судей арбитражных судов Украины Верховной Раде и Кабинету министров Украины
Мы, судьи арбитражных судов Украины, обращаемся к вам, уважаемые народные депутаты и члены правительства, как к представителям высших органов законодательной и исполнительной власти, которые могут и должны исправить ситуацию, сложившуюся с финансированием арбитражных судов Украины.
Высший арбитражный суд Украины письмом от 13.11.96 г. за № 01-2.4/422 обратился к премьер-министру Украины относительно утверждения объемов ассигнований на содержание системы арбитражных судов в 1997 году в размере 15 млн. грн. Министерство финансов по поручению премьер-министра Украины рассмотрело его и уведомило, что в доработанном проекте Государственного бюджета на 1997 год расходы на содержание Высшего арбитражного суда Украины, арбитражных судов Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя предусмотрены в размере 14,5 млн. грн.
Несмотря на это, ассигнования на содержание системы арбитражных судов Украины сокращены вдвое (!) и определены в сумме 7,5 млн. грн., которых едва хватит на заработную плату. Такие действия являются грубым нарушением ст. II Закона Украины «О статусе судей», согласно которой к гарантии независимости судей и судов отнесен особый порядок их финансирования.
В прошлом году расходы арбитражных судов на канцелярские потребности составили 1342 тыс. грн., в то время как на 1997 год запланировано лишь 895 тыс. грн. То же самое с приобретением оборудования: 1996 год - 144 тыс. грн.; 1997 год - 40 тыс. грн. (!). И это при том, что арбитражные суды до сих пор не рассчитались по кредиторским задолженностям по заработной плате, электроэнергии, отоплению, аренде помещений, коммунальным и автоуслугам, охране, канцелярским расходам и другому. На сегодняшний день долг лишь за капитальный ремонт составляет 130 тыс. грн. За неоплату телефонных услуг некоторые арбитражные суды, в том числе и Высший арбитражный, были длительное время лишены связи. Что это означает для судебных органов, наверное, объяснять не нужно.
Нелишним будет напомнить, что в большинстве областей суды занимают помещения, которые не отвечают элементарным нормам технического состояния, не говоря уже о том, что здания вообще не приспособлены под судебные - отсутствуют залы для слушания дел, нередко нет средств технического оборудования, в комнатах находятся по пятеро судей (!) одновременно. О каком укреплении судебной власти и усилении ее авторитета может идти речь в этой ситуации?! Возможно, кто-то и не заинтересован в создании сильной и независимой судебной власти в нашей стране, но это безусловно приведет к подрыву демократии и невозможности построения правового государства, от чего прямо или косвенно пострадает все общество, в том числе и те, кто к этому приведет.
Какими мотивами руководствовался Комитет по вопросам бюджета Верховной Рады Украины, принимая подобное решение, трудно сказать. Но если вообще прекратится публикация решений и постановлений, не будут отсылаться документы и материалы из-за нехватки бумаги и конвертов, то предприятия, организации и граждане Украины должны знать первопричину возможной «бездеятельности» судов. Это приведет к неоправданному материальному и моральному ущербу для предприятий всех форм собственности.
Считаем необходимым также отметить, что арбитражные суды никогда не были лишь содержанцами государства, но и активно содействовали наполнению государственного бюджета Украины, в том числе и валютными средствами. Так, только за первое полугодие текущего года по результатам рассмотрения арбитражных дел выплачено в государственный бюджет Украины в виде государственной пошлины 36,7 млн. грн., 166,8 млн. российских рублей, 250,8 тыс. долларов США, 1,4 тыс. английских фунтов стерлингов, 57 млн. белорусских рублей.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.130 Конституции Украины, в которой утверждается, что государство должно обеспечить финансирование и надлежащие условия для функционирования судов и деятельности судей, надеемся на ваше полное понимание, поддержку и надлежащее реагирование на создавшуюся ситуацию.
Считаем долгом высших органов законодательной и исполнительной власти страны содействовать надлежащему обеспечению деятельности органов судебной власти по урегулированию хозяйственных правоотношений в сложное для Украины время экономических реформирований.
Принято единогласно на совместном заседании пленума Высшего арбитражного суда Украины и Совета судей арбитражных судов Украины.