НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ

16 июня, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №24, 16 июня-23 июня

Одной из главных преград на пути улучшения экономической ситуации в Украине многие считают систему налогообложения...

Одной из главных преград на пути улучшения экономической ситуации в Украине многие считают систему налогообложения. Среди участников конференции «Налоговая система Украины: пути трансформации», состоявшейся недавно в Харькове, был проведен экспертный опрос. 94% экспертов убеждены: налоговая система негативно влияет на инвестиционный процесс. На вопросы отвечали руководители предпринимательских структур, экономических служб крупных заводов, ученые. В их числе — Людмила Рубаненко, директор аудиторской фирмы «Харьков», председатель совета директоров Ассоциации украинских экспертов.

— Людмила Васильевна, последнее время заметно усиление борьбы налогоплательщиков за свои права, идет бесконечная тяжба с налоговыми инспекторами...

— Основная причина, на мой взгляд, — это стремление налоговой милиции по всем решениям налоговых инспекций, в которых установлена недоимка свыше 1700 грн., открывать уголовные дела по статье 148-2. Когда речь шла о лишении предпринимателей финансовых ресурсов, они с этим скрепя сердце соглашались, не идя на конфликт. Теперь на карту поставлена их личная свобода.

— Проведенный опрос показал, что большинство налогоплательщиков крайне отрицательно относится к налоговой милиции. На ваш взгляд, каковы причины такого отношения?

— Проанализировав все моменты, мы пришли к выводу, что основная проблема заключается в неправильной системе прохождения документов, в соответствии с которыми сегодня карают предпринимателей. Закон Украины о налоговой службе гласит примерно следующее: плательщики налогов имеют право обжаловать действия налоговой службы в установленном законом порядке. На протяжении всего периода обжалования штрафные санкции не применяются. Но нигде не записано, что в этот период нельзя открывать уголовные дела. Сегодня где-то 90 % уголовных дел Украины открыто именно в период обжалования. То есть, как и положено, в десятидневный срок подаются разногласия в вышестоящую налоговую инспекцию, но, не получив ответа, районные налоговые передают свои решения в налоговую милицию, прокурору. В положении о рассмотрении жалоб плательщиков налогов в органы государственной налоговой инспекции записано, что это положение не действует при наличии открытых уголовных дел. Арестовываются счета предприятий, люди, и только где-то через полгода путем судебно-бухгалтерской экспертизы выясняется, что в акте была допущена ошибка. Получается парадокс: с одной стороны, налогоплательщику дали возможность обжалования и весь период обжалования налоговая инспекция не может применить штрафные санкции, с другой — в этот же период она может открыть уголовное дело на основании решения, которое обжалуется.

Харьковское областное отделение УСПП обратилось к председателю государственной налоговой администрации Украины Н.Азарову с просьбой внести в его инструкцию изменение относительно того, что в течение всего периода обжалования налоговая инспекция не имеет права передавать дело в правоохранительные органы. Сегодня же налоговая милиция, прокуратура, судебно- бухгалтерская экспертиза загружаются по заведомо ошибочным актам проверки, не говоря уже об ущербе, который наносится предприятию. Таких примеров, где, на первый взгляд, отсутствие одного- двух слов в инструкции на практике ведет к беззаконным действиям со стороны госаппарата, много. Пример такого порядка УМГ «Харьковтрансгаз».

В акте проверки налоговой инспекции фигурировала сумма недоимки по налогу на прибыль 208 тыс. гривен. Шел процесс обжалования (фактически недоимки вообще не было, позднее решением арбитражного суда она была отменена), а уголовное дело пытались открыть. Сегодня наказание путем лишения свободы можно применить при уклонении от уплаты налогов в размере 1700 гривен и выше, налоговая инспекция намерена поднять планку до 50 тыс. гривен. Но что такое эта сумма, скажем, для ликеро-водочной отрасли, если акцизный сбор по крупнейшим заводам Украины составляет 30—40 млн. гривен. К примеру, у того же «Харьковтрансгаза» за проверяемый период налог на прибыль составлял 126 млн. 534 тыс. гривен. Даже при введении границы 50 тыс. гривен крупные предприятия всегда будут под угрозой уголовной ответственности. Ассоциация украинских экспертов подготовила и направила в Верховную Раду Украины, законопроект, где предлагает, кроме суммы в 50 тыс. гривен, ниже которой нельзя применять уголовную ответственность, параллельно ввести процент ошибки от уплаченного налога, ниже которого нельзя применять уголовную ответственность. Например, для того же УМГ «Харьковтрансгаз» 50 тыс. грн. составляют всего 0,04 % от общей величины налога на прибыль. Тот факт, что Законом «О налогообложении прибыли предприятий» дано право налоговым органам не применять финансовые санкции при ошибке в 5 % (т.е. больше в 100 с лишним раз), говорит сам за себя.

— В разговоре с предпринимателями я часто слышу резкую критику нынешнего порядка реализации налогового залога. Как он проявляется на практике?

— Этот беспредел узаконен постановлением Кабинета министров Украины № 941 от 22 июня 1998 года. Есть в этом документе, на первый взгляд, совершенно незначительный абзац, касающийся того, что средства от реализации имущества, находящегося в налоговом залоге, перечисляются на распределительный счет, открытый Государственным казначейством по месту регистрации залогодателя. Казначейство перечисляет эти средства на счета государственного и местного бюджетов для погашения налоговой задолженности.

Постановление появилось во исполнение указа Президента Украины. В указе сказано, что закрываются все счета предприятия, за исключением основного и вся выручка отправляется на основной счет. Есть постановление НБУ, принятое на основании другого указа Президента, с указанием очередности платежей при наличии картотеки. Очередность установлена таким образом: 15% — неотложные нужды, 50% — на выплату просроченной заработной платы, остальное в удовлетворение картотеки 2. В картотеке — и налоги, и требования, признанные в судебном порядке других кредиторов (помимо налогов у предприятий есть задолженности по электроэнергии, газу, отоплению и т.д.). После выхода постановления КМУ № 941 предприятия лишились 15% средств на неотложные нужды, 50% на выплату просроченной зарплаты, возможности удовлетворять картотеку 2 в порядке очередности. Во время нахождения предприятия в налоговом залоге все деньги идут через казначейство. На расчетный счет поступает ноль. Нарушаются права кредиторов, права предприятия хоть на какую-то жизнь. Можно сегодня продать все, что есть у предприятия, — остатки товарной продукции, оборудование, — но никогда больше это предприятие не выпустит ни единицы товара, а значит, не будет источником налогов. Сегодня постановление № 941 привело к остановке крупнейших украинских предприятий, которые имеют налоговые задолженности и не скоро от них избавятся. В Харькове в течение полутора месяцев остановлено производство ЗАО «Харьковский ликеро-водочный завод». Нет ни копейки денег, люди не могут заплатить даже за охрану предприятия, а налоговая продает всю его продукцию. Не работая, завод не будет платить налоги, он больше не поставщик акцизного сбора. Какая-то нелепица — забрать сегодня все, чтобы завтра не осталось ничего.

Этим же 941 постановлением Кабинета министров Украины дано право налоговым инспекциям и предприятиям, реализующим налоговый залог, уценивать его до 46 %. И никто из сотрудников налоговых инспекций не подумал, что уценивать подакцизную продукцию — означает вести предприятия, которые ее выпускают, к полному краху.

Идет сознательная остановка предприятий, остаются одни налоги и отсутствуют средства для воспроизводства.

Ассоциация украинских экспертов обратилась к премьер-министру Украины с просьбой внести изменения в постановление КМУ № 941. Экономист должен понимать, что есть сиюминутные задачи, а есть перспективные. Ведь всего-то и надо дописать: деньги, полученные от реализации налогового залога, направляются на основной счет и расходуются в соответствии с постановлением НБУ, а подакцизная продукция уценке не подлежит. Судя по всему, это и подобные постановления готовят не специалисты по экономическому развитию предприятий, а специалисты по сбору налогов.

Подготовила Антонина МАЗНИЦА (Харьков)
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно