Кто на самом деле «грантоеды» в Украине?

26 августа, 2011, 15:16 Распечатать Выпуск №30, 26 августа-2 сентября

Среди стран Восточной Европы Украина получает одну из наибольших долей международной помощи.

© Андрей Товстыженко, ZN.UA

Проблема становления национальной системы поддержки и защиты прав человека является объектом внимания со стороны европейского сообщества, страны которого заинтересованы в постоянном развитии Украины как правового государства и предоставлении необходимых ресурсов для решения проблем в этой сфере. По оценке национальных экспертов, среди стран Восточной Европы Украина получает одну из наибольших долей международной помощи.

В связи с этим привлекают к себе внимание неоднократные в течение 2010–2011 гг. обвинения со стороны представителей правительства и депутатского корпуса в адрес гражданских учреждений в так называемом грантоедстве, то есть неэффективном использовании донорской помощи. При этом последняя рассматривается как часто имеющая сомнительные цели и не отвечающая внутренней государственной политике. Вместе с тем гражданское общество и международное сообщество стали свидетелями разработки парламентом законопроекта, который призван обеспечить контроль за финансированием общественных организаций в Ук­раи­не таким образом, чтобы обеспечить их финансирование иск­лючительно за счет средств граждан Украины, то есть без привлечения зарубежных фондов.

Так какие же средства поступают в Украину от международных доноров на обеспечение прав человека и на что они тратятся? Действительно ли в Украине существует класс «грантоедов», которые тратят международную помощь на пустое?

Если мы проанализируем ситуацию в этой сфере за последние годы, то увидим, что только Европейская комиссия и Совет Европы в 2009–2010 годах реализовывали шесть проектов в сфере верховенства права и защиты прав человека. Другие доноры осуществляют помощь по меньшей мере по трем приоритетным направлениям в области защиты прав человека: развитие судебной системы (USAID), поддержка системы криминальной юстиции (ОБСЕ, CIDA, SIDA, Департамент юстиции США) и доступ к правосудию (датская программа MATRA, Институт открытого общества). В круг постоянных доноров входят правительства США, Великобритании, Нидер­лан­дов, Германии, Канады, Швей­царии и Швеции, а также Прог­рамма развития ООН. Даже Япо­ния оказывает определенную поддержку Украине в области демократических инициатив и мониторинга избирательного процесса. Ведущая роль при этом принадлежит Европейскому Союзу и правительству США, если брать за индикатор сумму ассигнований, выделенных под реализацию проектов и общих программ. Среди частных доноров самую заметную роль играют такие благотворительные учреждения, как Фонд Джорджа Сороса и Фонд Чарльза Стюарта Мотта.

Общее же количество международных доноров, способствующих развитию демократии и улучшению состояния дел в сфере соблюдения прав человека, по оценкам европейских аналитиков, насчитывает свыше тридцати агентств.

Правительство США на сегодняшний день является крупнейшим донором в сфере поддержки прав человека и развития демократии в Украине. Начиная с 1992 г., система поддержки правительственных и местных инициатив установилась таким образом, что основная нагрузка ложится на программу USAID (Uni­ted States Agency for Inter­national Development), неправительственную организацию NED (National Endowment for Democracy) и само Посольство США в Украине.

Бюджет USAID, например, в 2010 году для Украины составлял 96 млн. 47 тыс. долл. США, в том числе на Программу поддержки верховенства права и прав человека — 5 млн. 719 тыс. долл. США, Программу развития гражданского общества — 15 млн. 324 тыс. долл. США.

К видам деятельности, которые поддерживает USAID в сфере правовой реформы и верховенства права, правительство США традиционно причисляет проекты, направленные на развитие большей прозрачности и подотчетности судебной власти, роста уровня доверия к ней в обществе, лучшего доступа граждан к правосудию благодаря созданию системы бесплатных юридических консультаций; формирование согласия по вопросам судебной реформы, автоматизации и большей эффективности работы судов. Широко поощряются также мероприятия по усовершенствованию мониторинга деятельности судов со стороны гражданского общества и развитие сотрудничества между судами и СМИ.

По результатам 2010 года, свыше 2500 работников судебных органов получили методическую и техническую помощь, а USAID предоставил дополнительную помощь в разработке проекта нового УПК, который поступил в парламент для дальнейшего рассмот­рения.

Ресурсы еще одного источника помощи, американской организации NED, со средним ежегодным размером бюджета для Украины примерно 2 млн. 200 тыс. долл., направляются на более широкую сеть неправительственных организаций, работающих в сфере защиты прав человека. В 2009 года такую поддержку получили 49 украинских организаций с общим годовым бюджетом 2 млн. 888 тыс. долл. Среди направлений поддержки следует отметить содействие реализации гражданами Украины своих политических прав; обеспечение мониторинга и анализа соблюдения прав человека в Украине; поддержку свободы слова и доступа к информации; мероприятия, направленные на защиту прав женщин, свободу убеждений, права на приватность.

Непосредственная поддержка инициатив гражданского общества осуществляется также Программой демократических грантов, которая работает при Посольстве США в Украине. Поскольку с 1996 года программа поддержала более 600 проектов с бюджетом от 5 до 15 тыс. долл., ежегодный бюджет программы представляет в среднем 420 тыс. долл.

Европейский Союз в течение 2010–2011 гг. поддерживает Украину, реализуя около 250 проектов, однако защиты прав человека непосредственно касались лишь четыре из них: «Создание национальной системы предуп­реждения пыток и плохого обращения в Украине» (бюджет 696 тыс. 680 евро, совместно с Сове­том Европы), «Правовая и социальная защита детей — искателей приюта и беженцев в Украине» (бюджет 960 тыс. евро), «Укреп­ление национальных механизмов и ресурсов относительно ликвидации торговли детьми в Украи­не» (бюджет 596 тыс. 559 евро), «Права женщин и детей в Украи­не» (бюджет 1 млн. 80 тыс. евро, совместно с Советом Европы). Другие программы ЕС в сфере верховенства права направлены на повышение эффективности судебной системы (бюджет 10 млн. 321 тыс. 800 евро), обучение государственных служащих (бюджет 1 млн. 75 тыс. евро) и повышение квалификации судей (бюджет 1 млн. 100 тыс. евро).

Анализ проектов, включенных в 2009–2011 гг. в программу поддержки прав человека в Украине, позволяет вычленить как основные проекты, результатом которых является:

— повышение профессиональности представителей органов власти, непосредственно ответственных за соблюдение международных стандартов в реализации внутренней политики;

— обеспечение свободы слова;

— формирование учреждений гражданского общества как независимого механизма контроля за соблюдением прав человека в деятельности органов власти (проект «Формирование активной сети независимых внесудебных правозащитных структур»), январь 2008 г. — декабрь 2009 г.;

— создание необходимых условий социальной защиты для граждан Украины и отдельных уязвимых групп;

— защита прав национальных меньшинств и мигрантов.

Программа развития ООН (ПРООН) в Украине представляет международное агентство, которое обеспечивает эффективное использование средств, предоставленных странами — членами ООН, для поддержки демократических инноваций.

Офис Координатора проектов ОБСЕ в Украине поддерживает инициативы, направленные на укрепление защиты прав человека и улучшение прозрачности и открытости отношений между гражданами и государством.

Бюджет Координатора проектов ОБСЕ в Украине в 2009 году, согласно решению №888 Посто­ян­ного совета от 2 апреля 2009 года, составляет приблизительно 2 млн. 758 тыс. 500 евро. Без учета внебюджетного финансирования, когда этого требуют масштабные долгосрочные проекты.

Посольство Великобритании в 2008–2010 годах, кроме парт­нерского участия в общих прог­раммах и мероприятиях, поддержало проект «Каждый имеет право работать: Партнерство ради создания возможностей трудо­устройства молодежи с инвалидностью» с общим бюджетом
140 тыс. фунтов. За два года проект охватил консультациями по вопросам трудоустройства свыше тысячи молодых людей и 132 из них помог найти работу.

Посольство Канады оказывает поддержку как силами собственных проектов, так и с помощью Канадского международного агентства развития (CIDA). В 2010 году правительство Канады выделило свыше 36 млн. канадских долларов на поддержку шести проектов, отвечавшим приоритетам развития правительства Украины.

Канадское международное агентство развития (CIDA) было одним из первых международных доноров, которые предоставили помощь Украине в первые годы независимости. Пока в фокусе программ CIDA в Украине находятся вопросы поддержки принципов демократического управления, верховенства права, гендерного равенства, соблюдение прав и свобод. Общий бюджет донорской помощи на сумму 200 тыс. долл. США в 2010–2011 гг. преимущественно предназначался для защиты прав детей, инвалидов, лиц преклонного возраста, развития равенства женщин и противодействия ксенофобии.

Посольство Германии в 2010 году поддержало в Украине четыре правозащитных проекта на сумму в эквиваленте 104 тыс. евро.

Посольство Нидерландов, как и посольства США и Канады, предоставляет донорскую помощь в сфере защиты прав человека через специальную программу MATRA. Программа направлена на содействие странам Южной и Восточной Европы в развитии демократического общества, управляемого по принципам верховенства права.

Посольство Швеции на протяжении 1995–2006 гг. выделило 71 млн. долл. США с целью поддержать реформы, которые должны были обеспечить интеграцию Украины в европейские структуры. Поддержка правительства Швеции традиционно осуществляется в двух стратегических направлениях — демократическое управление и права человека; природные ресурсы и окружающая естественная среда.

Посольство Швейцарии направляет донорскую помощь через отдельное учреждение — Дирекцию по вопросам развития и сотрудничества (DEZA), являющуюся агентством в составе Федерального департамента иностранных дел Швейцарии. Общий объем помощи, предоставленной Украине на протяжении 2002–2006 гг. швейцарской стороной, составлял 29,7 млн. швейцарских франков (CHF). Бюджет DEZA для Украины по программе верховенства права и демократии в 2008 г. равнялся 2,2 млн. CHF и 2,7 млн. CHF — в 2009—2010 гг. Основные направления донорской помощи — поддержка реформы криминальной юстиции и пенитенциарной системы, профилактика детской преступности.

Международный фонд «Відродження» (МФВ) как часть сети Института открытого общества, основанного Дж.Соросом, работает в Украине с 1990 года. МФВ остается одним из крупнейших благотворительных фондов в Украине с ежегодным бюджетом до 7 млн. долл. США для содействия неправительственным организациям в сфере становления открытого, демократического общества.

В 2009 году Фонд поддержал свыше 550 проектов для осуществ­ления общественно важных общественных инициатив, выделив для этого 6,5 млн. долл. Среди основных приоритетов программа рассмотрела доступ к правосудию, судебную защиту прав человека, доступ к информации, мониторинг прав человека, просвещение в сфере прав человека, усиление правовых возможностей бедных слоев населения, реформирование криминальной юстиции, содействие реформированию уголовно-исполнительной системы.

Фонд Чарльза Стюарта Мот­та оказывает поддержку украинским неправительственным организациям в сфере развития гражданского общества, юридической помощи и защиты прав населения.

Общий вклад мирового сообщества в развитие механизмов защиты прав человека в Украине довольно сложно подвергнуть дифференцированному расчету, поскольку влияние донорской помощи тем или иным образом всегда улучшает состояние дел в этой области. Мы можем лишь констатировать, что программы, направленные на поддержку принципов верховенства права, прав человека и демократического управления, на протяжении 2010 года имели бюджет свыше 60,4 млн. долларов США.

Одной из причин сложности измерения как общей суммы ассигнований, так и оценки эффективности использования предоставленной помощи является отсутствие соответствующих координационных механизмов на государственном уровне. Позиция государства в вопросах привлечения донорских средств довольно противоречива из-за политичес­кой составляющей, в частности из-за несогласования внешней и внутренней доктрины развития Украины.

В 2007 г., например, в рамках присоединения к Парижской декларации Украина высказала пожелания странам-донорам относительно предоставления государству международной технической помощи и начала ряда проектов в сфере прав человека и гендерного равенства. В соответствии с Парижской декларацией в Украине была создана специальная правительственно-донорская группа, которая должна была разработать общую стратегию и концепцию получения технической помощи украинскими органами власти. Ожидалось, что в сфере прав человека и гендерного равенства будут реализованы по меньшей мере семь международных проектов. Результаты деятельности правительственно-донорской группы пока неизвестны, как нельзя найти на правительственном портале какие-либо ссылки на донорскую или международную помощь.

Однако, подытоживая изложенную выше информацию, мы можем констатировать, что из предоставленной донорами в 2010 году помощи на сумму свыше 60,4 млн. долларов США на нужды государственного сектора была направлена приведенная ниже часть.

Так, по программам ЕС, предусматривавшим повышение эффективности судебной системы, обучение государственных служащих и повышение квалификации судей, в 2010 году было израсходовано 12 млн. 496 тыс. 800 евро. Посольство Канады на проведение тренингов для судей в рамках реформирования системы ювенальной юстиции выделило
6 млн. 200 тыс. канадских долларов. Посольство Швейцарии на поддержку реформы уголовной юстиции и пенитенциарной системы, профилактики детской преступности также выделило
1 млн. 300 тыс. швейцарских франков. Ежегодное распределение бюджетов шведских программ, направленных на разработку системы пробации и реинтеграции осужденных, а также на реформирование системы охраны детства, указывает на получение Украиной в 2010 году 3 млн.
489 тыс. 300 евро.

Общая сумма международной благотворительной помощи, полученной государственными учреждениями Украины в 2010 г., составляет около 30 млн. 832 тыс. 900 долларов США, то есть 51% от годового объема помощи. Однако этот процент значительно больше, если учитывать проекты Совета Европы и программу USAID, которые на протяжении последнего года предоставили методическую и техническую помощь более чем 2500 работникам судебных органов, а также повысили профессиональный потенциал работников 484 судов.

Так кто же они — «грантоеды», если большую часть международной помощи в нашей стране получают не общественные организации, а правительст­венный сектор? При этом для чле­нов правительства и депутатов не секрет, что в течение пос­ледних четырех лет доноры отда­ют приоритет именно государст­венному сектору, существенно уменьшив финансирование учреждений гражданского общест­ва до одной трети своих бюджетов.

Стратегия и эффективность распределения донорской помощи остается дискуссионной темой, поскольку правительство ни после 2005-го, ни после 2010 го­да не проявило надлежащей политической воли к реформированию государственных структур в сторону улучшения их работы в области обеспечения прав и свобод человека. Несмотря на значительную донорскую помощь, в Украине с 2004 года остаются прак­тически в неизменном виде коррумпированная судебная ветвь власти, бесконтрольные и крайне непрозрачные органы прокуратуры, бездействующий инс­титут омбудсмена, устаревшее уголовно-процессуальное законодательство.

Вместе с тем именно инициативы неправительственного сектора, поддержанные донорскими фондами, продолжают играть ключевую роль в защите прав человека и выполнять роль катализатора в реформировании внутренней государственной политики. Этот факт наглядно подтверждает позицию ученых относительно того, что в современном демократическом мире гражданское общество не только выполняет функции защиты прав и интересов граждан, но и осуществляет контроль над государством таким образом, чтобы государство не превышало своей компетенции и строго придерживалось конституционного принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов заявил, что «внешний инвестор» выделил средства на подготовку людей для реализации в Украине проектов «по варианту Северной Африки», сообщил «Луганськ. Коментарі».

