ЛИЦО СТРАНЫ,

14 ноября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 46, 14 ноября-21 ноября 1997г.
Отправить
Отправить

или На чем украинские чиновники делают деньги Никто, наверное, не станет возражать, что скорость развития любого общества определяется в первую очередь уровнем его организации...

или На чем украинские чиновники делают деньги

Никто, наверное, не станет возражать, что скорость развития любого общества определяется в первую очередь уровнем его организации. Другими словами, следствием этой организации является эффективность производства и уровень жизни людей. В выступлениях украинских руководителей иногда можно слышать утверждения о величии нашего народа. У меня на языке вертится крамольный вопрос: а в чем, собственно, его величие? Может быть, в крайне неэффективно организованном и малопродуктивном сельском хозяйстве? Или, может быть, в неконкурентоспособной промышленности? Наше величие отражается, скорее, в усредненном лице нашего чиновничества? Если так, то страну действительно можно признать выдающейся.

Побудительным мотивом к этой статье послужила моя последняя научная поездка в Германию. Чтобы сэкономить на билете, в европейские страны я езжу на автомобиле. Конечно, и все предыдущие поездки вызывали неприятные чувства, но в этот раз терпение лопнуло...

Нет необходимости писать о тех конкретных таможнях, которые я пересекал в сентябре при выезде и въезде. Они все одинаковы. И сейчас, и в прошлом году, и в позапрошлом. Если проверку пассажиров рейсового транспорта таможенники вынуждены проводить без существенных задержек, то в отношении людей, пересекающих границу на автомобилях, я еще ни разу не видел нормально организованной работы. Любая очередь из нескольких десятков машин превращается в часы ожидания. А если машин больше, то время ожидания измеряется уже сутками. Совершенно очевидно, что очереди эти создаются искусственно и совершенно очевидно, зачем.

Человек, проживший в машине перед границей пару суток, готов в следующий раз заплатить немалые деньги, чтобы этого избежать. Кому и как нужно давать, расскажет любой из регулярно пересекающих границу. Сколько - тоже общеизвестно: за провод через границу, минуя очередь, полагается от 20 до 50 долларов. А ведь таможня - это лицо страны. Я уже не говорю о разбитых дорогах по эту сторону границы, которые тоже являются лицом страны. Но если для постройки дорог нужны деньги, которых никогда не будет при такой организации, то для нормализации работы таможни достаточно иметь заинтересованное в этом руководство. У меня есть интересное наблюдение: польские таможенники, работающие вместе с немцами на польско-немецкой границе, стараются не уступать в четкости своим немецким коллегам и работают весьма слаженно, украинцы же на поляков действуют явно разлагающе.

А вот еще один пример из той же поездки и по существу о том же. Вдруг из замаскированного в кустах милицейского «жигуля» на дорогу выскакивает инспектор ГАИ и решительным жестом останавливает меня. С удивлением узнаю, что я не остановился на знаке «стоп». Попытался разглядеть, где же этот знак. Не получилось. Тогда вернулся пешком и обнаружил слабо заметный с облезшей краской знак.

Поначалу инспектор по привычке пошел в наступление и сказал, что если я не согласен с нарушением, то он заберет права, составит протокол и мне придется разбираться в Киеве. Тогда уже не выдержал я, достал фотоаппарат и сказал, что сейчас сфотографирую этот знак, потом замаскированный милицейский автомобиль, затем запишу фамилию инспектора и действительно поеду со всем этим разбираться в Киев. Ведь за те деньги, которые милиция «состригает» с людей у этого облезшего знака за день, можно было бы не только новый дорожный знак установить (если он там вообще нужен), но и кусок дороги заасфальтировать.

Такого поворота событий блюститель закона совершенно не ожидал, мгновенно вернул права и перешел на дружеский тон. После короткой беседы выяснилось, что это обычный сельский парень, живущий неподалеку. А еще выяснилось, что он и сам все понимает, но боится потерять работу, так как начальство ежедневно ругает, что мало денег приносят, что мало штрафуют, а значит, плохо работают. Нужно ли задавать риторический вопрос, знает ли руководство украинской милиции, чем занимаются на местах?

Кстати, за два с половиной года работы в Германии и два года, проведенные в Америке, меня ни разу не остановила дорожная полиция, хотя я там наездил дважды вокруг Земли. А полиции там не меньше, чем у нас.

Вот так у нас все организовано. Усилия общественных групп не складываются в один общий вектор для достижения общей цели, а гасятся во взаимных конфликтах. Другими словами, таможенники не стремятся организовать свою работу так, чтобы она способствовала развитию бизнеса, торговли или просто человеческих контактов между народами, что в конечном счете принесет и больший доход в казну. А милиция видит свою деятельность не в организации дорожного движения, являющегося важным элементом эффективного развития общества, а, наоборот, рассматривает ее как средство добывания денег.

То же самое творится и в более высоких сферах. Например, налоги, достигающие 80 и более процентов, - это такое же искусственное препятствие на пути развития бизнеса, как и очереди перед границей. Но такая ситуация выгодна власть имущим, так как является эффективным средством давления на коммерческие структуры. Понятно, что такие налоги ни один нормальный человек платить не будет. Никто и не платит. Но чиновники в такой ситуации могут надавить на каждого бизнесмена, преследуя различные цели, и не в последнюю очередь меркантильные. При такой системе в стране господствуют не закон и порядок, а чиновничий произвол и коррупция.

Стоит ли удивляться, что инвестиции не идут в эту страну? Стоит ли удивляться, что талантливые инициативные люди, перспективные ученые, молодые специалисты уезжают из страны? Многие наши ученые, мои бывшие коллеги, уже олицетворяют другие страны. А кто остается? Те, кто делает большие деньги, создавая искусственные препятствия. Они сейчас создают Украину.

В разговорах с зарубежными коллегами мне уже невыносимо испытывать сочувствие. Они не могут понять, почему при таких талантливых ученых в нашей стране такие власти? Почему такая нищета? Украина действительно могла бы очень быстро развиваться, но сослагательное наклонение из этого утверждения исчезнет только после ухода нынешнего поколения чиновников, дискредитирующего идею демократии.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК