НАША МАРКА,

9 февраля, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №6, 9 февраля-16 февраля

или Вам привет от Гознака «Третий день я точу свой кинжал, на четвертый - зарррежу!» Саша Черный Журналисты пишут статьи...

или Вам привет от Гознака

«Третий день я точу свой кинжал,

на четвертый - зарррежу!»

Саша Черный

Журналисты пишут статьи. Чиновники пишут бумаги. Иногда письма. Иногда письма по поводу журналистских статей. Что вызывает у журналиста чувство глубокого удовлетворения и возглас «ага!..». Впрочем, сразу скажу, что информация о наличии в обороте фальшивых акцизных марок не подтвердилась...

Началось все с двух листов акцизных марок. О которых в статье С.Рябошапки в «ЗН» было сказано: «Тех самых, что должны быть наклеены на все и всяческие импортные сигареты и алкогольные напитки. Марки оказались: половина - настоящие, половина - фальшивые. Почетная обязанность изготовления и размещения (продажи) злополучных марок была возложена на налоговую инспекцию. Не потому ли именно налоговая инспекция так рьяно отстаивала непомерно высокие ставки акциза? Ситуация с акцизными марками приобретает окончательно скандальный характер не только в связи с неимоверным количеством фальшивок. Многие «натуральные», не фальшивые, марки имеют один и тот же номер. Пойди-разбери, сколько их, не отличимых друг от друга, напечатано «в законном порядке».

Нужно отдать должное заинтересованным организациям: Гознак, вернее, его начальник г-н Ямковой, отреагировал моментально: позвонил автору статьи, а потом и направил главному редактору «ЗН» послание, суть которого сводится к следующему: «С целью дальнейшего усиления защиты... от подделки и несанкционированного тиражирования Гознак обратился... с просьбой показать выявленные поддельные акцизные марки или предоставить сведения об источнике этой информации».

Что ж, за «журналиста Рябошапко» придется отвечать журналистке Рябошапке. Начнем с мелочей - с этики. Журналистская этика в принципе запрещает «предоставлять сведения об источнике информации». Поэтому сведений не будет. Будут извинения, но немного позже.

Сначала - об акцизных марках, о том, зачем они нужны и как должны выглядеть, если я не ошибаюсь.

Акцизная марка - это документ, который подтверждает внесение акцизного сбора в государственный бюджет Украины. Так и планировалось законодателями при подготовке закона об акцизе. Однако странным образом этот закон в конечном виде предусматривает абсолютно иную процедуру. При покупке акцизной марки платится только стоимость ее печатания (6 центов), а акцизный сбор вносится тогда, когда происходит реализация (или ввоз подакцизной продукции). Но ведь акцизная марка по сути своей - инструмент контроля не только за ввозом-вывозом-выпуском товаров, но и контроля за их последующей реализацией. Ясно, что если товар не имеет акцизной марки, значит, он либо контрабандный, либо планировался на экспорт, но в нарушение правил продается на территории Украины.

Формула, по которой акцизные марки покупаются задешево, практически бесполезна: как везли контрабандные товары, так их и везут, последующий контроль за ввезенными товарами сложен, поскольку непонятно, уплачен ли был акциз в полном объеме или были уплачены только 6 центов за марку. Видимо, предчувствуя эту ситуацию, Минфин запланировал в бюджете доходов от акцизного сбора 25 млн. долларов. Хотя, по подсчетам экспертов, только от «сигаретного» акциза (если судить по объемам продаж прошлого года) должно было поступить около 630 млн. долларов.

Теперь - о подделках и о «дальнейшем усилении защиты» от них. Акцизные марки - и для сигарет, и для алкогольных напитков - печатаются на бумаге без водяных знаков. Номера марок меняются через каждые 5 тысяч листов (150 тысяч марок). (См. распоряжение начальника ГГНИ В.Ильина и начальника Гознака Л.Ямкового.) Причем, если с сигаретами - еще ничего, поскольку марки должны клеиться под целлофановую упаковку, то кто мешает за 6 центов наклеить марку на бутылку спиртного? А потом ту же марку - на другую бутылку?

А зачем их вообще, собственно, печатать? Может, лучше давать расписку: «взнос сделан». И печать. Как когда-то поступили с первоначальным вариантом купона...

И последнее: автору кажется, что одновременно происходят два логически противоречивых процесса. С одной стороны - акцизные марки практически не имеют защиты. С другой стороны - налоговая инспекция и Минфин упорно настаивают на ставке акциза 6 экю на тысячу сигарет. Тогда как в России ставка - 2 экю, в Белоруссии - 2, в Польше - 1,5. Понятно, что абсолютно выгодно будет контрабандой привозить сигареты из этих стран и абсолютно невыгодно будет продавать сигареты, привезенные легально. Сальдо (см. выше) - 600 млн. долларов в пользу контрабанды.

И еще. Автор смеет предположить, что нынешние «хорошие» марки будут в скором времени изъяты из обращения.

В общем, простите меня, все заинтересованные организации. Акцизные марки, которые нам Гознак выпускал до 1 февраля этого года, не фальшивые. Они просто не настоящие.

От редакции. В день написания статьи ставка акциза на импортные сигареты была снижена с 6 до 2 экю. Но для этого потребовалось вмешательство Верховного Совета.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно