ЦЕНА КОРРУПЦИИ

26 ноября, 1999, 00:00 Распечатать

Центр социальных экспертиз и прогнозов Института социологии НАН Украины на протяжении нескольки...

Центр социальных экспертиз и прогнозов Института социологии НАН Украины на протяжении нескольких лет занимается исследованием проблем, связанных с функционированием теневой экономики и коррупции как одной из ее составляющих. В августе 1999 года центром был проведен экспертный опрос по проблемам, связанным с коррупцией. В качестве экспертов выступили 20 руководителей малых частных предприятий с численностью работающих до 35 человек в г.Киеве. Сфера деятельности предприятий, руководители которых были опрошены, такова: производство, предоставление услуг, розничная торговля, оптовая торговля. Конечно, на основании проведения общенационального опроса общественного мнения, который бы включал выборочную совокупность респондентов, можно было бы провести более глубокий анализ этой проблемы, но и результаты экспертного опроса позволяют выявить некоторые общие тенденции и дают пищу для размышлений.

Целью исследования было изучение некоторых аспектов отношения руководства малых частных предприятий к коррупции и вопросов, связанных с этой проблемой, а именно:

1. Непосредственное понимание термина «коррупция».

2. Оценка уровня коррумпированности служащих различных государственных организаций.

3. Отношение к разным методам борьбы с коррупцией.

4. Определение главных социальных проблем, вызванных коррупцией.

5. Оценка уровня информированности предпринимателей о коррупционных действиях.

6. Оценка относительной эффективности действий власти по уменьшению коррупции.

1. Интересно проследить за ответами на вопрос, что подразумевают предприниматели под коррупцией.

65% опрошенных понимают коррупцию как «злоупотребление властью, превышение служебных полномочий для собственного обогащения». Половина респондентов (50%) понимают под коррупцией «взяточничество». 55% опрошенных считают, что коррупция - это «кооперирование власти и криминальных структур». На этот вопрос можно было давать несколько вариантов ответа. Можно сказать, что среди опрошенных предпринимателей не сформировалось однозначного понимания понятия «коррупция».

2. Все опрошенные предприниматели в своей деятельности сталкивались с фактами коррупции.

3. Недовольны объемом получаемой информации о коррупции 75% опрошенных, очевидно, зная по собственному опыту, что фактов коррупции в повседневной жизни гораздо больше, чем об этом сообщается в СМИ.

4. Интересно, что более половины опрошенных предпринимателей (55%) с недоверием относятся к информации о коррупции, при этом отмечая, что в Украине такая информация очень часто используется в политических целях, поэтому доверять ей довольно сложно.

5. Только 30% респондентов считают возможным использование платных информаторов для раскрытия фактов взяточничества. В то же время 65% опрошенных считают, что такие информаторы, в случае создания такого института, должны быть защищены государством.

6. Неблагоприятная оценка существующего положения со стороны руководителей малых предприятий прозвучала в ответах на вопрос о том, насколько часто встречаются в украинском обществе различные проявления коррупции: 90% ответивших назвали «получение взяток чиновниками для предоставления государственного заказа»; «злоупотребление служебным положением» (85% респондентов); «взяточничество с целью ускорения выдачи лицензии» (80% ответивших); «вымогательство денег у малых предприятий» (75% респондентов).

7. По мнению большинства опрошенных (75%), получение взятки является более серьезным преступлением, чем дача взятки. Лишь один респондент придерживается противоположного мнения.

8. Вызывает уважение позиция предпринимателей, которые возмущены уровнем коррупции в Украине и готовы поддерживать любого лидера в стране, который намерен бескомпромиссно бороться с этим явлением, - таковых среди опрошенных оказалось 75%.

9. В результате исследования выяснилось, что только 15% опрошенных предпринимателей давали взятку чиновникам по собственной инициативе. В то же время 70% респондентов заявили, что делали это «по совету» госслужащего.

10. Оценка предпринимателями добропорядочности учреждений отражена на диаграмме.

11. Пять наиболее коррумпированных организаций и учреждений, по мнению респондентов, таковы: 1. Госавтоинспекция.

2. Таможня. 3. Налоговая инспекция. 4. Милиция. 5. Министерства и другие органы исполнительной власти.

12. Фактически каждый предприниматель вынужден был «неофициально» доплачивать в 1998 году. На «взаимодействие» с чиновниками 30% респондентов тратили 10% своего годового дохода; 25% опрошенных тратили 30% дохода, а 15% респондентов пришлось «подарить» госслужащим 20% дохода.

13. Все опрошенные предприниматели без исключения считают себя пострадавшими от коррупции, из них 70% считают себя пострадавшими не только материально, но и морально.

14. Среди действий, которые, по мнению респондентов, больше всего способствуют распространению взяточничества и продажности государственных служащих, можно выделить следующие: «предоставление служебным лицам слишком многих прав» - 60% опрошенных; «существование в нормативных актах лазеек для взяточничества» - 60%; «недостаточный контроль за целевым использованием бюджетных средств» - 35%.

15. Основными причинами неэффективности действий власти против коррупции являются, по мнению респондентов: «нечестность, продажность работников государственных органов» - 85% опрошенных; «законы не предусматривают санкции за их нарушения» - 45%; «служебные лица имеют слишком много прав» - 40%.

16. Основными социальными проблемами, вызываемыми коррупцией, респонденты считают: «ухудшение морального состояния общества» - 65% опрошенных; «падение доверия населения к власти» - 55%; «снижение жизненного уровня населения» - 45%.

17. По мнению опрошенных предпринимателей, главными действиями правительства для обуздания коррупции должны быть: «усиление ответственности служебных лиц за взяточничество» - 50% респондентов; «обнародование декларации о доходах служебных лиц и их семей» - 50%; «усиление контроля за исполнением уже принятых законов» - 40%.

По мнению респондентов, самую большую цену вынужден платить из-за коррупции именно малый бизнес. Самое главное , что эта цена проявляется не во взятках как таковых, а в существовании экономического пространства, создаваемого коррупцией. Неэффективно функционирует рынок, так как необходимость давать взятки становится серьезным препятствием для вступления новых предприятий в рыночное пространство.

Социальные проблемы: вследствие коррупции увеличивается стоимость товаров и услуг, производятся товары, не соответствующие установленным стандартам, происходит обнищание простых людей. К сожалению, у политических лидеров страны нет моральной готовности и политической воли к борьбе с коррупцией.

Предприниматели считают: насколько средства массовой информации являются независимыми, ровно настолько они способны эффективно исполнять функции наблюдателей за деятельностью и поведением должностных лиц. СМИ должны постоянно следить за законодательной и исполнительной властями на предмет выявления случаев коррупции.

Что способно сделать борьбу с коррупцией эффективной? Во-первых, улучшение системы отношений и поведения в государственном секторе, а во-вторых, улучшение отношений и поведения граждан. Учреждениям необходимо срочно начать работать над профессиональным обучением и надзором за своими служебными лицами. Недостаточно иметь стратегию давления только на правительство. Необходимо воспитывать общественность, чтобы бороться против возрастающего восприятия коррупции как якобы неизбежного зла.

Исследование показало, что доверие к правительству у предпринимателей очень низкое. Коррупция является критическим показателем в подрыве доверия к государству, потому что оно и отображает, и вносит лепту в ослабление принципа верховенства закона, а также компетентности и последовательности власти

Исследование показало, что затраты на взятки варьируются даже между похожими предприятиями (по типу деятельности), наталкивая на мысль, что коррупция добавляет неуверенности относительно затрат на ведение бизнеса, что в конечном итоге отбивает желание к инвестициям в своей стране.

Итак, можно сказать, что последствия коррупции для развития Украины являются очень суровыми: в частности, «задушенные» инвестиции, неблагоприятные для развития малого бизнеса. Таким образом, о какой бы необходимости в срочных действиях против коррупции ни шла речь в этом исследовании, эта необходимость только увеличивается вопросами добропорядочности, связанными с отношениями между государством и малым бизнесом.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно