Судьи на защите прав человека… и своих зарплат

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Судьи на защите прав человека… и своих зарплат devisu.ua
Выстоят ли карантинные ограничения в Конституционном Суде?

Как у Толстого — каждая несчастливая семья несчастна по-своему, так и разные государства индивидуально решали проблему юридизации карантинных ограничений во время пандемии. Где-то это было введение чрезвычайного положения или его аналогов — осадного положения или чрезвычайной ситуации (не путать с украинским специфическим режимом чрезвычайной ситуации, не предусматривавшим ограничений прав и свобод). Где-то это регулировали законами, где-то — президентскими указами, а где-то — решениями правительства. Отличались и объемы введенных ограничений — от минимальных (как в Швеции) до максимальных (в Италии и Израиле). В Украине пошли путем введения правительственных ограничений с довольно мощным, близким к максимальному, перечнем запретов.

Кроме того, ради экономии бюджетных средств в начале карантина законодатель снизил зарплаты и другие выплаты всем публичным служащим, ограничив их 42 730 грн в месяц. Больше всего это задело топ-чиновников и служителей Фемиды, ведь в государственном аппарате зарплаты большей частью не дотягивают до уровня ограничения. Наиболее чувствительно ударило ограничение зарплат по судьям Верховного и Конституционного судов: минимальный размер вознаграждения судьи Верховного Суда составляет более 240 тысяч гривен, судьи КСУ получают соразмерно, но немного меньше. Поэтому в конце мая Верховный Суд и обратился с конституционным представлением о признании части ограничений, установленных правительством, противоречащими Конституции. А заодно — и о законе, которым были существенно снижены их зарплаты. 

Уже в самом начале введенные правительством карантинные ограничения резко раскритиковали юристы, в частности в части установления непропорциональных ограничений без легитимной цели способом, не предусмотренным Конституцией Украины. Чего стоит только тезис заместителя министра здравоохранения — главного санитарного врача Виктора Ляшко — о том, что запрет посещения парков не имел противоэпидемиологической цели, а был лишь способом психологического влияния на население. После такого заявления трудно верить поучительным установкам чиновников от медицины: возможно, это просто очередная попытка напугать нас?

Самой слабой частью юридической конструкции драконовских ограничений было то, что ни Конституция, ни законы не наделяют Кабмин полномочиями ограничивать права во время карантина в объемах, равноценных введению чрезвычайного положения. Конституция предусматривает сложную схему начала действия этого положения: инициирует его своим указом президент, а вводит в действие — Верховная Рада, причем не более чем на месяц. 

Кабмин же действовал на основании положения Закона «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», наделяющего правительство полномочием устанавливать карантинно-ограничительные меры, и Закона «О защите населения от инфекционных болезней», который, в целом, не содержит никакой конкретизации возможного объема ограничений. Такое законодательное регулирование явно противоречит принципу юридической определенности как составляющей верховенства права: «качественный» закон должен содержать понятные и четкие формулировки, которые давали бы гражданам надлежащее представление об обстоятельствах и условиях, при которых государственные органы уполномочены прибегать к вмешательству в их права.

Одним из последствий выбранной схемы введения карантинных ограничений со временем стала утрата легитимности правительственными решениями, — Луцкая и Тернопольская городские рады на днях отказались признавать новые карантинные ограничения, обосновывая это, в частности, сомнительным статусом Государственной комиссии по вопросам ТЭБ и ЧП и ее решений. В условиях паники начала весны этот аргумент не очень звучал, теперь же он вполне уместен. На Печерских холмах должны призадуматься, потому что ожидаемая «вторая волна» эпидемии может привести к катастрофе, если ограничения не будут иметь под собой крепкой юридической основы. Самим лишь принуждением со стороны полиции дело не решить, ведь суды почти в 90% случаев отказывают в привлечении к административной ответственности за нарушения правил карантина.

Слабость этой схемы была очевидна, кажется, почти всем юристам. Впрочем, возложение ответственности на правительство, с политической точки зрения, понятно: ни президент, ни парламент не хотят быть громоотводами недовольства граждан, а правительство Шмыгаля никому не жаль. Да и субъектность самого премьер-министра не позволяет ему противоречить воле Банковой и Верховной Рады.

