Почему именно днепропетровское украинско-британское предприятие «Динамо—Силейр» стало объектом любви нынешнего начальника ДГАИ генерала С.Коломойца?..
Почему именно днепропетровское украинско-британское предприятие «Динамо—Силейр» стало объектом любви нынешнего начальника ДГАИ генерала С.Коломойца? Видимо, потому что именно под его крылом тогда еще начальника Днепропетровского ОблГАИ «Динамо—Силейр» появилось на свет, став монополистом по производству номерных знаков в Украине. При ежегодной потребности в 500 тысяч номерных знаков в год украинские британцы умудрились каким-то невероятным образом заключить семилетний монопольный контракт на производство этих номерных знаков общей суммой что-то около 100 млн. долл. США. Для того чтобы никто не усомнился в правильности такого выбора, даже специальный ГОСТ был разработан — ДСТУ 3650-97. Разрабатывал этот документ Научно-исследовательский центр безопасности дорожного движения, которым в тот момент руководил снова-таки господин Коломоец. В качестве помощника и консультанта к разработке был привлечен компетентный специалист. Им, но странному стечению обстоятельств, оказалось украинско-британское предприятие «Динамо — Силейр». Что бы там ни творили окружающие, как бы ни требовали покончить с монополией, которая объективно стоила украинцам дополнительно многих миллионов гривен, система работала безотказно. «Динамо—Силейр» производит свою продукцию на самом высоком уровне. Когда, наконец, удалось добиться от МВД логичного разрешения для областных управлений ГАИ самим решать, у кого закупать номерные знаки, исходя из цены и удобства, новоиспеченный заместитель начальника ДГАИ Коломиец потребовал прекратить это безобразие и вернуться к состоянию общей любви и монополии «Динамо — Силейр». На тот момент Коломоец всего два дня был в должности зама. Для обезвреживания конкурентов «Динамо — Силейр» был привлечен консультант со стороны — лаборатория завода «Арсенал». Из документов, предоставленных «Арсеналом», следовало, что продукция конкурента не соответствовала требованиям ДСТУ. Правда, в письме Украинского научно-исследовательского института стандартизации, сертификации и информатики указывалось: «... ВЦ «Арсенал» ... не аккредитован в системе УкрСЕПРО на проведение испытаний номерных знаков для транспортных средств». Но это было оставлено без внимания и последствий. В тот небольшой отрезок времени, когда Коломоец по независящим от себя причинам не мог активно влиять на судьбу «Динамо — Силейр», в МВД наконец решились привести вопрос организации производства и поставки номерных знаков в соответствие действующему законодательству, проведя тендер, по результатам которого был заключен контракт с ООО «Светофор». Срок действия контракта ограничен одним годом — с 1 января по 31 декабря 2005 года, как того требует закон «О закупке товаров и услуг за государственные средства» и бюджетный кодекс Украины. К сожалению, идиллия законности на рынке производства номерных знаков длилась недолго.... Первые шаги нового начальника ДГАИ были направлены на решение глобальной задачи — возобновление заказов на производство номерных знаков на ЗАО СП «Динамо—Силейр» любой ценой. Монополия на рынке производства номерных знаков предусмотрена «всего лишь на семь лет». Хотя не исключена возможность продления этого срока путем заключения дополнительных соглашений. В принципе, закупками в МВД должен заниматься Департамент ресурсного обеспечения МВД Украины (ДРО). 12 января 2004 года тогдашний исполняющий обязанности министра подписал распоряжение, пункт 2 которого гласил: «ДРО ... подготовить проект внесения изменений в контракт от 03.12-1998 №4/4916 между УГАИ МВД Украины и Украинско-британским ЗАО с иностранными инвестициями — заводом «Динамо—Силейр» и определить заказчиком на изготовление и поставку номерных знаков для транспортных средств Департамент ресурсного обеспечения». В общем, все предельно ясно. Нужно подготовить проект по внесению изменений и назначить ДРО заказчиком во всех договорах на поставку и производство номерных знаков. Так, между прочим, было понято и в ДРО, и в ДГАИ. Но через год в новом распоряжении № 298, подписанном новым министром, уже в пункте 1.1 черным по белому значится: «Подготовить проект внесения изменений в контракт от 03.12.1998 № 4/4916 между УГАИ МВД Украины и Украинско-британским закрытым акционерным обществом с иностранными инвестициями заводом «Динамо—Силейр» (с внесенными изменениями) и определить заказчиком на производство и поставку номерных знаков для транспортных средств Департамент государственной автомобильной инспекции МВД Украины». Совершенно понятно, что текст пункта 2 и текст пункта 1.1 имеют противоположное направление. То, что первоначально передавалось ДРО, снова возвращается ДГАИ. Но за время, прошедшее между первым и вторым распоряжением, Коломоец, уже генерал, стал начальником ДГАИ. Поэтому и текст теперь прочли по-другому. По его генеральскому разумению, фраза «определять заказчиком» относится только к договору с «Динамо — Силейр». В тексте нет этого уточнения, там, как и год назад, ясно подразумевается ВЕЗДЕ, во всех возможных договорах. И так же исполнялось, но Коломойцу выгодно читать иначе. Почему? Это дает возможность реанимировать договор, нарушающий антимонопольное законодательство плюс еще несколько законов, и послать ко всем чертям результаты прошлогоднего тендера на производство номерных знаков. Кроме того, утверждается, что продукция ООО «Светофор» не соответствует требованиям ДСТУ со ссылкой на заключение лаборатории завода «Арсенал». Той самой, которая уже фигурировала в истории с номерами. Теперь лаборатория уже вроде сертифицирована, но, по мнению органов сертификации Госстандарта Украины, и нынешнее заключение не соответствует действительности. Госстандарт считает, что продукция ООО «Светофор» соответствует требованиям действующих стандартов, а «Арсенал» услужливо подпевает Коломойцу. Уже который раз. Но вот тут и появляется интересный нюанс борьбы за качество и соответствие. Оказывается, «Динамо — Силейр» не имеет права производить номерные знаки. Не потому, что так хочется какому-то генералу, не потому, что кто-то с кем-то заключил грязный договор, а потому, что так решил суд. Вернее, вначале государственное предприятие «Днепропетровский региональный государственный научно-технический центр стандартизации» (после ряда проверок «Динамо — Силейр») обратило внимание на несоответствие продукции «Динамо» требованиям ДСТУ 3650:2004 и своим распоряжением от 27.07.2004 года № 60917 запретило реализацию номерных знаков. Через месяц «Динамо — Силейр» сообщило Центру стандартизации, что недостатки устранены, и пригласило инспектора на повторную проверку. Инспектор остался удовлетворен и дал разрешение на реализацию, забыв только приложить к акту повторной проверки копию протокола периодических испытаний. Когда же государственный инспектор попытался проверить достоверность материалов «индульгенции», его просто не пустили в «Динамо—Силейр». Оказалось, что испытательная лаборатория не компетентна, то есть не аккредитована на проведение испытаний номерных знаков, как в свое время и лаборатория «Арсенала», протокол академических испытаний не зарегистрирован в лаборатории и не может считаться достоверным. В результате за фальсификацию результатов испытаний лаборатория лишилась аттестата аккредитации, а «Динамо — Силейр» было лишено права на торговлю знаками и оштрафовано. Очень забавно защищалось в суде «Динамо — Силейр». Они утверждали, что если договор с ними — тот самый, семилетний — был подписан до введения нового ДСТУ, то это самое ДСТУ им не указ. Они будут работать по старым нормативам. Несмотря на то, что Хозяйственный суд Днепропетровской области решение Днепропетровского центра стандартизации отменил, Днепропетровский апелляционный хозяйственный суд решение метрологов признал законным. То есть с 10 сентября 2004 года «Динамо — Силейр» не имело права продавать свои номерные знаки. Однако это вовсе не помешало закупать знаки у «Динамо — Силейр». Да, можно было не знать о днепропетровских приключениях с фиктивными актами проверки. Но возможно ли быть не в курсе относительно того, что определением Хозяйственного суда города Киева самому ДГАИ МВД Украины запрещено выдавать заказы на производство номерных знаков по контракту № 4/4916 от 03.12.1998? Однако даже прямой запрет главного государственного исполнителя заказывать номерные знаки у «Динамо—Силейр» не смог остановить этот процесс.