Пленум Высшего административного суда Украины решил обратиться в Верховный суд Украины с просьбой направить представление в Конституционный суд Украины относительно официального толкования подпункта 1 пункта 2 раздела І Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения автоматизированной системы документооборота в административных судах». Об этом сообщает официальный сайт ВАСУ. По словам участников пленума, такое решение обусловлено неоднозначностью отдельных положений закона относительно внедрения в административных судах автоматизированной системы документооборота, без официального толкования которых надлежащим образом выполнять этот закон будет невозможно. Особую остроту вопрос приобретает в связи с обретением законом силы с
1 января 2010 года и установлением уголовной ответственности за невыполнение отдельных его предписаний.
Тема готовности судебной системы к введению с 1 января 2010 года автоматизированного распределения административных дел неоднократно поднималась в судейских кругах. Совет судей Украины 2 октября 2009 года обратил внимание президента Украины, Верховной Рады и правительства на невозможность выполнять требования закона об автоматизированных системах документооборота в админсудах.
После чего члены Совета судей Украины создали рабочую группу для детального изучения этого вопроса и дальнейшего информирования судей судов общей юрисдикции. Во время общего заседания президиума Высшего административного суда Украины и президиума Совета судей административных судов Украины рассматривалась также возможность выполнения судами закона Украины №1475-VI. Председатель Государственной судебной администрации Украины Иван Балаклицкий сделал ударение на том, что Государственная судебная администрация, занимающаяся обеспечением деятельности окружных и апелляционных админсудов, не имеет средств на выполнение этого закона.
Сегодня 20 админсудов, в частности ВАСУ, имеют упомянутые системы документооборота. Некоторые из них куплены за средства самих судов, некоторые — при финансовой поддержке иностранных организаций. В одних судах системы функционируют полноценно, в других введены только частично. В Высшем административном суде Украины автоматическая система работает с конца 2007 года, указано на сайте ВАСУ.
По словам председателя Высшего административного суда Украины Александра Пасенюка, концептуально административные суды, бесспорно, поддерживают внедрение автоматической системы распределения дел. Более того, во многих админсудах такие системы уже существуют. «Но сегодня и сейчас просто невозможно выполнить этот закон полностью, ведь он имеет ряд неточностей и разногласий, из-за которого способен фактически парализовать работу административных судов», — указал он.
Зампред ВАСУ Михаил Цуркан, докладывая по указанному вопросу, заметил: «Учитывая, что все дела в ВАСУ в кассационном порядке рассматриваются коллегиально, а только в 2009 году, по состоянию на 10 октября, на рассмотрение поступило более 44 тысяч дел, то очевидна физическая неспособность судей обеспечить рассмотрение дел коллегиями, определенными по правилам указанного закона».
Еще одна норма закона №1475-VI, по мнению судей ВАСУ, может повлечь неодинаковое применение его на практике. Она касается перечня критериев, которые должны учитываться при автоматизированном распределении дел между судьями. Кроме этого, данный закон делает невозможным соблюдение судьями при решении административных дел внутренней специализации.