«Сегодня мир информационно сильно обеспечен, и можно только с помощью Интернета «разогнать» любую информацию. У меня даже есть данные, что и Сорос выделил определенные средства для того, чтобы подготовить у нас в Украине определенную группу молодых людей, которые могли бы по варианту Северной Африки запускать любые имеющиеся проекты. Это есть и это готовится», — заявил Ефремов.

Министр внутренних дел А.Могилев — по поводу событий во Львове 9 мая: «У нас отдельные господа, отрабатывая гранты, которые нам поступают, устраивают вот такие колебания. Потому что мощная Украина никому не нужна. Они именно заинтересованы были в том, чтобы отчитаться о вложенных в них финансовых ресурсах, об осуществленной работе и устройстве там массового побоища».

Министр образования и науки, молодежи и спорта Д.Табачник — по поводу майских студенческих протестов, в частности тех, кто, по его мнению, подстрекает молодежь: «Провоцирует тот, кто платит деньги, — иностранные фонды».

Депутат В.Колесниченко предлагает перестраховаться и разрешить финансирование отечественных ОО только украинским донорам: «Если политическую жизнь Украины пытаются изменять за счет иностранных средств, —возмущается народный избранник, — это называется реальным вмешательством во внутренние дела, это экспансия».

По материалам «Украинской правды»

Народный депутат от Партии регионов Елена Бондаренко считает, что власть проигрывает информационную войну из-за журналистов, подготовленных на средства западных грантов. Об этом она заявила в интервью газете «Киевский телеграф». «Если наши факультеты журналистики, курсы и журналистские программы обучения будут финансироваться соросоподобными, то мы и дальше будет проигрывать информационные войны», — сказала Бондаренко. По ее словам, «обучать журналистов за чужие деньги равносильно взращиванию иностранной армии в собственном государстве». Депутат скептически отозвалась о западных фондах, которые действуют в Украине. «Очевидно следующее: когда какое-то государство открывает в Украине фонды, организации, движения, начинает раздачу грантов, то оно, прежде всего, преследует свои цели. (…) Все эти душещипательные декларации о якобы бескорыстной помощи в развитии украинской демократии со стороны многочисленных грантоедов и их покровителей — лишь маскировка истинного желания контролировать Украину», — отметила Бондаренко. По ее мнению, в мире не существуют «по-настоящему удачных примеров насильственной «демократизации». Бондаренко подчеркнула, что СБУ должна пресекать такую деятельность западных фондов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • gepard gepard 11 березня, 22:29 Дело в том, что работа фондов очень непрозрачна. Если отчетность фондов, действующих по отдельным программам иногда всплывает в сети, то в целом показатели и цифры по использованию грантов Вы не увидите. Это не паблик ентити. Если анализировать, то что становится доступным, то в разделе капитал (в отличие от Прибыли у коммерческих предприятий) четка видна структура расходования средств грантов. Преобладает обычно заработная плата. Ни один из проверяющих не сможет достоверно сказать (учитывая, что проконтролировать расходование средств физическим лицом невозможно, из-за коммерческой тайны - получают ли их специалисты или в дальнейшем передают на дополнительные "промо-" компании демократии. В масштабе промышленности или военных расходы деньги, конечно, мизерные. Но в отношении поддержки политического движения - колоссальные. Западные "доноры" забывают, что в попытке насадить демократию они пытаются сделать это революционной ломкой устоявшейся системы, "развитые государства" отметают тот факт, что сами шли к демократии не одно десятилетие и наступая на всевозможные грабли. Остается только гадать, откуда столько настойчивости и энтузиазма в освоении европейского пространства. Чем оправдывается спешка и так ли бескорыстно стремление "обратить" "дикарей" в демократическое общество. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно