Внимание, говорят дети!

Поделиться
Из 45 минут школьного урока на каждого ученика приходится в среднем по 90 секунд. Рассматривая фотографии из чужого семейного альбома, человек задерживает взгляд на изображениях детей около полутора секунд...

Из 45 минут школьного урока на каждого ученика приходится в среднем по 90 секунд. Рассматривая фотографии из чужого семейного альбома, человек задерживает взгляд на изображениях детей около полутора секунд. Маленькому выслушать других трудно, поскольку многое непонятно. Когда подрастаешь, выслушать других трудно, потому что некогда.

Быть призывником срочной службы мы можем начиная с восемнадцати лет. По общему правилу заниматься предпринимательской деятельностью — с шестнадцати. В исключительных случаях нести ответственность за совершенные преступления — с четырнадцати. С какого возраста мы можем претендовать на то, чтобы быть услышанными людьми, творящими «судьбу государства», судьбу нашего мира? Ведь понятие «быть услышанным» не ограничивается лишь эпизодической фокусировкой внимания, услышать идею — значит, задуматься над ней с точки зрения приятия или отрицания.

8 декабря 2006 года в здании комитетов Верховной Рады собралось больше ста человек. Народные депутаты, представители Кабинета министров, Чрезвычайный и Полномочный Посол Словацкой Республики в Украине и другие уполномоченные лица от представительств иностранных государств в Украине, ученые и ведущие специалисты в области права, демократии, гражданского общества, а также ученики старших классов со своими учителями и студенты высших учебных заведений Украины и России. На этот раз в здании парламента поздравляли детей. А главное — их слушали.

Все собрались, чтобы наградить победителей и финалистов седьмого Международного конкурса ученических и студенческих работ по правам человека. Проведением конкурса творческих работ по правам человека традиционно занимаются национальные и международные институции. В 1996 году его впервые организовали Харьковская правозащитная группа, Международное общество прав человека и Образовательный центр прав человека. Конкурс существовал как ежегодное мероприятие по 2001 год. Однако с 2002-го по 2004-й он не проводился из-за отсутствия финансирования. Суммарное количество участников предыдущих шести конкурсов составляет почти 10 тысяч.

Седьмой конкурс стартовал в ноябре 2005 года. Организаторы поместили объявление в СМИ, Интернете, распространили информацию в учебных заведениях. Объявление о проведении седьмого конкурса заключало лишь одну гарантированную возможность — высказаться. Оргкомитет в течение двух месяцев получил более двух тысяч заявок от учеников и студентов из Белоруссии, Молдовы, России, Украины. Каждый, отправивший заявку, получил бесплатный набор литературы соответствующей тематики. В итоге в оргкомитет поступило более тысячи творческих работ.

Темы, предложенные для анализа, касались проблем прав человека и ребенка, демократии, интеграции Украины в международные структуры (Евросоюз и НАТО). Седьмой конкурс предоставил молодежи возможность высказывать собственные идеи, мысли об институциональных формах общественно-политической жизни. То есть предложенные для творческого осмысления темы не были развлекательными, однако степень интереса молодежи к седьмому конкурсу была столь высокой, будто речь шла об SMS-викторине.

Участие в общественных отношениях предполагает пассивную и активную формы: влиять на события, находиться под их влиянием. Влияние на события в позитивном ключе мы называем созиданием. Созидание народа в отношении процессов устройства общества и государства мы называем «демократией».

«Праця задля демократії варта зусиль, адже через неї ми обираємо своє майбутнє, пізнаємо і розвиваємо себе як особистостей і соціальних істот, вплітаємо відповідальність за власну долю і долю інших у мереживо нашого повсякденного життя» (призер седьмого конкурса Светлана Нестеренко, г.Чернигов). Вряд ли стоит утверждать, что написание творческих работ для каждого из участников седьмого конкурса было «работой во имя демократии». Однако в работе Светланы Нестеренко косвенно сформулирована причина столь активного участия учеников и студентов в седьмом конкурсе: желание влиять не только на микро-, но и на макропроцессы, определяющие повседневную жизнь каждого из нас.

Автор этих строк некоторое время преподавал в школе. Предложил ученикам, читая учебник, находить и отмечать грамматические, пунктуационные, смысловые ошибки, допущенные составителем. Количество учеников, читающих учебник при подготовке домашнего задания, возросло на 40% (о чем сообщил мне школьный психолог, проводивший тесты). Стремление быть сопричастными к формированию условий ниши обитания в большом мире для ребенка, как правило, находит свое выражение только… «в выносках на полях карандашом». По-моему, их называют маргиналиями. Как назвать мнение ребенка, вынесенное за контекст? Как вернуть молодежную культуру основному контексту, как избавить молодежь от вынужденной маргинальности в обществе?

Готовность докторов наук, глав дипломатических представительств, экспертов международных структур и других специалистов читать ученические и студенческие эссе, направленные на анализ, к примеру, способов снижения уровня насилия в мировом масштабе, дает возможность вернуть мнение молодежи в пределы контекста, избавить его от «карандашной маргинальности».

«Найважливіше право для народу, особливо в період становлення власної державності, — це право, через систему адекватних і реально працюючих демократичних механізмів, опиратися владі у разі зловживань» (призер седьмого конкурса Кирилл Губарев, г. Киев).

Мнение и способ его изложения (с подробным уточнением механизма сопротивления «власти в случае злоупотреблений») заставляет задуматься. Многие мнения, идеи заставляют всмотреться внимательнее в «детско-юношеское творчество» с точки зрения возможности практического применения по-новому оцененных методик разрешения «старых» проблем. Следующим шагом, закономерно завершающим седьмой конкурс, организаторы запланировали издание брошюры (в ней будут помещены идеи, которые могут быть полезными для практики) и распространение тиража среди органов государственной власти во всех регионах Украины.

«Чи будуть наші конкурсанти сучасними політиками? Гадаю, що так: і це буде політика як мистецтво... Автори есе — розкуті, іронічні, широко обізнані, чіткі у своїх пропозиціях. Так і бачу сесійну залу або аскетичне «кабмінівське» приміщення. Наш промовляє! Щиро вірю, що складний шлях України буде скоригований саме Культурою» (Андрей Сухоруков, депутат Верховной Рады первого созыва, председатель правления Украинской секции Международного общества прав человека).

Может, мнение «детей» пригодится? Тем более что это самое «мнение» сформировано преимущественно в тех самых регионах, где будут распространяться брошюры.

Большая часть (51%) творческих работ поступили из маленьких городов, поселков городского типа и сел; 39% — из областных центров; 50 работ поступили из детских воспитательных колоний; и только неполные 5% составляют участники конкурса из г. Киева.

Организаторы седьмого конкурса планируют с февраля 2007 года объявить восьмой конкурс, более масштабный, возможно, с привлечением к участию в нем учеников и студентов из англоязычных стран. Но стоит признать, что намерение провести следующий конкурс даже частично не прояснит перспективы участников конкурса этого года, учеников и студентов, вышедших в финал, в полуфинал, да и вообще никуда не вышедших…

И все же кто-то поедет в Брюссель. Центр информации и документации НАТО в Украине приглашает (в качестве специального приза и одновременно учебной программы) троих победителей среди студентов посетить головной офис НАТО. Общественная организация «Ідеальна Країна» приглашает конкурсантов принять участие в проекте «Электронная демократия», направленном на формирование социальных программ и концепций для последующего воплощения в практику, а также рассматривает возможность проведения серии обучающих тренингов для финалистов, привлечения их к сотрудничеству на постоянной основе.

В процессе подготовки к любому конкурсу, как правило, участник задается вопросом: смогу ли я победить, попасть в финал, полуфинал, быть лучшим в своем регионе, школе? Но после награждения закономерный вопрос победителя касается дальнейших перспектив, возможности участвовать в процессах, направленных на реализацию собственных идей, продолжать заниматься теми же проблемами, но уже в качестве специалиста, а не конкурсанта. Этот вопрос возникал у меня, пока я учился в школе и стал победителем третьего и четвертого конкурсов. На этот вопрос сейчас может ответить Надя Трач (многократный победитель конкурсов предыдущих лет, а сегодня — старший преподаватель кафедры украинского языка национального университета «Киево-Могилянская академия», писатель, член жюри седьмого конкурса) и Дмитрий Гудыма (многократный победитель конкурсов предыдущих лет, член экспертной комиссии седьмого конкурса, научный сотрудник Львовской лаборатории прав человека и гражданина Национального государственного института государственного строительства и местного самоуправления Академии правовых наук Украины) и многие другие участники и финалисты конкурсов по правам человека.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме