В минувший четверг украинский парламент вернулся к обсуждению проекта Закона «О внесении изменений и дополнений к Кодексу законов о труде». Первое чтение законопроекта состоялось 24 декабря прошлого года, перед тем, как Верховный Совет отправился на каникулы.
Кодекс законов о труде (КЗоТ), утвержденный ВС УССР еще в декабре 1971 года, является основным законом, которым регулируются трудовые отношения в Украине. Со времени своего принятия он претерпел значительные изменения. Так например, в марте 1991 года украинский парламент принял Закон «О внесении изменений и дополнений к КЗоТу Украинской ССР в период перехода к рыночной экономике».
Тогда впервые было признано право на ведение коллективных переговоров не только профсоюзными комитетами, но и другими представительскими органами. Декларированы также размеры оплаты труда, которые определяются только по результатам работы. (Раньше существовали ограничения в оплате за работу по совместительству). Наконец-то в законодательном порядке в Украине было признано такое явление, как безработица.
Следующий шаг в изменениях украинского трудового законодательства связан с приведением норм КЗоТ в соответствие с сегодняшними социально-экономическими реалиями. А именно - производственными отношениями в условиях реформирования экономики, развития приватизации, реальной безработицы. В такой ситуации законодательство о труде должно содержать четкие нормы, которые бы защищали право на труд.
В феврале прошлого года Украина, как член Международной Организации Труда (МОТ) в составе ООН, ратифицировала 50-ю по счету Конвенцию МОТ «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя», а в августе того же года парламент отменил дискриминационную норму Кодекса, которая давала право работодателю расторгнуть трудовой договор с работником при достижении им пенсионного возраста.
Как заявил представитель отдела по вопросам социально-трудовых отношений и связям с профсоюзами Кабинета министров Украины Виктор Иванкевич, Кабмин предложил ограничить (ст.23 КЗоТ) применение временных трудовых договоров. Предложено внести в Кодекс новую статью №39, которая основывается на рекомендациях МОТ. Согласно ей может быть введена законодательная норма, по которой временные трудовые договоры, перезаключавшиеся несколько раз, считаются трудовыми соглашениями, заключенными на неопределенный срок.
Следующее новшество в области законодательства о труде касается взаимоотношений профсоюзов и работодателей. В ст.45 КЗоТ говорится, что по первому требованию профсоюзного органа собственник предприятия должен расторгнуть контракт с руководящим работником, если тот нарушает законодательство о труде. Таким образом, всемогущий профсоюз может вершить правосудие над руководителем по собственной инициативе. Кабмин предлагает, чтобы подобного рода просьбы профсоюзных органов рассматривались работодателем, и руководитель, на которого имеет «зуб» профсоюз, имел право решить свое дело через суд.
Исходя из рекомендаций МОТ о первоочередном праве приема на работу уволенного не по своей воле работника (кроме случаев полной ликвидации предприятия), предложено дополнить Кодекс еще одной статьей -«Преимущественное право на заключение трудового договора в случае повторного приема на работу». В условиях кризиса в экономике и массового высвобождения рабочей силы такая норма - спасательный круг «подневольному» безработному, льготный шанс в течение года повторно трудоустроиться.
При всей гуманности изменений в Кодексе о труде, предложенных Кабинетом министров, все же явно прослеживается определенная «неприязнь» последнего к профсоюзам. Еще один пример тому - предложение изменить порядок согласования с профсоюзным органом при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Согласно ст.43 КЗоТ работодатель не имеет права уволить работника без согласия профсоюза. Кабмин ратует за право работодателя обратиться в случае упорства своего оппонента-профсоюза в суд. Аргументация такого решения - в существующей якобы нерегулируемости процесса возникновения профсоюзных органов и круговой поруке их членов.
В результате непродолжительного обсуждения 19 января депутаты согласились с доводами Кабмина, указанные изменения и дополнения в КЗот внесены. Таков результат основательной вспашки законодательной нивы. А вот побеги украинской политики занятости, не успев как следует взойти, были изрядно вытоптаны.
В канун 1995 года Президент своим указом от 28.12.94 г. «О некоторых мерах поддержки предприятий, учреждений, организаций в условиях либерализации цен» сократил процент рабочих мест, предусмотренных для трудоустройства инвалидов с 4 до 2, а отчисления предприятий в фонд занятости с 3 до 1%. Подобное решение продиктовано самыми благими намерениями - облегчить налоговое бремя предприятиям, создать условия для их экономического развития. И все же такая политика уж очень напоминает политику кнута и пряника...
По мнению председателя парламентской Комиссии по социальной политике и труду Юрия Буздугана, идет прямое нарушение закона со стороны гаранта Конституции. Поставлена под удар вся политика занятости населения. По предварительным подсчетам специалистов, средств фонда отныне хватит лишь на содержание аппарата службы занятости и отчасти на выплату пособий по безработице. А поскольку в скором будущем ожидается новая волна безработицы (по прогнозам Минтруда - 300 тысяч безработных и 1,5 миллиона ищущих работу), содержать их придется за счет бюджета.
«В подобных действиях Президента Украины усматривается диктат Международного валютного фонда, - считает лидер парламентской фракции социалистов Владимира Марченко. - Если в таком направлении будут развиваться реформы, то следует ожидать социального взрыва в стране. Такая политика попахивает геноцидом против украинского народа...»
«МВФ откровенно диктует нам, что делать, не разбираясь в нашей ситуации. Их кредиты не стоят того вреда, который будет нанесен Украине» - комментирует Юрий Буздуган.