Семнадцать лет украинской зоны на трех итальянцев. В Ужгороде осуждена группа иностранцев, организовавших продажу похищенных в Европе дорогих автомобилей

2 июня, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №21, 2 июня-9 июня

Апелляционный суд Закарпатской области завершил рассмотрение уголовного дела в отношении трех граждан Италии, организовавших переправку и продажу в Украине краденых автомобилей...

Апелляционный суд Закарпатской области завершил рассмотрение уголовного дела в отношении трех граждан Италии, организовавших переправку и продажу в Украине краденых автомобилей. Учитывая слишком дорогую растаможку легально импортируемого транспорта, в последние годы автомобильные аферы в Украине перешли в разряд наиболее распространенных и прибыльных преступлений. Задействованные в них иностранцы в большинстве своем отделываются символическим наказанием и депортацией, однако на этот раз суд проявил принципиальность — каждый из осужденных получил реальный, причем значительный, срок лишения свободы.

В начале декабря 2004-го на таможенный пост «Тиса» (Закарпатская область) со стороны Венгрии заехали трое граждан Италии. Каждый из них был за рулем престижного автомобиля — полуторалетнего внедорожника BMW AG X5, практически нового BMW AG 560 и однолетнего DaimlerChrysler AG MB 21. Итальянцы благополучно прошли венгерский контроль, однако на нашей стороне предъявленные свидетельства о регистрации транспортных средств и доверенности на право управления ими вызвали подозрения. Автомобили задержали до выяснения обстоятельств, после чего двое водителей решили ехать дальше в Украину, а третий возвратился в Венгрию.

— При пересечении границы итальянцы вели себя уверенно, — рассказывает начальник управления СБУ в Закарпатской области Владимир Рокитский. — Говорили, что занимаются бизнесом, поэтому могут позволить себе ездить на дорогих машинах, показывали документы, в соответствии с которыми имеют в Украине собственные фирмы. Иностранцы и понятия не имели, что с ними могут произойти какие-то неприятные события, поэтому двое из них — 45-летние Аньелло Руссо и Маурицио Перкуоко — спокойно поехали в Винницу. В этом городе они официально жили уже несколько лет — занимались производством сыра, завели гражданских жен, а один даже имел трехлетнего ребенка.

Между тем обстоятельной проверкой установлено, что документы на автомобили поддельные. Свидетельства о регистрации были заверены миланским нотариусом, который, согласно данным Генконсульства Украины в Милане, в реестре нотариусов не значится. Доверенности на право управления написаны одним почерком, очень похожим на почерк третьего итальянца — Ивано Сеттани (на таможне остались его письменные объяснения), который вернулся в Венгрию. Кроме того, появились серьезные подозрения, что номера на кузовах и двигателях автомобилей перебиты. Правда, окончательного ответа специалисты пока не давали, поскольку при минусовой температуре не могли использовать все необходимые для экспертизы реактивы.

Мы «пробили» итальянцев по базе данных пограничников и выяснили, что на протяжении последних полутора лет они девять раз заезжали в Украину, причем каждый раз на других автомобилях — дорогих «мерседесах» и БMВ. Во всем этом явным образом просматривались признаки преступления, поэтому наше управление возбудило по факту контрабанды три уголовных дела. Обоих итальянцев неоднократно вызывали из Винницы на допрос, однако они на все вопросы отвечали одно и то же: «Ничего не знаем, автомобили попросил перегнать в Украину Сеттани, а что касается предыдущих девяти машин — то мы давно вывезли их из Украины, о чем в паспортах есть соответствующие печати».

Поверить в искренность свидетельств итальянцев, конечно, было бы наивно. Проверку продолжили, и в ходе ее всплыли еще несколько очень интересных фактов. После запроса в Интерпол выяснилось: семь из девяти автомобилей, на которых итальянцы раньше приезжали в Украину, числятся как украденные. Но самое интересное, что три из них (два «мерседеса» и БМВ), несмотря на печати в паспортах о выезде за пределы Украины, были зарегистрированы в ГАИ Киева на украинских граждан. После этого все сомнения в том, что итальянцы причастны к реализации краденых автомобилей, отпали. Правда, отдельные вопросы так и остались невыясненными. Если автомобили завозились в Украину под настоящими документами и не были остановлены во время пересечения границы, это означало — на тот момент они не числились как похищенные. Вероятнее всего, похитители договаривались с хозяевами — покупали у них автомобили по очень заниженной цене, а те обращались в полицию и получали страховку только после того, как «краденый» транспорт оказывался на территории Украины.

Следствие выяснило: итальянцы «погашали» выезд автомобилей за пределы Украины через «своих» пограничников в Могилеве-Подольском (по этим фактам возбуждено уголовное дело), а регистрация этого же транспорта в ГАИ происходила по решению одного из столичных судов (по этим фактам тоже возбуждено уголовное дело).

Интересно, что попытки найти взятые на учет в Киеве два «мерседеса» и БMВ закончились неудачей. Как выяснилось, они зарегистрированы на «левых» лиц. Когда же блюстители порядка добрались до реальных владельцев, последние заявили примерно следующее: «К нам подошли люди, у которых мы купили машины, сказали, что возникли непредвиденные проблемы, возвратили деньги и исчезли с автомобилями в неизвестном направлении». Куда подевались остальные из девяти автомобилей, установить тоже не удалось. Скорее всего, их зарегистрировали в Украине по подделанным данным или же вывезли и продали в России.

