КАК ОДИН АДМИРАЛ УКРАИНУ «ОБЩИПАЛ»

09 октября, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 41, 9 октября-16 октября 1998г.
Отправить
Отправить

Выполняя просьбу Укрморречфлота Минтранса Украины по проверке состояния всего комплекса навигационно-гидрографического обеспечения безопасности мореплавания в Украине, столкнулся с необычным феноменом...

Выполняя просьбу Укрморречфлота Минтранса Украины по проверке состояния всего комплекса навигационно-гидрографического обеспечения безопасности мореплавания в Украине, столкнулся с необычным феноменом. Доложив официально, как и другие специалисты департамента Укрморречфлота, результаты проверки, посчитал необходимым ознакомить также широкую общественность с увиденными безобразиями. Итак - по порядку...

13 мая 1993 г. Указом

№ 169/93 Президента Украины Л.Кравчука создано Национальное агентство морских исследований и технологий (НАМиТ). Цель - обеспечить интересы Украины в части использования ресурсов Мирового океана. Задачи - организация разработок концептуальных основ государственной политики в области исследований и использования ресурсов Азово-Черноморского бассейна, других районов Мирового океана, в которых Украина имеет соответствующие интересы. Чем это обернулось - разговор ниже.

30 августа 1993г. постановлением Кабинета министров №677 утверждается положение о «Национальном агентстве морских исследований и технологий»

(НАМиТ). Но, если в указе № 169/93 оговорено, что на НАМиТ возлагается только координация «деятельности органов государственной исполнительной власти, соответствующих предприятий и организаций в сфере использования ресурсов Мирового океана, строительства, содержания, использования научно-исследовательских судов и прочих морских технических средств», то пунктом 2 постановления КМУ № 677 уже предусмотрено, что НАМиТ должен представлять предложения «по передаче в его сферу управления соответствующих учреждений, предприятий и организаций». НАМиТу также дано право обосновывать те или иные морские работы как по тематике, так и по объему, определять их стоимость, организовывать финансирование, оценивать качество работ, правильность и целесообразность расходов на эти работы. В то же время НАМиТ, поскольку ему вменено в обязанность управление имуществом соответствующих учреждений, предприятий и организаций, сам по существу является и исполнителем работ. Сам себе и другим выдает лицензии на право использования морского шельфа и выполнения соответствующих работ.

Чтобы избежать стороннего наблюдения и контроля за своей деятельностью на море, НАМиТ оговорил себе право: «Осуществлять координацию деятельности соответствующих учреждений, предприятий и организаций, связанных с навигационным и гидрографическим обеспечением мореплавания». Другими словами, появился в Украине «монстр», который сам играет, сам заказывает музыку, сам обосновывает ее целесообразность и правильность, сам следит за качеством ее исполнения, сам оценивает, сам оплачивает и сам подводит итоги. И все это за счет государственных средств. Поскольку плавающие в море военные и торговые моряки, рыбаки, речники могут непроизвольно стать свидетелями деятельности НАМиТа и дать ей справедливую оценку, то их «подвели» под «координацию» через навигационное обеспечение мореплавания: если правительству эти мореплаватели доложат, что в морских делах Украины НАМиТ ведет себя плохо, то соответствующее заключение, а главное, выводы будет делать тот же НАМиТ.

Со времени вступления в силу постановления КМУ №677 и начался развал существовавшей четкой системы гидрографического, гидрометеорологического и навигационного обеспечения безопасности мореплавания.

9 февраля 1994 г. Кабинет министров принимает постановление № 84 «Об усовершенствовании управления в сфере навигационного обеспечения мореплавания». Цель этого решения - «...усовершенствование управления в сфере навигационно-гидрографического обеспечения плавания всех видов судов на морях, океанах и внутренних водных путях». При этом речь уже идет не о координации, а монопольной организации деятельности всех морских и речных ведомств и предприятий Украины в части безопасности мореплавания. И опять контроль за качеством выполнения всего комплекса работ возлагается на самого организатора и исполнителя.

В постановлении оговорена также необходимость передачи НАМиТу всех организаций моряков (военных и торговых), речников, рыбаков и т.п., связанных с навигацией и океанографией. Теперь уже НАМиТ сам себе монопольный заказчик, сам исполнитель, сам приемщик, сам оценщик, сам контролер. Только деньги по-прежнему государственные!

Последующими постановлениями правительства (№ 802 от 12 октября 1995 г. и №142 от 30 января 1996 г.) НАМиТу передаются все морские гидрографические районы Украины со своей инфраструктурой. Этим самым была ликвидирована гидрографическая служба ВМС Украины. (Интересно, в каком-то еще государстве мира додумались до подобного?)

Наступает необходимость заняться разделом Черноморского флота. При дележе вполне может возникнуть вопрос о практической морской деятельности

НАМиТа. Экспертом от Украины выступает генеральный директор агентства. Распоряжением Президента Украины № 107/95 от 30 июня 1995г. он назначается председателем украинской правительственной комиссии по разделу имущества КЧФ, в том числе и гидрографической службы.

Все эти события и их последствия не могут оставить равнодушными профессионалов. Поднимается волна недовольства. Протестуют против разворачивания практической «деятельности» агентства специалисты морской отрасли. Чтобы заглушить волну протеста, в феврале 1995 г. было созвано совещание у вице-премьера Шмарова, где подготовленные участники пытаются «единогласно» одобрить деятельность

НАМиТа. Только строптивый департамент Укрморречфлота Министерства транспорта Украины настоял на своем особом мнении о пагубности для безопасности мореплавания деятельности агентства.

Письмо министра обороны Украины на имя премьер-министра, решение Военного совета ВМС Украины, подробнейшая докладная записка Укрморречфлота на имя руководства НАМиТа и премьер-министра, рапорты (начальника Гидрографической службы Черноморского флота, зам. министра транспорта, Укрморречфлота, начальника Главморинспекции по безопасности судоходства) так же, как и многие другие официальные обращения и протесты против деятельности НАМиТа остались без внимания и реакции со стороны официальных инстанций. Возникает вопрос - почему? А потому, что к этому времени Указом Президента Украины была создана «комиссия по вопросам морской политики при Президенте Украины». Предположить, кто же оказался во главе этой комиссии несложно - все тот же печально известный своими делами А.Щипцов, генеральный директор НАМиТа. Уже в роли ответственного чиновника аппарата Президента монопольный владыка акваторий ставит на место всех своих оппонентов и ... предлагает «доверчивому» правительству очередной фарс - создание Государственного морского комитета (письмо №68 от 6.11.96г.).

...Много можно еще рассказать о деятельности руководителя Национального агентства морских исследований и технологий, простите, сегодня уже заместителя министра транспорта Украины, главы Государственной гидрографической службы.

Не трудно догадаться о причинах того, почему пять последних лет решением руководства страны один и тот же руководитель неоднократно менял вывеску и статус подчиненной организации: национальный комитет, департамент, государственная служба... то под «крышей» Кабмина, то под эгидой Академии наук, затем Министерства по делам науки и технологий. Развалив всю систему обеспечения безопасности мореплавания, с подачи экс-министра транспорта В.Черепа (к слову - сельского строителя по специальности) этот «непотопляемый» адмирал в настоящий момент попал «под крышу» Минтранса и не как-нибудь, а в ранге заместителя министра.

Эта метаморфоза произошла в результате очередного постановления Кабмина (№239от 2.03.98 г.). Ссылка в этом постановлении делается на Кодекс торгового мореплавания, регулирующий все отношения, возникающие в торговом мореплавании. Почему и с какой целью? Это очевидно. Появляется возможность забрать под себя не только навигационную часть морской деятельности, но и коммерческую эксплуатацию морского и речного флота и портов, т.е. Укрморречфлот. А, во-вторых, возможность полностью взять в свои руки и государственный контроль за собственной деятельностью по обеспечению безопасности судоходства. Следуя логике развития событий и зная методы действий героя этого материала, можно предположить очередную метаморфозу - Морской комитет Украины, не подчиненный Минтрансу. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.

За время «царствования» непотопляемого адмирала на Дунае, Черном и Азовском морях навигационная обстановка резко ухудшилась, четко работавшая система гидрографического, гидрометеорологического обеспечения мореплавания разрушена. Взамен ничего не создано. Отсутствует четкая система государственной лоцманской службы. Гидрографическое береговое хозяйство и специальный гидрографический флот разбазарены. Гидрографическое обслуживание в полном комплексе от мыса Тарханкут до мыса Аю-Даг почему-то передано России, выход морских судов из Дуная в Черное море утерян, глубины в портах и каналах не поддерживаются в норме. Только из-за вмешательства Верховной Рады главные морские стратегические районы - Одесский и Севастопольский - не отданы американским военным гидрографам для обследования. Использование портовых сборов, предусмотренных Кодексом торгового мореплавания и предназначенных для обеспечения безопасности мореплавания, не контролируется. И многое, многое другое...

Какие убытки понесла Украина от всего этого, во что обошлась эта реорганизаторская деятельность в мореплавании налогоплательщикам - должна проверить прокуратура. Можно только предполагать, что для восстановления всего комплекса по обеспечению безопасности судоходства потребуются не сотни миллионов гривен, а гораздо больше. Но это необходимо делать, необходимо восстанавливать разрушенное, иначе Украина вынуждена будет вообще прекратить судоходство и закрыть порты в своих территориальных водах.

Продолжение движения по морям и океанам «щипцовским» курсом грозит катастрофическими последствиями для страны.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК