В предыдущем номере «Зеркала недели» была опубликована статья «Миграционная служба Украины: четвертая попытка. Последняя ли?» о создании в Украине нового центрального органа исполнительной власти — Государственной миграционной службы. Ее автор высказывал сомнение, что соответствующее решение является окончательным и обжалованию не подлежит. Так оно и произошло. На постановление правительства от 17 июля 2009 года №750, в котором закреплено положение о службе, президент наложил вето.
Свои мнения о возможных причинах ветирования предыдущих аналогичных постановлений правительства некоторые народные депутаты высказывали в этой же публикации. Среди противников новой миграционной службы в статье упоминаются частный консорциум ЕГАПС, задействованный в сфере производства бланков паспортов граждан Украины для выезда за рубеж и их персонализации, а также известный лоббист ЕДАПСа народный депутат Василий Грицак.
Итак, президент своим указом от 27 августа 2009 года №673 ветирует ряд положений постановления от 17 июля 2009 г. и одновременно приостанавливает действие распоряжения правительства от 29 июля 2009 года №958 — «Вопросы перевода системы регистрационного учета физических лиц с бумажных на электронные носители», направив в КС соответствующее представление.
И тут возникают вопросы. Президент в Конституционном представлении ни словечком не обмолвился, в чем же заключается несоответствие принятого правительственного распоряжения Конституции Украины. И уж совершенно непонятно — какими аргументами хозяйственного характера он руководствовался, когда приостанавливал действие постановления правительства в части передачи в сферу управления Государственной миграционной службы государственного предприятия «Государственный центр персонализации документов». Ведь на несоответствие Конституции Украины это положение постановления при всем желании никак не тянет, поскольку правительство имеет неоспоримое право передавать госпредприятия в управление центральных органов исполнительной власти.
На создание и оснащение Государственного центра персонализации документов суперсовременным оборудованием потрачено из государственного бюджета более 180 млн. грн., а прибыль от его функционирования получает консорциум, поскольку это государственное предприятие включено в его состав, а менеджмент ЕГАПСа использует мощности и возможности центра путем заключения соглашений на платные услуги персонализации документов, в том числе и для МВД, являющегося владельцем этого оборудования.
Следовательно, ЕГАПС должен быть доволен решением президента.