Одесская прокуратура направила в суд уголовное дело о расхищении крупных сумм должностными лицами ряда предприятий Одессы. Организатор преступной группировки, которому были подконтрольны предприятия, имитировал собственную смерть, чтобы избежать следствия, однако оперативники разоблачили эту махинацию, сообщил на брифинге в Киеве заместитель начальника пресс-службы Генеральной прокуратуры Юрий Бойченко.
Сейчас организатор преступной группировки объявлен в международный розыск. По словам замначальника пресс-службы, директор СП «Джинджерс», коммерческий директор концерна «Приморский» и глава правления «Трансшип» обвиняются в расхищении 4,5 млн. долл. кредитных средств АКБ «Укрсоцбанк», выделенных на программу погашения задолженности по заработной плате, сумма которой превышала 50 млн. грн., Черноморскому морскому пароходству (ст. 191 ч.1 «присвоение имущества в особо крупных размерах путем злоупотребления»).
Говоря о фабуле преступления, представитель Генпрокуратуры сообщил, что с целью погашения долгов Черноморского морского пароходства (ЧМП) группа указанных одесских предприятий объединилась с двумя кипрскими компаниями в пул кредиторов, было подписано соглашение о способе погашения долгов перед бюджетами всех уровней.
В соответствии с соглашением, предприятия-кредиторы обязались вместо ЧМП погасить долг перед бюджетом, получив от пароходства три грузовых парохода и два пассажирских парохода — «Украина» и «Аркадия» в пятилетнюю безоплатную аренду. Кроме того, ЧМП обязалось возвращать предприятиям-кредиторам процентные ставки кредитных средств, полученных ими с целью отработки механизма погашения долгов.
«Предприятия-кредиторы получили в различных банках более 11 млн. долл. кредитных средств якобы с целью использования на погашение долгов, принятых от ЧМП. Но не вернули их своевременно, используя условия соглашения для присвоения средств», — рассказал Ю.Бойченко.
По словам замначальника пресс-службы, ЧМП получило от «Укрсоцбанка» 4 млн. 200 тыс. долл. для проведения текущих ремонтов пароходов. Эти средства были присвоены преступной группировкой путем использования расположенных в оффшорных зонах подконтрольных компаний и банковских учреждений.
В начале 1998 года организатор группировки, используя поддельные документы на право собственности пароходов «Аркадия» и «Украина», оформил залог этих судов в пользу эстонского кредитного банка и кредитной компании США, получив 6 млн. 800 тыс. долл. кредитных средств.
«Невозвращение кредитных средств привело к отчуждению парохода «Аркадия» стоимостью 11 млн. грн. в пользу кредитора по решению суда США», — добавил Ю. Бойченко.
На сегодняшний день, по его словам, сняты безосновательные долговые обязательства украинским и иностранным кредиторам в размере 11 млн. грн. и 4 млн. 377 тыс. долл. Возмещен ущерб на сумму 5 млн. 776 тыс. долл., 11 млн. грн., приостановлено отчуждение теплохода «Украина» на 12 млн. грн.
Это уголовное дело, как подчеркнул Ю.Бойченко, интересно тем, что организатор преступления, чтобы уклониться от следствия, с помощью близких родственников сымитировал собственную смерть и захоронение на одном из киевских кладбищ. «Документы о смерти были распространены в Украине и США, однако допросы и проверки установили, что этот человек жив. Во время эксгумации оказалось, что трупа в могиле нет — фиктивное захоронение», — добавил Ю. Бойченко.
Как известно, в сентябре прошлого года хозяйственный суд Одесской области возбудил дело о банкротстве государственной судоходной компании (ГСК) «Черноморское морское пароходство». В июле 2003 года Минтранс и Одесская областная госадминистрация приняли совместную программу сроком до 2005 года по выводу государственной судоходной компании из кризиса. Мероприятия программы включают среди прочего, возвращение денежных средств ЧМП в размере 43,8 млн. долл., замороженных на счетах некогда Внешэкономбанка СССР (сегодня долговым агентом по данным вопросам выступает Внешэкономбанк РФ. — ИФ), а также долгов пароходству: НАК «Нафтогаз України» — 22,6 млн. долл., НБУ — 5 млн. долл., Минобороны — 6, 6 млн. грн.
Среди мероприятий также создание Минтрансом стабилизационного фонда для поддержки ГСК в размере 50 млн. грн., изменение устава ЧМП с включением новых видов деятельности, внедрение проекта строительства жилья с использованием земельных участков, принадлежащих пароходству, восстановление судоходства в территориальных водах Украины — с помощью гособъединения «Укрморпорт».
На сегодняшний день флот ГСК «ЧМП» фактически не существует. Практически все суда ЧМП (во времена б. СССР их было около 400. — ИФ) в 90-е годы переданы оффшорным компаниям либо проданы за долги на аукционах.
Согласно озвученным Минтрансом итогам аудита ЧМП в 2000 году, объем внешней задолженности компании оценивался в 95 млн. долл., внутренней — в 220 млн. грн.