Проблема чрезмерной загруженности делами Верховного суда Украины может быть разрешена путем отнесения пересмотра судебных решений в кассационном порядке к компетенции апелляционных судов. С таким предложением выступил правовед, народный депутат Украины, член фракции БЮТ, председатель комитета Верховной Рады по правовой политике, судья Верховного суда Украины Василий Онопенко. Он подал на рассмотрение Верховной Рады законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно обеспечения кассационного обжалования решений суда)».
Проект предлагает установить норму, согласно которой функции кассационного пересмотра решений судов возлагались бы на специально созданные при президиумах апелляционных судов специальные судебные коллегии в количестве не менее пяти судей. Согласно документу, такой порядок должен действовать временно до того момента, когда законодательно будет определено, какое звено судебной системы должно осуществлять полномочия кассационной инстанции. Кроме того, законопроект гласит, что дело не может быть пересмотрено как в апелляционном, так и в кассационном порядке в одном и том же апелляционном суде.
В.Онопенко предложил систему пересмотра судебных решений, принятых апелляционными судами разных областей. В частности, решения суда Винницкой области в кассационном порядке должны пересматриваться судом Львовской области. В свою очередь, решения этого суда должны пересматриваться апелляционном судом Хмельницкой области.
По мнению В.Онопенко, такая мера позволит в несколько раз ускорить рассмотрение дел в кассационной инстанции. А это, в свою очередь, поможет избежать потенциальных потерь Государственного бюджета по решениям международных судебных учреждений, которые могут быть приняты по жалобам на волокиту в рассмотрении дела со стороны участников судебного процесса. По статистике, в Верховном суде сейчас остаются нерассмотренными 48 000 дел, и их число продолжает динамично увеличиваться. «Все свободные помещения уже заполнены сейфами с делами, которые уже приходится размещать в коридорах», — отмечает судья. В результате с момента поступления кассационной жалобы и до ее рассмотрения проходит продолжительное время, что вызывает справедливые нарекания сторон. Выход из этой ситуации видится во временной передаче функций кассационный инстанции на уровень областных судов.
Кроме того, Верховная Рада намерена ввести на 10 лет особый порядок финансирования судебной власти. За принятие в первом чтении законопроекта №4189 «О временном порядке финансирования судебной власти в Украине» проголосовали 278 депутатов при необходимых 226. В пояснительной записке к документу сказано, что необходимость принятия этого закона вызвана неудовлетворительным уровнем финансирования судебной власти, что нередко приводит к фактическому прекращению нормальной судебной деятельности.
В частности, во время подготовки законопроекта о госбюджете во внимание принимаются только затраты на зарплату судьям и не учитываются элементарные потребности в обеспечении собственно судебной деятельности, защите судей и техническом обеспечении судов.
Законопроект предусматривает особенную процедуру планирования бюджетных ассигнований на финансирование судебной власти (включая особый порядок рассмотрения в Раде вопроса о финансировании судебной власти из бюджета), специфический порядок выделения, распределения и использования бюджетных средств, предназначенных для финансирования судебной власти.
Законопроект предусматривает выведение финансирования органов судебной власти из-под казначейской системы обслуживания бюджетных средств и предоставление органам судебной власти права самостоятельно решать вопрос об использовании бюджетных средств на свои нужды.
Закон о госбюджете на 2006 год предусматривает выделение судебной системе Украины 927,5 млн. гривен.
Верховная Рада намерена урегулировать кассационную проверку приговоров местных судов, внеся изменения в главу 31 Уголовно-процессуального кодекса.
За принятие в первом чтении проекта закона №7088 о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс (относительно пересмотра судебных решений) проголосовали 236 депутатов при необходимых 226.
Проект также предполагает возможность кассационного пересмотра постановлений местных судов по делам о применении принудительных мер воспитательного или медицинского характера, постановлений, препятствующих дальнейшему ведению дела, а также решений апелляционного суда, вынесенных относительно этих приговоров и постановлений. Под действие предлагаемых изменений не подпадают случаи, когда апелляционный суд отменил указанное решение, а дело направил на новое расследование или судебное рассмотрение.