Когда большая часть карантинных ограничений была снята, а население окончательно потеряло начальный страх, Верховный Суд разродился конституционным представлением о неконституционности введенных Кабмином ограничений. До этого времени Верховный Суд обращался с конституционным представлением один раз — поднимая вопрос неконституционности «судебной реформы» президента Зеленского. Его предшественник — Верховный Суд Украины — в Конституционный Суд обращался для отстаивания независимости судебной власти, которая состояла преимущественно в размере судейского вознаграждения и выплате надбавок. Неординарность нынешнего представления в том, что Верховный Суд решил задать вопрос о конституционности положений, касающихся всего населения Украины.

Такую смелость высшей судебной инстанции следует приветствовать, поскольку она демонстрирует наличие субъектности у судебной власти, готовой не только защищать собственные корпоративные интересы (которые, будем искренними, действительно важны для независимого правосудия и успешного государства), но и встать на защиту граждан. Кажется, третья власть все же хочет, чтобы ее не считали обслуживающим персоналом: уже упомянутое конституционное представление по «судебной реформе», преимущественно состоявшей в уменьшении количества судей Верховного Суда и снижении судейского вознаграждения, в конце концов было удовлетворено Конституционным Судом.

Но следует высказать несколько замечаний, ставящих это конституционное представление под удар. Оно в значительной степени касается постановления Кабмина, уже почти в полном объеме утратившего силу. Закон «О Конституционном Суде Украины» для таких случаев содержит правило, что суд рассматривает вопрос конституционности действующих актов и их отдельных положений. 

Постановление № 392 от 20 мая 2020 года Верховный Суд решил обжаловать на Пленуме 29 мая, а соответствующее конституционное представление было зарегистрировано только 4 июня. Конституционный Суд Украины 2 июля рассмотрел дело в письменном производстве, где ни представители Верховного Суда, ни представители других органов власти или заинтересованных сторон не имели возможности выступить. Только судья-докладчик заметил, что в обжалованные нормы уже внесены изменения: 22 июля правительство приняло новое «карантинное» постановление № 641, вполне прогнозируемо оставив в обжалованном постановлении № 392 действующими только даты, на которые устанавливался карантин.

Верховному Суду следовало задавать вопрос о конституционности положений статьи 29 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней», на основании которых и было принято обжалованное постановление.

Суды конституционной юрисдикции стран Европы уже столкнулись с подобными вопросами, ведь речь идет о беспрецедентных ограничениях прав и свобод, на страже которых и стоят эти судебные институты. 

Так, Конституционный Суд Словакии в мае остановил действие части изменений в законодательство, которыми вводилась передача значительного количества персональных данных от мобильных операторов правительству ради отслеживания контактов граждан.

Федеральный Конституционный Суд Германии, являющейся образцом для конституционных судов нашего континента, в апреле принял срочное предписание, которым указал на недопустимость распространения общего запрета «больше двух не собираться» на сферу осуществления конституционной свободы собраний. 

Конституционный Суд Румынии в мае, среди прочего признал неконституционным установление значительных штрафов за какое-либо нарушение условий карантина.

Но есть и другие примеры. Конституционный Суд Хорватии устранился от реальной проверки конституционности ограничений, логика введения которых очень напоминает украинскую: правительственные решения, не основанные на конституционных предписаниях. В ответ на это один из его судей опубликовал довольно резонансную колонку, где, в частности, назвал практику передачи полномочий правительственной комиссии (более мощная версия нашей Государственной комиссии по вопросам ТЭБ и ЧП) «остановкой демократии, фактически — диктатурой».

Конституционное представление Верховного Суда в действительности не только касается ограничений прав всех граждан, но и задевает сугубо шкурный интерес судейского корпуса: как мы уже отмечали, законом была установлена верхняя граница заработной платы публичных служащих в размере 47 230 грн, что явно меньше, чем денежное вознаграждение многих судей, а также этот размер был поставлен в зависимость от действий правительства, что подрывает независимость судебной власти от исполнительной. Что если борьба за права всех граждан — лишь прикрытие для защиты крупных чисел в зарплатных ведомостях? Пикантности ситуации добавляет то, что от решения будет зависеть и зарплата судей КСУ. 

Группа депутатов зарегистрировала в июне проект закона относительно срока действия ограничений при начислении заработной платы (реестр. № 3708 от 19.06.2020), которым предлагалось отменить с 1 июля ограничение размера заработной платы и судейского вознаграждения народным депутатам, судьям, судьям Конституционного Суда, членам ВСП и ВККС, прокурорам и работникам Нацбанка. При этом ограничение в размере выплат остальным публичным служащим должно было продолжать действовать до конца карантина, что создало бы необоснованное неравенство. Законопроект даже выносился в повестку дня двух пленарных заседаний парламента, в том числе внеочередного 13 июля 2020 года, созванного по требованию президента, но потом сам президент отозвал этот законопроект из повестки дня. В конце концов профильный комитет парламента предложил установить конечный срок действия таких ограничений — 31 августа 2020 года для всех категорий.

Парламент ушел на каникулы и вряд ли этот законопроект рассмотрят в ближайшее время. Судя по всему, Конституционный Суд тоже взял отпуск, — последнее заседание состоялось две недели назад, а повестки дня на ближайшее время на веб-сайте суда нет.

Что же, большой плюс этой истории — четкая позиция Верховного Суда о неконституционности введенных ограничений, что теперь станет достаточно сильным аргументом в судах, которые будут рассматривать связанные с карантином дела.

У нашего Конституционного Суда есть широкое поле для маневра, принимая во внимание то, какой несовершенный «пас» он получил от Верховного Суда: 

1) оперативно признать неконституционными ограничения зарплат служащих и постановление Кабмина, оставив лазейку для будущих ограничений, что прибавит головной боли власти, которой надо осенью и местные выборы провести (в период действия чрезвычайного положения это запрещено), и иметь легитимные инструменты для ограничений во время ожидаемой «второй волны» эпидемии;

2) рассмотреть только вопрос судейского вознаграждения и не давать оценки уже утратившим силу положениям, фактически не решив существующий конституционный конфликт;

3) в целом медлить с принятием решения до окончания пандемии и исчезновения проблемы как таковой, чем продемонстрировать институционную несостоятельность;

4) самый плохой вариант — найти некое химерное обоснование того, что такие ограничения со стороны Кабмина вполне конституционны, и заложить бомбу замедленного действия под систему гарантирования прав и свобод.

В общем, перед судом стоит сложный выбор: на какой стул ни сядь — везде неудобно.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 5
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
дарский владимир
1 Февраля 2021, 16:12
Автор чомусь не зважаэ на такий прикрий ,зловiсний факт,як створення кланово-олiгархiчного полiтичного та соцiально-економiчного ладу,устрою в Украiнi,коли влада належить або опосередковано олiгархам та латифундистам,або напряму(Порошенко) ,тобто олiгархату-потенцiйно смертельному ворогу украiнского народу.Без лiквiдацii олiгархату нiчого доброго краiнi не слiд очiкувати.Повинно вирiшити три проблеми:1) пiдвищення якостi украiнськоi елiти,2) пiдвищення якостi полiтитчних партiй,3) лiквiдацiя олiгархату.Без вирiшення цих проблем розмови,плани про стратегiю,про покращення державного управлiння не мають смисла.Вони будуть "маниловщиной", будуть мрiями("грезами") iнтелектуалiв ,таких як автор статтi.Вирiшити цi три завдання можливо або справжньою антиолiгархiчною революцiэю,або вiйськовим переворотом на кшалт пiвденнокорейського на чолi з Пак Чон Хи.Якщо цього не буде,то Украiну очiкуэ драматична доля Речi Посполитiй,ак результат занепаду,деградацii,самовбивчоi дiльностi або бездiяль
Ответить Цитировать Пожаловаться
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме