Картотека нации

15 декабря, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 48, 15 декабря-22 декабря 2006г.
Отправить
Отправить

Владимир Мойсик, один из разработчиков законопроекта «О Национальном демографическом регистре», ...

Владимир Мойсик, один из разработчиков законопроекта «О Национальном демографическом регистре», народный депутат, член фракции «Наша Украина»:

«Создание национального демографического регистра — один из важных шагов на пути Украины в Евросоюз, в странах которого подобные регистры уже стали общепринятой практикой. Принятие закона о регистре не только будет способствовать дальнейшей унификации украинских нормативных актов с законодательством ЕС, но и позволит Украине надлежащим образом выполнять свои международные обязательства по вопросам борьбы с терроризмом, незаконной миграцией и организованной преступностью».

Причинно-следственную взаимосвязь явлений и событий никто не отменял. И афоризм Козьмы Пруткова все так же актуален, как и 150 лет назад. Ведь взаимосвязь — это не только диалектическая категория, которую многие граждане Украины старше 35 лет помнят по вузовскому курсу марксистско-ленинской философии. Это — реальность и повседневность. Многие, на первый взгляд не связанные между собой проблемы, с которыми сталкиваются люди в обыденной жизни, на самом деле имеют в основе одну причину. И пытаться вылечить болезнь, не устранив причину ее возникновения — как минимум пустая трата времени и сил. Ликвидация последствий всегда хуже профилактики причин.

Например, что, казалось бы, общего может быть между фальсификацией выборов и проблемами оформления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг? Каким образом связаны проблемы миграционной политики и возрастание рисков при потребительском кредитовании? Как стремительный рост цен на недвижимость увязывается с незаконным обналичиванием денег? Какое отношение имеет маркетолог, ломающий голову над оценкой емкости рынка, к милиционеру, недоверчиво проверяющему у подозрительного гражданина паспорт с пропиской?

Вдумчивый читатель, конечно же, найдет у этих проблем общий знаменатель: демографический. Так или иначе, для решения каждой из указанных проблем необходимо обладать точными данными о численности, поле, возрасте, семейном положении, месте регистрации граждан, необходимо быть уверенным в подлинности их документов. Это давно уяснили для себя европейцы, которые сформулировали и развивают концепцию т.н. сервисного государства. Такое государство избавляет своих граждан от излишнего общения с чиновниками, обеспечивает предоставление населению качественных услуг государственных органов власти, стоит на страже интересов жителей страны. А эффективный сервис базируется на точном демографическом учете.

Общенациональные базы данных давно функционируют практически во всех странах ЕС. В некоторых государствах, например в Бельгии, Швеции, эти базы данных работают по 100—150 лет. А Финляндия и Нидерланды вообще отказались от проведения таких дорогостоящих и неточных процедур как перепись населения: демографическая ситуация в этих странах обновляется в режиме on-line. Большинству европейцев даже в голову не придет, что может быть как-то иначе. Ведь они ощущают конкретную пользу от наличия такой системы. Например, если жителю Берлина, оказавшемуся в другом конце страны, вдруг понадобятся какие-либо справки с места жительства, он сможет получить их в любом городе — для этого есть специальный офис.

В Украине же пока все наоборот: покойники голосуют на выборах, миллиарды долларов уходят из страны через фирмы, открытые по подложным паспортам, макроэкономические прогнозы базируются на робких предположениях о динамике численности населения.

Непомерный рост цен на недвижимость — головная боль миллионов украинцев. Как утверждают финансовые аналитики, в США, например, согласно статистике последних десятилетий прирост ВВП на душу населения на 1 долл. влечет удорожание дома в среднем на 7 долл., а стоимость «жилого» метра увеличивается на 3 цента в день. В Украине же еще со времен СССР сложился тотальный дефицит недвижимости. Поэтому традиционно динамика роста цен в 2001—2003 гг. на жилье была в несколько раз выше, чем в США (в день около 20—40 центов за «квадрат», или 70—160 долл. в год). Но уже в последние два года сложился огромный «разрыв» между официальными темпами роста среднедушевого ВВП и подорожанием жилья.

Например, по данным того же Госкомстата, в 2005 г. валовой региональный продукт в г. Киеве вырос на 9,7% (или примерно на 300 долл. на человека). А жилье за 2005 г. подорожало на 600 долл. за 1 кв. м в год! Если вести расчеты по аналогии с американскими закономерностями, то киевское жилье должно было подорожать всего лишь на 10 долл. за 1 кв. м, а с поправкой на украинский дефицит жилья удорожание должно было составить 120—150 долл. за 1 кв.м за год. В чем причина такого разрыва? Очевидно, сказались все те же статистические погрешности, ведь официальная статистика абсолютно не учитывала реального притока населения в Киев из регионов. Аномалия? Нет. Это элементарные законы рынка: спрос превысил предложение. Столичные застройщики и риелторы просто не могут точно спрогнозировать, сколько же метров жилой площади надо для удовлетворения спроса. Например, по данным Госкомстата, в 2005 г. население Киева за счет иногородних граждан и иностранцев увеличилось на 30 тыс. человек. Эксперты говорят, что на самом деле эта цифра уже в 4—5 раз больше.

Еще один свежий пример — эпопея с оформлением субсидий. Эта проблема, по информации министра труда и социальной политики Украины Михаила Папиева, так или иначе коснется 1,6 миллиона украинских семей. Это 10% населения Украины. Прямые потери бюджета на выплату сверхурочных сотрудникам социальных служб еще предстоит подсчитать.

В данном случае речь не идет о тарифах. Вопрос в другом — зачем гражданам обивать пороги контор и унижаться перед чиновниками для получения очередной справки? Да еще и доплачивать за ускорение процедуры. Абсурд ситуации заключается в том, что фактически гражданин должен получить бумажные копии сведений из нескольких ведомственных электронных баз данных, чтобы социальные службы внесли предоставленную на бумаге информацию в еще одну электронную базу данных. А это — почва для коррупции и злоупотреблений. Наверное, отсюда — вполне понятное яростное сопротивление некоторых чиновников созданию в Украине единой общегосударственной базы данных. Ведь при наличии такой базы гражданам вообще не надо общаться с представителями властей. Все расчеты должны осуществляться автоматически. И без взяток.

Проблема создания такой общенциональной базы данных ожидает своего решения. В Верховной Раде вынесен на первое чтение законопроект №2170 «О Национальном демографическом регистре». Примечательно, что проект был инициирован рядом народных депутатов Украины, прошедших в парламент от разных политических сил. Идеологические разногласия не помешали инициаторам — социалисту В.Цушко, «регионалам» В. Грицаку и А.Герман, «нашеукраинцам» Ю.Еханурову, В.Мойсику, Н.Онищуку, бютовцу А.Семиноге и коммунисту Е.Мармазову оценить важность проблемы и найти точки соприкосновения.

Законопроектом предлагается объединить многочисленные узкопрофильные ведомственные реестры в одну базу данных, потеря и искажение информации в которой исключены.

Возникает вопрос: не смогут ли такой информацией воспользоваться мошенники во вред конкретным людям? Законопроектом предусмотрено, что порядок изготовления документов регистра и, что самое важное, их персонализация будут унифицированы. Информацию о предъявителе того или иного документа можно будет оперативно сверить с базой данных регистра. Такой простой и надежный порядок автоматически исключит подлог.

Разработчики законопроекта о Национальном демографическом регистре предлагают высокотехнологичный и новый (для Украины и стран третьего мира) метод изготовления документов — печать способом лазерного гравирования по поликарбонатной странице (пластиковой карточке). Это даст возможность наносить на карточку не только обычные защитные элементы в виде голограмм, например, но и биометрические данные о владельце документа. Грубо говоря, таким способом в документе можно будет «зашифровать» цифровым кодом отпечатки пальцев владельца или его группу крови. Если же бланк документа будет выполнен в форме привычной бумажной «книжечки», то в нее можно будет вшить так называемую «страницу данных» из поликарбоната. Что это даст? Например, переклеить фотографию в найденном или украденном паспорте будет невозможно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК