Впечатляющую аферу, которая могла бы нанести вред государству на общую сумму более 600 млн. грн., раскрыли сотрудники управления налоговой милиции ГНА в Киевской области. В 2007 году некий гражданин Б. решил реализовать план скорого обогащения. Он довольно быстро отыскал субъектов, жаждущих легких доходов. Задача перед группой была поставлена четкая — претворить в жизнь убедительное прикрытие для разработанного способа добычи больших денежных сумм. Сам способ добычи денег отнюдь не ноу-хау — незаконный возврат НДС. Нужный вариант его реализации искали недолго. Решили пойти старым, не раз проверенным путем создания субъектов хозяйственной деяльности и использования фальшивых документов. Идейный вдохновитель организовал схему завладения из госбюджета 52,5 млн. грн. и еще разрабатывал план по завладению бюджетными средствами в размере 134 млн. грн. Из полученных денежных средств он успел легализовать 52 млн. грн. Кроме того, уклонился от уплаты налогов на сумму 363,3 млн. грн. при помощи использования ряда предприятий.
Для того, чтобы надежнее замести следы внушительных финансовых операций, в системе незаконного возврата налога на добавленную стоимость было задействовано более 20 фиктивных предприятий, размещенных в Киевской, Хмельницкой, Волынской, Одесской областях и в Киеве. На территории столицы, Киевской и Одесской областей были созданы несколько субъектов предпринимательской деяльности. Конечно, для маскировки нужна была как можно более убедительная версия. Например, какая-то видимость операций купли-продажи ветеринарных препаратов. В цепочку, якобы обеспечивающую виртуальными ветпрепаратами, входило некое ООО (играющее роль производителя), пара частных предприятий вкупе с ООО (эти будто бы выполняли функцию поставщиков товара), еще два ООО — в роли арендодателей и хранителей готовой к реализации продукции на складах, одно общество с ограниченной ответственностью представлялось арендодателем оборудования для изготовления ветеринарных препаратов. И, наконец, ряд частных предприятий — в роли конечных потребителей товара. Именно они и заявляли к возврату из госбюджета налог на добавленную стоимость. Преступная схема незаконного возврата НДС состояла в документальном оформлении бестоварных операций по купле-продаже ветеринарных препаратов на условиях товарного кредита. Конечно же, без получения соответствующих разрешений и лицензий. Ясное дело, что при этом признаки производства, хранения, транспортирования и движения ветеринарных препаратов отсутствовали напрочь. Да и зачем? Ведь четко выстроенная схема перекачки государственных средств прекрасно работала и без этого.
Согласно официальной информации, в соответствии с изъятыми банковскими документами предприятий, задействованных в нехитрой схеме, выяснилось, что денежные средства, которые использовались для создания видимости проведения оплаты за как бы произведенные и приобретенные ветеринарные препараты, были получены в одном из коммерческих банков как краткосрочный кредит в форме «овердрафта». После проходжения через расчетные счета задействованных в преступной схеме предприятий деньги на протяжении буквально одного дня снова возвращались в банковское учреждение для погашения краткосрочных кредитов. А денежные средства, незаконно полученные из государственного бюджета, также буквально на протяжении одного дня перекочевывали через счета ряда фиктивных фирм предприятиям, зарегистрированным в «офшорных зонах».
Поскольку задействованные в этой схеме предприятия создавались для воплощения в жизнь вполне определенной цели — незаконного возврата НДС, какого-нибудь движимого или не движимого имущества, активов, признаков производственной деятельности обнаружить так и не удалось.
Допускать, чтобы большие группы лиц на протяжении длительного времени незаконно возвращали НДС — непозволительная роскошь. «Дыра» для исчезающих средств размером в 600 млн. грн. — довольно ощутимая потеря даже в рамках одной области. Однако, учитывая то, что организаторы многомиллионной аферы отнюдь не изобретали велосипед, а довольно легко и до определенного времени беспрепятственно пользовались уже наработанными схемами, есть основания предполагать, что в общегосударственных масштабах таких «финансовых дыр» для исчезающих в них миллионов еще немало.
Например, получение незаконной выручки и перевод ее в тень. Сотрудники управления налоговой милиции ГНА в Киевской области раскрыли деятельность двух «конвертационных центров». Они предоставляли услуги субъектам хозяйственной деятельности по минимизации налоговых обязательств, используя скретч-карты операторов мобильной связи. По результатам отработки было изъято 5 млн. грн. налички, на расчетных счетах входящих в состав «конвертационных центров» предприятий заблокировано около полумиллиона гривен, изъяты скретч-карты на общую сумму пополнения около 110 тыс. грн.
В поле зрения контролирующих органов попала деятельность служебных лиц ООО «К». Четко распределив между собой обязанности, те создали конвертационный центр. Цель — предоставление услуг зарегистрированным предприятиям на территории Киева, Киевской и других областей по минимизации налоговых выплат, легализации теневых средств и незаконного их обналичивания. Схема «конвертирования» безналички была несложной. Реальные предприятия перечисляли безналичные средства на счета компаний, входящих в состав «конверта», за якобы выполненные работы, приобретенные товары, предоставленные услуги и за стретч-карты пополнения счетов ряда известных мобильных операторов. Часть безналичных средств перераспределялась на карточные счета доверенных физлиц и переводилась в наличку, возвращающуюся потом заказчикам. Конечно же, не считая процентов за услуги по «конвертации». Еще часть безналички направлялась на счета официальных дилеров компаний ряда мобильных операторов. После того как закупленные стретч-карты пополнения счетов мобильных операторов поступали членам «конвертационного центра», они реализовывались через доверенных лиц. Наличка возвращалась участникам процесса «конвертации» и, в свою очередь, тоже распределялась. Небезыинтересно то, что в схеме «конвертационного центра» был задействован ряд известных банковских учреждений. В ходе разбирательств изъяли печати, ноутбуки, компьютерные блоки и денежные чеки с корешками, наложен арест на сумму около полумиллиона гривен. А общий оборот «конвертируемых» средств за период с октября 2009 по февраль 2010 года составил около 180 млн. грн.
Еще один «конвертационный центр» был выявлен совсем недавно налоговой милицией Вышгородского района совместно с сотрудниками УСБ Украины в г.Киеве и Киевской области. С декабря 2009 г. по март 2010 г. общий оборот его средств составил 200 млн. грн. В схеме задействованы два известных банка, шесть предприятий — пользователей услуг, зарегистрованные в Киеве, Вышгороде и Феодосии. В ходе спецмероприятий были изъяты оргтехника, компьютеры, скретч-карты пополнення счетов мобильных операторов и около 5 млн. грн. наличными.
В приведенных примерах незаконной добычи многомиллионных средств принимали участие не один-два человека и даже не узкий круг «посвященных» людей. Ряд предприятий, известных банков, дилеров компаний популярных мобильных операторов, большое количество юридических и физических лиц сочли приемлемым для себя наживаться за счет государства. Речь шла о сотнях миллионов гривен. При такой постановке вопроса, когда «секрет» с денежными махинациями уже и не секрет вовсе, а нечто в виде круговой поруки, стоит ли удивляться тому, что у государства, допускающего такие многомиллионные «дыры», не хватает средств на самые необходимые статьи расходов?