако Баку занимает осторожную позицию, ведя свою игру с Москвой: несмотря на то, что влияние России на Азербайджан падает, азербайджанцы не стремятся совершать резких движений, способных вызвать негативную реакцию Кремля. Как следствие, спустя неделю после широкомасштабного вторжения России в Украину, азербайджанская делегация не присутствовала на голосовании резолюции Генассамблеи ООН ES-11/1, осуждающей российскую агрессию. Этой же позиции азербайджанцы придерживаются и в дальнейших голосованиях.
Но оглядка на Москву не мешает Баку публично заявлять о поддержке территориальной целостности Украины и не признавать «выборы» на оккупированных территориях, оказывать Киеву гуманитарную помощь и поставлять нам бензин: азербайджанское топливо имеет критическое значение для Украины. Примечательно, что представитель азербайджанского посольства принимает участие в обсуждении «формулы мира Зеленского», которое проводит ОП.
Наконец, богатый Азербайджан важен Украине не только во время войны, но и после: азербайджанцы готовы инвестировать в страну, где они могут работать по понятным им правилам игры.
Так выиграют ли от этого назначения украино-азербайджанские отношения?
Чтобы реализовать украинские интересы в этой стране, надо научиться работать с Азербайджаном. Войти в систему и завязать контакты с нужными группами влияния. В первую очередь с Алиевым и его женой. Исправить впечатление, оставленное Гусевым после визита в Баку в бытность главой «Укроборонпрома». Нам в Азербайджане нужен слуга Украины, а не слуга одного господина, для которого организовывается бизнес-горлышко.
В противном случае назначение послом этого экс-чиновника станет наказанием не только для Азербайджана, но и для Украины.