КТО, КАК И ЗАЧЕМ ОБРАЩАЕТСЯ В ЕВРОСУД

Поделиться
Концепция прав человека уже стала характерной чертой современной цивилизации. Украине в такой си...

Концепция прав человека уже стала характерной чертой современной цивилизации. Украине в такой ситуации необходимо делать свой выбор: занимать место в этой «цивилизации прав человека» или, сославшись на европейскую экспансию, так и остаться в ряду «банановых» государств.

Будем надеяться, что наша страна уже сделала цивилизованный выбор. Подтверждением этому можно считать ее присоединение к ряду европейских документов и, в частности, подписание 9 ноября 1995 года Европейской конвенции о правах человека. С момента ее ратификации Украиной обращение за защитой своих прав в Европейский суд станет доступной процедурой для многих наших соотечественников. Зная, как долго мы умеем «запрягать сани», и надеясь, что наше членство в СЕ - это все же серьезно, хотим, чтобы путь украинского гражданина в Евросуд за защитой своих прав был как можно короче. Поэтому есть смысл рассказать о практике и процедуре Европейского суда.

Европейская конвенция по правам человека устанавливает определенную систему контроля и защиты прав человека. Она воплощается через судебную практику (так называемое Страсбургское право) двумя органами: Европейской комиссией по правам человека (в которую входят по одному представителю от каждого государства, ратифицировавшего Конвенцию) и Европейским судом по правам человека (число судей которого соответствует количеству государств-членов СЕ; судьи выбираются Консультативной ассамблеей сроком на девять лет из списка лиц, предлагаемых государствами-членами СЕ).

Каждое дело, которое передается в суд, основывается на заявлении (application), которое подается в Европейскую комиссию по правам человека:

The Secretary European Commission of Human Rights Council of Europe F-67075 STRASBOURG CEDEX

В заявлении кратко излагается суть жалобы со ссылкой на статьи Конвенции, гарантирующие права, которые, по мнению истца, были нарушены. Указываются сведения об использованных средствах правовой защиты, перечисляются официальные решения по делу и краткое содержание каждого документа. Жалоба заявителя до принятия Евросудом окончательного решения может пройти ряд этапов, предусмотренных процедурой.

Комиссия по правам человека может

и не принять ваше заявление

Работа Комиссии по правам человека начинается с определения «приемлемости» заявления. Существует четыре основные причины, по которым это заявление может быть отклонено комиссией. Вот эти причины.

«Ratione personae» - заявление может быть подано только лицом (физическим или юридическим) или группой таких лиц, или неправительственной организацией. Поводом для этого могут быть только действия или решения государства (его органов), нарушившего конкретные права, гарантированные Конвенцией. Речь идет о таком нарушении, которое нанесло заявителю конкретный ущерб, невозмещенный в национальном суде.

«Ratione materiae» - комиссия может рассматривать заявления только по поводу нарушения прав или свобод, защищаемых конкретными статьями Конвенции (к ним не относятся, например, право на труд, на гражданство, на соцобеспечение и т.д.). Комиссия не является апелляционным судом в отношении национальных судебных инстанций, она не может отменить или заменить их решения. Однако в ее компетенцию входит рассмотрение того, соответствуют ли национальные правовые процедуры и способ их применения статьям Конвенции.

«Ratione temporis» - заявление должно быть сделано в отношении государства, уже ратифицировавшего Конвенцию. При этом факт, определенный как нарушение прав человека со стороны государства, должен состояться именно после даты ратификации. Исключением могут быть случаи в отношении т.н. «длящихся ситуаций», когда нарушения, допущенные государством до ратификации этого документа, имеют место и после. (Например, обвинение в государственной измене (до ратификации) вылилось в ограничение права на свободу слова (после ратификации.)

«Ratione loci» - заявления должны касаться только актов, подпадающих под юрисдикцию государства. При этом речь идет как о действиях, происходящих на территории государства, так и о тех, которые могут иметь место за его пределами. (Например, там, где часть национальной территории de facto находится под контролем другого государства.) В любом случае имеются в виду действия или решения государственной власти (парламента, администрации, судов и т.д.). Комиссия не рассматривает заявлений в отношении частных лиц или организаций.

Существуют и другие основания, по которым в принятии заявления может быть отказано на самой первой стадии. Например, не принимается к рассмотрению заявление, сделанное анонимно или поступившее по истечении шести месяцев после получения окончательного решения последней судебной инстанции (в нашем случае - Верховного суда Украины). Кроме того, действует и так называемый принцип «провала в исчерпывании средств исправления». Смысл его заключается в том, что государству должна быть предоставлена возможность исправить своими средствами конкретное нарушение на национальном уровне. Должны быть исчерпаны все внутренние средства защиты: речь идет о получении ответов (которые не удовлетворяют заявителя) судебных инстанций всех уровней - от районных судов до Верховного.

Достаточно часто дела признаются комиссией неприемлемыми к рассмотрению из-за их слабой обоснованности или доказанности.

Решение о неприемлемости является окончательным и не подлежит апелляции.

В 1996 году Европейской комиссией по правам человека было зарегистрировано около 3000 дел.

Большинство из них были признаны неприемлемыми.

После подтверждения принятия заявления следующей задачей комиссии является установление имеющих значение для дела фактов, а также поиск средств для «мирного» урегулирования конфликта. Если же это не удается, то комиссия готовит доклад, основанный на фактах и содержащий ее мнение о том, была ли нарушена ответчиком сама Конвенция.

Доклад передается в Комитет министров СЕ (в 1996 году было передано 348 докладов), после чего комиссия или заинтересованное государство могут обратиться в Евросуд в течение трех месяцев. Если этого не происходит, Комитет министров сам решает вопрос о том, имело ли место нарушение.

Вся процедура рассмотрения дела в комиссии не является публичной, рассматриваются только письменные заявления без присутствия заявителя.

Когда дело передается в Евросуд, главной задачей комиссии становится оказание помощи суду. Выступая как «защитник общественных интересов», она «привлекается к работе» суда с тем, чтобы предоставлять ему «разъяснения» (сами заявители не имеют права на непосредственное обращение в суд или на выступление в нем в качестве стороны дела).

Решения Евросуда обязательны

для государств СЕ

Для рассмотрения каждого переданного в Евросуд дела создается палата из 9 судей. Сторонами в деле выступают заинтересованное государство, а также отдельные лица, подавшие свои жалобы в суд.

Все спорные дела Евросуд решает в соответствии со своей юрисдикцией. Процедура обычно проста. К докладу комиссии суд запрашивает материалы у сторон. Затем происходит публичное слушание.

Функция Евросуда состоит в принятии обоснованного решения по разбираемому делу. Если нарушение установлено, то в соответствии со ст. 50 Конвенции о правах человека Евросуд может присудить компенсацию, а именно: «предоставить справедливое возмещение потерпевшей стороне». В 1996 году было вынесено 59 таких решений. Окончательное решение Евросуда обязательно для заинтересованного государства. Само решение Евросуда (оно окончательно, если принято большинством голосов) зачитывается несколькими месяцами позже, при этом присутствие сторон не требуется.

Контроль за этим осуществляет Комитет министров СЕ. Никакие пошлины при подаче заявления Комиссией по правам человека или одноименным Евросудом не взимаются. Юридическая помощь со стороны адвоката оплачивается самим заявителем. Однако она может быть предоставлена и бесплатно (но не на момент подачи жалобы), если заявитель не располагает для этого достаточными средствами. Профессиональные услуги Евросуда оплачиваются из бюджета СЕ. Члены суда получают плату за каждый день выполнения ими своих обязанностей и ежегодное вознаграждение.

Восстанавливают права тех, кто хочет их отстоять

Как вы понимаете, сегодня есть у европейской общественности достаточно претензий если не к решениям Европейского суда, то к процедуре принятия заявлений. Поэтому для повышения эффективности защиты прав человка не так давно было принято решение о создании упрощенной единой системы Евросуда, который заменит действующую. В 1994 году был открыт для подписания Протокол №11 к Европейской конвенции. Он вступит в силу после его ратификации всеми государствами-членами СЕ. Но пока действует прежняя система. Причем действует достаточно эффективно, несмотря на то, что объем работы Евросуда постоянно увеличивается.

Начиная с 1959 года (с момента создания) и до середины 80-х годов в Европейский суд по правам человека было подано 18 заявлений и принято по ним 26 решений. А с 1977 года и по 1994 год включительно в этот суд поступило уже 488 заявлений и было принято по ним 472 решения. За этот период количество обращений в Евросуд возросло почти в 30 раз, а количество вынесенных решений - приблизительно в 20 раз. В настоящее время на рассмотрении Евросуда находится приблизительно 500 дел. Т.е., на протяжении второго периода времени, начиная с 1986 года, количество заявлений за один год в среднем больше, чем общее число обращений за период с 1959 по 1985 годы. Аналогичная ситуация наблюдается и с количеством судебных решений.

Разница между двумя показателями объясняется тем, что во время первого периода решения принимались в основном по вопросам процедуры, юрисдикции и приемлемости (и это во многом было связано со вступлением в законную силу Конвенции). Они имели важное значение, в частности, когда речь шла о разрешении заявителям присутствовать во время рассмотрения дела в суде. Во время второго периода, напротив, многие решения принимались именно по вопросам предоставления так называемого «справедливого возмещения».

В настоящее время Европейский суд более всего критикует за нарушения прав человека Великобританию, Францию, Польшу, Бельгию. И не потому, что у них чаще нарушаются права человека, чем, скажем, в Турции. Просто соблюдению таких прав в этих государствах уделяется гораздо большее внимание. А на нарушения своих прав люди реагируют одинаково: каждый хочет жить и быть при этом свободным, причем не дожидаясь, когда государство научится идеально обеспечивать права своих граждан. Для тех, кто действительно хочет помочь своим правам и добиться их соблюдения государством, и существует европейская судебная практика, принцип которой однозначен: ограничения прав допустимы только законом, а не властью или власть имущими.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме