«САМ СЕБЕ ДЕТЕКТИВ»,

7 мая, 1999, 00:00 Распечатать

В наше время тот, кто владеет информацией, имеет и деньги, и власть. Успех в бизнесе невозможен без информации о положении дел на рынке, о деятельности конкурентов, о «правилах игры», задаваемых государством...

В наше время тот, кто владеет информацией, имеет и деньги, и власть. Успех в бизнесе невозможен без информации о положении дел на рынке, о деятельности конкурентов, о «правилах игры», задаваемых государством. Успех в политике так же немыслим без информации о потребностях определенных общественных прослоек и о возможных способах удовлетворения этих потребностей. Все большее количество людей делают сбор и анализ информации своей профессией, часто весьма прибыльной - это журналисты, адвокаты, аудиторы различных сфер, сотрудники негосударственных служб безопасности... Недаром именно под представителей этих профессий традиционно пытаются замаскироваться сотрудники «компетентных органов» различных стран - резиденты, агенты и прочие оперативные работники. Собственно, органы «компетентные» - и значит, «информированные»...

В то же время постсоветское общество не отличается особой информационной прозрачностью, особенно в экономической и политической сферах. Частично это определяется традициями «негласности» времен СССР, которые прочно укоренились в сознании руководителя любого ранга, - так работать спокойнее. Правда, сегодня основным поводом для возведения локальных «железных занавесов» являются не политические соображения «руководящей и направляющей силы», а элементарная коррупция. Тот факт, что большинство решений в области бизнеса, экономики или политики сопряжены с нарушениями закона в форме коррупционных деяний, вынуждает руководителей предприятий и организаций по крайней мере не афишировать «кухонные» подробности своей деятельности. Поэтому поиск информации, даже не составляющей «военную тайну», часто превращается в увлекательнейший и опасный процесс. Так, невинная и законная попытка выяснить, чем именно загрязняет воздух близстоящая труба или чье решение привело к строительству автостоянки на месте детской площадки, чревата возможностью столкнуться с неожиданными и очень «конкретными» интересами, с последующим расстройством здоровья как нервного, так и физического. Но чтобы жить, нужно знать, а посему детективом хоть изредка становится каждый из нас...

«За» и «против»

Наше право на свободный сбор, хранение, использование и распространение информации закреплено статьей 34 Конституции Украины. Закон «Об информации» оговаривает конкретные механизмы реализации этого права. И надо сказать, что возможностей этих больше, чем ограничений. Просто мы, в силу начального уровня развития культуры информации, не привыкли ими пользоваться. Собственно, прямые ограничения, оговоренные статьей 37 этого закона, касаются лишь сведений, содержащих государственную тайну или конфиденциальные данные (гриф «для служебного пользования»), информацию о работе правоохранительных органов (не всю, а только ту, которая может помешать их работе, - «тайну следствия», создать угрозу чьей-либо жизни или здоровью, помешать восстановлению справедливости), информацию финансовых учреждений, подготовленную для контрольно-финансовых органов, и некоторые другие позиции. Информация, касающаяся личной жизни граждан, может собираться лишь с их согласия.

В случае, если информация какой-либо из вышеперечисленных категорий оказалась-таки, как иногда случается, в нашем распоряжении, открыто использовать ее мы права не имеем. Ссылка на секретный документ неминуемо приведет к возбуждению уголовного дела по статье Уголовного кодекса - «Разглашение сведений, содержащих государственную тайну», в результате чего пострадает, по крайней мере, финансово (потратившись на адвокатов), и ссылавшийся, и сотрудник соответствующего ведомства, по чьей вине эта информация просочилась. Разглашение сведений о личной жизни гражданина, собранных без его согласия, также может привести к успешному судебному иску со стороны последнего. Однако использовать имеющуюся «оперативную информацию» негласно, тихо и спокойно учитывая ее при оценках и прогнозах, запретить практически невозможно...

Суд да дело

Одной из наиболее часто встречающихся в нашей жизни информационно-собирательных задач является сбор сведений в ходе уголовных, гражданских и арбитражных судебных процессов. Так, статья 66 Уголовно-процессуального кодекса Украины дает право собирать сведения и предоставлять их в суд самому подозреваемому или обвиняемому, потерпевшему, их защитникам и обвинителю, гражданскому истцу и гражданскому ответчику, любым другим гражданам и организациям. Все они могут свободно искать любые вещественные доказательства, документы, которые могут быть средствами для раскрытия преступления или же наоборот, опровержения обвинения и смягчения ответственности. Правда, в случае уголовного процесса само возбуждение уголовного дела, установление факта и обстоятельств преступления, виновных в нем, а также их наказание являются, согласно статье 4 УПК, безусловной прерогативой органов дознания, предварительного следствия и суда.

Согласно статьям 27 и 30 Гражданского процессуального кодекса, доказательства в гражданском процессе собирают и предоставляют непосредственно стороны: истец и ответчик или их представители (например, адвокаты), а также любые заинтересованные третьи лица. Статьи 22 и 28 Арбитражного процессуального кодекса также дают сторонам и их представителям право собирать и предоставлять в суд необходимую информацию.

Закон Украины «Об адвокатуре» наделяет адвокатов - лиц с высшим юридическим образованием, имеющих свидетельство о праве заниматься адвокатской деятельностью и принявших Присягу адвоката Украины, - наиболее широкими правами по сбору необходимой информации. Статья 6 этого закона дает адвокатам право «собирать сведения о фактах, которые могут быть использованы в качестве доказательств в гражданских, хозяйственных и уголовных делах, а также в делах об административных правонарушениях». Они могут получать необходимые документы или их копии от предприятий и организаций, а также от граждан (с их согласия), знакомиться с необходимыми для выполнения поручения документами и материалами на предприятиях (если эти материалы не попадают под действие законодательства о тайне), могут получать письменные заключения специалистов, если вопрос требует специальных знаний, могут применять технические средства за исключением спецсредств, запрещенных к применению гражданами.

Детективная экономика

Успешная предпринимательская деятельность невозможна без постоянного сбора сведений о положении дел в тех или иных сегментах рынка, о кредитоспособности и надежности деловых партнеров, о недобросовестной конкуренции, о разглашении сведений, составляющих коммерческую тайну, об обстоятельствах нарушения авторского права и так далее. Сбор таких сведений может проводиться предпринимателями или службами безопасности предприятий практически без ограничений.

Сведения о хозяйственной деятельности могут собираться путем так называемых аудиторских проверок. Согласно статье 22 закона Украины «Об аудиторской деятельности» третьи лица (ими могут быть деловые партнеры), имеющие в своем распоряжении документы, касающиеся предмета проверки, обязаны предоставлять их по требованию аудитора. В сфере страхования широкими правами по сбору информации, например, о причинах наступления страхового случая, о реальном размере ущерба, наделены аварийные комиссары (см. статью 24 закона Украины «О страховании» и постановление КМ №8 от 5.01.98). Кроме права получать необходимые письменные пояснения сторон, они могут присутствовать при проведении официального расследования органами дознания и предварительного следствия и т.д.

Личное дело

Как уже упоминалось, согласно статье 23 закона «Об информации», любой гражданин, учреждение, предприятие или организация может собирать и сведения относительно частных лиц. С единственным условием - при наличии предварительного согласия лиц, о которых собирается информация. Иногда приходится собирать сведения о местоположении человека, например, пропавшего без вести или скрывающегося по каким-либо причинам. Такой сбор сведений также не ограничивается ничем, кроме прерогативы правоохранительных органов собирать сведения, например, о скрывающемся от следствия обвиняемом.

Интересно, что в США - стране, где права личности возведены в культ, сбор сведений о человеке частными детективами может проводиться без его письменного согласия. При этом может собираться информация о его местонахождении, привычках, чертах характера, моральных качествах, поведении, репутации, образовании, работоспособности, сфере и роде занятий, кредитоспособности и даже лояльности к правительству, членстве в политических и общественных организациях.

Однако во многих случаях информацию о человеке можно почерпнуть и без его согласия, причем совершенно законно. Так, в определенных случаях обязательному обнародованию подлежат декларации о доходах, ценностях и т.п., например у государственных служащих, депутатов всех уровней, лиц, претендующих на эти должности, в том числе кандидатов в президенты, у лиц, которые приватизируют имущество государственных предприятий, у выезжающих из Украины в связи с переменой места постоянного проживания, у налогоплательщиков. Подлежат обнародованию и таможенные декларации. Сведения о личности могут собираться и в связи с привлечением к административной, материальной и другой юридической ответственности, трудоустройством, воинским учетом, учетом лиц, являющихся носителями инфекционных заболеваний, учетом освобождаемых из мест лишения свободы, учетом в пределах разрешительной системы, учетом граждан в органах РАГС, учетом пересекающих границу Украины, учетом авиапассажиров и других случаях. Сведения о частных лицах могут также быть опубликованы в СМИ (в статьях, заметках, интервью) или энциклопедиях, справочниках, рекламе. Таким образом, открытые источники при систематической обработке также могут иметь важное информационное значение.

Надо отметить, что компетентные органы наделены гораздо большими правами собирать о нас информацию без нашего ведома. Эти права определены Уголовно-процессуальным кодексом (сведения, характеризующие личность обвиняемого, собираются без его ведома - статьи 64 и 66). Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» разрешены внешнее наблюдение, в том числе с применением специальных технических средств, сбор сведений, характеризующих образ жизни подозреваемого. Кстати, если в ходе подобных мероприятий будут получены сведения из личной жизни подозреваемого, не являющиеся доказательствами его противоправной деятельности, они подлежат уничтожению. Закон «О мерах по противодействию незаконного оборота наркотических веществ» предусматривает предоставление предприятиями информации об операциях и договорах граждан, а также о гражданах, чьи вклады или переводы превышают тысячу минимальных зарплат. Закон «Об организационных и правовых основах борьбы с организованной преступностью» обязывает Нацбанк предоставлять информацию о гражданах, чьи вклады превышают сто минимальных зарплат.

Слабооперативная деятельность

Законодательство Украины не регламентирует порядок сбора гражданами интересующих их сведений. Значит, они могут искать информацию любым, не запрещенным законом способом. Однако о ряде оговоренных законами способов добычи информации знать стоит. Так, согласно закону Украины «Об обращениях граждан», каждый может обратиться к органам государственной власти, органам местного самоуправления, объединениям граждан, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от формы собственности, в СМИ, к должностным лицам с замечаниями, жалобами, предложениями, заявлениями, ходатайствами, принять участие в проверке заявления или жалобы, ознакомиться с материалами этой проверки, получить письменный ответ... В соответствии со статьями 29 и 32 закона Украины «Об информации» каждый может обратиться к вышеперечисленным органам с требованием выдачи любого официального документа, независимо от того, касается этот документ его лично или нет (за исключением сведений, распространение которых ограничено упомянутой уже статьей 37 этого закона).

Обращения и запросы в умелых руках могут стать достаточно эффективным методом получения как прямой, так и косвенной информации. При их составлении и отправке следует помнить, что, согласно статье 33 закона «Об информации», на протяжении десятидневного срока государственный орган должен письменно уведомить запрашивающего либо о том, что его запрос будет удовлетворен, либо же о невозможности предоставления запрашиваемой информации с четким указанием причин. Статья 34 закона «Об информации» и статья 20 закона «Об обращениях граждан» устанавливают срок удовлетворения информационного запроса в один месяц. Запросы и обращения, не требующие дополнительного изучения, должны рассматриваться немедленно, но не позднее 15 дней с момента их получения (нигде, правда, не оговорено, какие именно запросы и обращения не требуют изучения). При невозможности ответить в месячный срок организация должна письменно уведомить о новом сроке ответа (не позднее 45 дней с момента получения запроса) с указанием причины задержки. Об оперативности речь в таких условиях, конечно, не идет, но «чем богаты, тем и рады»...

Еще одним инструментом получения гражданами информации могут служить различные экспертизы, которые на основании закона Украины «О судебной экспертизе» могут на хозрасчетной основе проводиться по указанию любого заинтересованного лица как физического, так и юридического. Чем частный детектив отличается от обычного человека? Собственно, профессиональный законный сбор информации с целью ее продажи заинтересованным лицам или организациям или сбор информации по их прямым заказам носят в цивилизованных странах вполне конкретное название - частная детективная деятельность. Так, закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» определяет следующие ее виды: сбор сведений по уголовным и гражданским делам, изучение рынка, выявление некредитоспособных и ненадежных деловых партнеров, установление обстоятельств недобросовестной конкуренции и разглашения коммерческой тайны, выяснение биографических и других характеризующих личность сведений (с ее письменного согласия) при заключении с этой личностью контрактов, поиск пропавших без вести граждан и утерянного имущества. Подобные перечни видов деятельности зафиксированы и в законодательстве других стран. Определены там и методы осуществления этой деятельности. Так, закон РФ разрешает российским частным детективам производить с согласия граждан и должностных лиц их устный опрос. Они могут наводить справки, изучать предметы и документы (опять же с письменного согласия владельцев), производить внешний осмотр строений и помещений. Имеют право наблюдать, использовать видео- и аудиотехнику, телефонную и радиосвязь. А в случае необходимости - использовать спецсредства: защитные жилеты и шлемы, наручники, резиновые дубинки, газовое, электрошоковое, а также огнестрельное оружие. Кстати, все это не запрещено и украинским законодательством, за исключением применения средств негласного сбора информации, а также ряда спецсредств, находящихся на вооружении правоохранительных органов, - бронежилетов, электрошокеров, огнестрельного нарезного оружия.

Статья 42 Конституции Украины гласит, что каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. Статья 1 закона Украины «О предпринимательстве» определяет, в свою очередь, предпринимательство как самостоятельную, производимую по собственной инициативе и на собственный страх и риск систематическую деятельность, например, по оказанию услуг, осуществляемую с целью получения прибыли. Прямого запрета на проведение частной детективной деятельности в законодательстве Украины также не содержится. Однако гордо именовать себя частным детективом профессиональному добытчику информации все же не стоит...

Так, частная детективная деятельность должна лицензироваться наравне с фактически аналогичными адвокатской и охранной. Однако орган, выдающий лицензию на нее, не определен, работать же без разрешения - нарушать закон. Открытым остается вопрос получения вознаграждения за сбор информации. Так, согласно статье 387 Гражданского кодекса Украины, граждане не имеют права получать вознаграждение за выполнение договора-поручения, кроме случаев, прямо указанных в законе. А в законе указаны лишь виды деятельности, которые соответствующим образом патентуются, - например, услуги частного адвоката или частного аудитора. Обойти это ограничение можно законно - заключив договор с юридическим лицом, например, специализированной фирмой, или незаконно - не заключая официального договора и заплатив вознаграждение «черным налом». Как показывает практика, компетентные органы узнают о подобных фактах исключительно в случаях целенаправленного «стука». А ведь могли бы совершенно официально получать деньги за лицензирование частной детективной деятельности, если бы был принят соответствующий закон...

Закон этот определил бы полномочия и обязанности частных детективов, возможности применения спецсредств, гарантии социальной и правовой их защиты, ответственность за преступления против них, а также за преступления и правонарушения, совершенные ими.

А пока... Отсутствие прямого законодательного обеспечения не мешает профессионалам добычи информации успешно продавать плоды своего труда. Что же касается профессионалов в других сферах, то пусть изложенные здесь основы детективных знаний помогут им защитить свои права на достойную человеческую жизнь.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно