Согласно постановлению ВР № 907-VIII от 24.12.15 следующее пленарное заседание парламента должно состояться 26 января. В соответствии с 2 частью 90 статьи Конституции "президент Украины имеет право досрочно прекратить полномочия Верховной Рады, если на протяжении тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться". Последнее заседание ВР состоялось 24 декабря прошлого года. К 26 января перерыв в пленарной работе парламента составит 32 дня. Что, по словам Мусияки, даст главе государства формальный повод поставить вопрос о роспуске ВР.
В комментарии ZN.UA Виктор Мусияка высказал предположение: принимая постановление № 907-VIII, депутаты, скорее всего, просто забыли о конституционном предостережении, содержащемся в 90 статье Основного закона.
Виктор Мусияка уточнил, что досрочное прекращение полномочий ВР в этом случае является не обязанностью, а правом главы государства. Но он отметил: "если пленарные заседания не начнутся в 30-дневный срок, президент получит дополнительные рычаги влияния на парламент". И напомнил, что в аналогичной ситуации ВР оказалась в 1997 году. "Тогда, дабы не провоцировать президента Леонида Кучму на возможный роспуск Верховной Рады, парламентарии вынуждены были созвать однодневное пленарное заседание, чтобы прервать 30-дневный срок".
ZN.UA напоминает, что 19 мая 2004 года, после соответствующего обращения президента Кучмы, Конституционный суд принял решение, в котором содержалось толкование 2 части 90 статьи Основного закона. Тогда, отвечая на вопрос "Что следует понимать под словосочетанием "пленарные заседания не могут начаться?" КС пояснил: это "следует понимать так, что пленарные заседания Верховной Рады Украины не могут начаться из-за несоблюдения порядка работы Верховной Рады, установленного Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады, что делает невозможным осуществление парламентом конституционных полномочий".
По мнению Виктора Мусияки, "из этого толкования не следует, что право президента досрочно прекращать полномочия Верховной Рады наступает только в тех случаях, если пленарные заседания ВР не могут начаться из-за блокирования работы парламента либо ввиду отсутствия кворума. Отсутствие пленарных заседаний в течение 30 дней уже дает повод говорить о неосуществлении Верховной Радой своих конституционных полномочий".
Напомним, что решение о продлении срока проведения третьей сессии Верховной Рады восьмого созыва было продиктовано необходимостью до завершения сессии (согласно процедуре, прописанной в Основном законе) провести окончательное голосование за проект конституционных изменений. Этот проект предусматривает децентрализацию власти и предполагает "особенности местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей".
Очевидно, если парламент приступит к пленарной работе позднее, чем через 30 дней, Петр Порошенко получит дополнительные возможность воздействовать на депутатский корпус, в том числе, и в вопросе принятия конституционных изменений.