Итальянцы, конечно, не могли не догадываться, что правоохранители серьезно проверяют их, однако они решаются на действия, весьма удивившие сотрудников СБУ: в апреле 2005 г. по аналогичной схеме пытаются переправить в Украину еще один полуторалетний внедорожник BMW AG X5. Правда, на этот раз дорогой автомобиль с перебитыми номерами и фальшивыми документами должен был пройти не Чопскую, а соседнюю, Виноградовскую таможню. Когда задержанного водителя, гражданина Италии, привели в СБУ, тот сразу сознался, что перегонял автомобиль по просьбе уже знакомых оперативникам итальянцев. Доказательств того, что водитель был в курсе аферы, не обнаружили, поэтому он проходил в деле как свидетель, а не как обвиняемый.

А в июне в Украину неожиданно приезжает Сеттани — тот самый третий подозреваемый, который полгода тому назад, когда были задержаны первые три автомобиля, возвратился в Венгрию. Наверное, итальянец предвидел интерес к своей персоне со стороны блюстителей порядка, поэтому, чтобы придать поездке более-менее невинный вид, взял с собой восьмилетнего сына и приятеля. Тот со временем и отвез ребенка на родину.

— Фамилия Сеттани была у пограничников на контроле, поэтому сразу после пересечения границы его отправили к нам, — продолжает Владимир Рокитский. — Как только экспертиза установила, что доверенности на первые три автомобиля были написаны его рукой (а к тому времени уже был вывод экспертизы, что номера агрегатов тоже фальшивые), итальянец понял: отпираться нет смысла — и сознался во всем.

Оказалось, что организатором переправки автомобилей в Украину был А.Руссо. Впрочем, он возглавлял лишь небольшое звено целого синдиката, в который входили преступники из нескольких стран. Престижные автомобили (в основном «мерседесы» и БMВ) похищали в Европе преступники из Албании и продавали своим итальянским компаньонам за символическую цену — 10—12 тысяч долларов. В Италии на машинах перебивали номера и изготавливали фальшивые документы, после чего перегоняли их в венгерский город Дебрецен. Оттуда Руссо со своими соучастниками, предварительно изготовив доверенности на право управления, переправлял автомобили в Украину и продавал по 20—25 тысяч долларов. Реальная стоимость аналогичных «чистых» иномарок начинается от 35 тысяч долларов. После признания Сеттани всех трех итальянцев сразу арестовали.

И на предварительном следствии, и на суде главный обвиняемый А.Руссо свою причастность к преступлению категорически отрицал. М.Перкуоко периодически менял свидетельства — было видно, что он побаивался своего старшего компаньона. И имел для этого основания. После того как Перкуоко попытался подтвердить свидетельства Сеттани, окна квартиры его гражданской жены в Виннице неизвестные облили краской. Скорее всего, сделали это представители местного криминалитета, с которыми Руссо за время пребывания в Украине успел найти общий язык.

— Во время следствия к нам поступили материалы из Интерпола, согласно которым А.Руссо находится в международном розыске за незаконное хранение оружия, — рассказывает старший следователь следственного отдела УСБУ Владимир Пригара. — Родственники двух других арестованных, время от времени приезжавшие в Украину на свидание с ними, рассказали, что дома Руссо входил в преступную группировку, которая занималась рэкетом и разбоями. Большинство его соучастников осуждены и находятся в тюрьме, поэтому сам он уже несколько лет не появлялся в Италии, скрываясь от полиции в других странах. На допросах Руссо вел себя как настоящий мафиози — был дерзким, глядел свысока, даже пытался угрожать: обещал разобраться, как только выйдет на свободу.

За время следствия итальянцы поменяли восемь адвокатов, их делом периодически интересовалось итальянское консульство. Наверное, подследственные до конца не верили, что получат реальный срок, поэтому приговор Ужгородского горрайонного суда, согласно которому А.Руссо осужден к девяти, Перкуоко — к восьми, а Сеттани — к семи годам лишения свободы (ч.2 ст.201 Уголовного кодекса — «Контрабанда» — предусматривает от 5 до 12 лет тюрьмы), они восприняли по-итальянски эмоционально — с криками и слезами. Апелляционный суд смягчил приговор, однако оставил реальные сроки наказания: Руссо — семь, а Перкуоко и Сеттани — по пять лет тюрьмы. Контрабандные автомобили и имущество, принадлежавшее осужденным (небольшая сумма денег, золотые украшения, легальный автомобиль «Фиат» и доля в нескольких винницких предприятиях), конфискованы.

Главный вопрос, оставшийся после суда, — что делать с четырьмя контрабандными автомобилями. Установить их реальных владельцев довольно трудно, поскольку номера двигателей и кузовов перебиты (кроме того, владельцы давно получили страховку и начинать юридическую волокиту по возвращению автомобилей вряд ли заинтересованы). Продать с аукциона тоже нельзя: ведь транспортные средства с перебитыми агрегатами ГАИ не имеет права брать на учет. Сотрудники СБУ, по чьим уголовным делам прошел уже не один десяток контрабандных автомобилей, предлагали передавать такой конфискат в пользование государственным структурам. Однако для этого необходимо изменять правила регистрации автомобилей, что может стать еще одной лазейкой для злоупотреблений. Судя по всему, дорогие иномарки придется просто разобрать и продать на запчасти...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно