ДРАМАТИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ

Поделиться
опус днепропетровский В городе Днепропетровске, этом небезызвестном областном центре, а вовсе не в уездном городе N***, происходят описываемые события...

опус днепропетровский

В городе Днепропетровске, этом небезызвестном областном центре, а вовсе не в уездном городе N***, происходят описываемые события. В этой «кузнице кадров», «родине застоя», равно, как Президента, премьера, вице-премьера экс-премьера и прочая и прочая. В городе, дающем 25% внутреннего валового продукта (по крайней мере там так думают). Так вот в этом солидно рекомендованном городе ликвидировали областную филармонию. За нерентабельностью, недоходностью, в общем, ненадобностью. Нет, ее не разогнали вообще, помещение не отдали коммерческим структурам, артистов не выбросили на улицу, как это случалось и продолжает случаться, вызывая традиционные возгласы проклятия у честных налогоплательщиков. Судьбы артистов решили по-разному. Лекторийные группы передали органному залу, фольклорный ансамбль «Славутич» перед самой ликвидацией ушел на вольные хлеба, симфонический же оркестр, составлявший основу филармонии, и нечто, определенное загадочной фразой «филармонические функции», отошло к областному театру оперы и балета. То есть формально никто не пострадал, всех пристроили, никого в бумагах не потеряли. Так бы всему и утихнуть - отшумела бы пресса, пообижались бы любители музыки, и все. На нет и суда нет. Но на обломках былой, а именно 60-летней славы областной филармонии остались артисты симфонического оркестра, не пожелавшие подчиниться росчерку «судьбоносного» чиновничьего пера и идти на «смычку» с оперным театром. Этот-то оркестр самим фактом своего существования и претензией на самостоятельную жизнь и продолжает будоражить общественное мнение, прессу и власти днепропетровской области.

Вариация 1. Для скрепки с реестром

Итак, начнем историю с начала, коим можно считать январь 1997 года, когда областное управление культуры получило распоряжение о сокращении фонда заработной платы в текущем году приблизительно на 30%. От общего же областного бюджета культура на этот год заимела 1,5%. Управление стало перед дилеммой: то ли ему сокращать почти в два раза зарплаты, то ли сокращать рабочие места. Информация к размышлению: зарплата рядового оркестранта с высшим образованием составляет приблизительно 90 гривен. Сократите-ка эту сумму в двое - вы не получите даже максимальной пенсии. Поэтому выход, найденный Днепропетровской облгосадминистрацией, формально выглядит даже неплохо: сократить административно-хозяйственных работников и сохранить за их счет работников творческих. Сокращения провести, разумеется, в самих культурно-просветительских учреждениях, а не в администрации. Культурой же должен кто-то управлять, не то она и в кювет свалиться может. Но с другой стороны, если ею нужно управлять вообще, то и в каждом отдельно взятом учреждении тем более не обойтись без директоров, бухгалтеров и прочих работников вне сцены. Как же быть? И тут выход тоже был найден. Сокращение персонала произошло за счет «смычки» (учитесь у классиков!). А текущий год породил в городе новообразования, впрочем, как меня уверили, вполне доброкачественные. Таким образом, правда, пока только на бумаге, «смыкнулись» областная филармония и театр оперы и балета.

Что же это принесло в плане денежек? Во-первых, упраздненная филармония больше не арендует у завода им. Петровского помещение ДК им.Ильича. Правда, за аренду этого помещения уже и так не платили около двух лет - филармония, т.е. финансирующие ее госструктуры имели немалый долг перед заводом, еще большим должником. Во-вторых, была экономия на сокращении административно-хозяйственных должностей (всего около 40 человек). Кроме фонда заработной платы (при существующем лимите означенного фонда) последние два года филармония денег от государства не получала.

После этого на «сэкономленные средства» в театре оперы и балета было открыто 110 вакансий для создания большого симфонического оркестра.

Но основной финансовый вопрос даже не в этом. Незадолго до постановления о ликвидации филармонии сия последняя получила добро администрации на контроль за концертно-гастрольной деятельностью. Эту программу выживания в числе нескольких других предложила дирекция филармонии. Администрация области сначала заартачилась, а потом неожиданно легко согласилась. И с того момента согласно приказу вышестоящих органов именно в веденье филармонии поступал прокат заезжих звезд. Филармония должна была получать 10% дохода от каждого концерта гастролеров. И это, несомненно, позволило бы филармонии не просто выжить, но и перейти на хозрасчет, ибо денег в шоу-бизнесе крутится немало. Впрочем, даже после этого руки у филармонии были связаны, т.к. существовали они в условиях лимита фонда заработной платы. Но похоже, что именно это распоряжение, датированное 14 февраля 1997 года, и стало скрытым приговором филармонии. Так как до этого момента гастрольно-концертную деятельность в области никто не контролировал, т.е. денежки тихо оседали в карманах предприимчивых дельцов от искусства. Итак, вскоре после указанного решения облгосадминистрация являет миру приказ о ликвидации филармонии и передаче ее функции оперному театру. Собственно, в тот момент, после передачи лекторийных групп органному залу у филармонии оставалась одна функция - контроль за концертно-гастрольной деятельностью. Вместе с симфоническим оркестром. Но в отличие от «функции» оркестр в театр не перешел.

На означенную «функцию» отдельные силы в театре оперы и балета претендовали уже давно. О якобы имевших место финансовых махинациях на этой почве бывшего директора театра до сих пор говорят в музыкальных кругах города. Бывшему директору из этого дела удалось выйти «чистым». Участие его доказано не было, хотя все документы подписаны его замом, и трудно представить, чтобы такие крупные финансовые операции, как те которые были выявлены, проворачивались под носом у директора и не были им замечены. Впрочем, в должности его после этого все же понизили. Теперь здесь другой директор и прокат гастролеров он может осуществлять не выходя за рамки закона.

А теперь местный «ужастик». Говорят, что театру оперы и балета тоже недолго осталось. Хоть денежки ему пока и дают. Вот раскрутят они прокат гастролеров на собственной сцене - станет одной сцены мало. Гастролеру-то ее отдают на целый день, т.е. ни тебе утренней репетиции, ни вечернего спектакля. А у артистов тоже, между прочим, план. Перестанут его выполнять - не будут полную ставку получать. А там, глядишь оперы, балеты «и прочие симфонии» и вовсе отменят, а вместо театра будет что-то вроде киевского Дворца спорта - площадка для заезжих звезд. И, говорят, театр уже купили. Как и всю улицу Карла Маркса, на которой он находится.

Все это, конечно, слухи. Но ведь ассигнования на культуру в следующем году наверняка снова упадут, а, как сказал в связи с описываемыми событиями заместитель председателя облгосадминистрации А.С.Федосеев, «социализм закончился. В рыночных условиях филармония не нужна, симфонический оркестр тоже. Сегодня все решают деньги...».

Вариация II. Для хорошей мины при игре в мажоре

В связи с последними событиями также впавший в глубокий кризис оперный театр теперь кардинальным образом меняет свою работу. Тем более такая поддержка со стороны госадминистрации подоспела, ведь те средства, которые раньше распределялись между филармонией и театром, теперь льются в один карман. Правда, денег на филармонии сэкономили не так то много, а театру и прежде грех было жаловаться на поддержку властей. И в новый сезон опера вступила обновленная, подремонтированная и вообще в новом качестве. Программа оперного театра именуется нынче «Центр искусств», цель ее - объединять творческие коллективы и координировать театрально-концертную жизнь города. Пока что к объединению привлекли симфонический оркестр и гастролеров. В театре появился филармонический отдел и должность главного дирижера симфонических программ, которую и занял бывший главный дирижер симфонического филармонического оркестра Вячеслав Блинов, заслуженный деятель искусств Украины, имя которого хорошо известно нашим любителям музыки. Сейчас, в связи с организацией «Центра искусств», он полон творческого энтузиазма и надежд.

Что касается гастролеров, тут у «Центра искусств» тоже хорошие намерения - теперь они не будут принимать кого попало. Бывает же, что под именем известных театров приезжают никому не знакомые актеры и «подхалтуривают». Даже в столице бывает, что уж об области говорить. Но отныне - только с настоящими знаменитостями будет иметь дело «Центр искусств». Ну а если кому-то не нравится, что со сцены оперного театра поют М.Шуфутинский или Варум с Агутиным, - что поделаешь, се ля ви, они же настоящие знаменитости. Вот только где бы теперь хоть раз в неделю послушать симфоническую музыку?

В.Блинов ждет свой оркестр, с которым проработал 9 лет, - это просто так из жизни не выкинешь. Да и сам театр в оркестре заинтересован кровно. Поскольку по оценкам специалистов оркестр оперного театра плох. До недавнего времени его постоянный состав исчислялся 36-38 музыкантами. При необходимых 50-55. Оркестранты оперного имели в свое время обыкновение переходить в оркестр филармонии, а в театре подрабатывать.

В результате театр дошел до того, что стал давать балетные спектакли под фонограмму. Конечно, положение надо было спасать. Вот только за счет чего? В городе нашли, за счет чего. Первым откликнулся на «реформу» главный дирижер оркестра.

Однако и с «Центром искусств» все не так гладко. Согласно последнему (от 11.11.97) обращению работников филармонии и оперного театра к госадминистрации у театра не хватает на всех репетиционных площадей, и есть опасения, что в следующем году средств на 110 оркестрантов выделено театру не будет - оперному театру-то больше 60 не нужно, - поэтому дирекция просит облгосадминистрацию перевести оркестр на муниципальное финансирование. Есть и еще «непонятки». Как, например, быть со ставками оркестра, когда в каждом спектакле занято не больше 55 оркестрантов, а каждый из предполагаемых 110 должен сыграть в месяц 26 спектаклей. Можно, конечно, было бы ставить каждому музыканту в графике «птичку» за каждый концерт, независимо от того, играл он или нет. Это можно было бы считать выходом. Вот только незаконно это.

И все же вернемся к обещанному мажору. Если до нового года Блинов не дождется своего оркестра, он наберет другой и осуществит свою мечту - закроет сезон «Реквиемом» Верди. Вот только не оказалось бы это символично.

Вариация III. От ДК Ильича до ДК УВД

Вы будете смеяться, но таки да - наша милиция кое-что сберегла. А именно симфонический оркестр «прогоревшей» филармонии. Тот, который не захотел объединяться с оперным. То есть часть музыкантов по-прежнему подыгрывают оперному оркестру, но в симфонических программах участия не принимают принципиально. Потеряв «свое» помещение в ДК Ильича, они перешли на базу ДК УМВД, где их приняли и теперь в обиду не дают. Против лома, как известно, нет приема - милиция не подчиняется властям области. Поэтому оркестру у них уютно. Вот только зарплату не получают, как несуществующая организация. Т.е. не существует она как госструктура. Теперь это ЗАО «Симфонический оркестр». Уставной капитал был внесен в виде имущества теперешнего дирижера Ю. Сердюка и бывшего директора филармонии В.Медведовского и спонсорских денег. Но те, кто что-то обещал, когда дошло до дела, шмыгнули в кусты. На счет означенного ЗАО так ничего и не пришло.

Но по порядку. Помещение ДК Ильича не вызывало добрых слов ни у кого. Огромный холодный зал, голая сцена. Но как можно было что-то изменить в условиях отсутствия финансирования? Впрочем, филармония, чувствуя неладное, и сама искала способы выживания, предлагая одну за другой программы зарабатывания денег. Ни один из проектов не был подписан госадминистрацией. Возможно, во время создания этих программ судьба филармонии была уже решена? Факт тот: что уже в январе на общем собрании оркестра главный дирижер В.Блинов довел до сведения коллектива предложенные управлением культуры способы решения проблемы оркестра: либо ликвидация оркестра как такового, либо перевод его на базу оперного театра, либо урезание зарплат сотрудникам до 53%. Оркестр высказался против первых двух вариантов, автоматически приняв последний. На этом же собрании главный дирижер оркестра пообещал, что оркестра не покинет и в оперу не уйдет. Тем не менее он это сделал. Оркестр теперь считает его предателем. Сам он себя таковым не признает, будучи «государственным человеком», он считает себя обязанным выполнять государственные решения. Оркестру же, считает он, морочат голову эфемерными перспективами перехода в статус муниципального.

Деньги же на реконструкцию ДК были найдены у спонсоров. Единственным условием, которое они поставили перед филармонией, - это здание должно быть выведено из ведомства завода. Завод не возражал. Но администрация не сочла нужным удовлетворять запросы обреченной филармонии.

Итак, оркестр лишился всего - помещения, нотной библиотеки, инструментов и костюмов, отошедших оперному театру, зарплат, главного дирижера. Опустить бы ему руки и пойти с повинной (или же гордо поднятой) головой в театр. Ан нет. Возглавленный теперь дирижером Юрием Сердюком, оркестр нашел пристанище в стенах ДК УВД, где и играют теперь профессионалы на общественных началах. Открытие сезона оркестр провел при полном аншлаге. Не оставляет хлопот и директор филармонии в надежде открыть городскую филармонию вместо ликвидированной областной. Это, впрочем, очень сложно, так как на городские нужды средства выделяются все из того же областного бюджета, все тем же управлением культуры облгосадминистрации. Правда, согласие главы администрации уже получено, но устное, и оно пока не торопится материализоваться в подпись.

Нотами, инструментами и просто морально помогают опальному оркестру другие оркестры и музыканты. Знаете почему? Однажды ответственным лицом была обронена фраза «ну что вы трепыхаетесь, это будет и со всеми остальными областями, наша просто первая». И никто из прочих ответственных лиц слова эти не опроверг. Это ставит под дамоклов меч все творческие коллективы страны, и они понимают, что может прийти день, когда им не на кого будет рассчитывать, кроме своих коллег или товарищей по несчастью.

Вариация IV. Для сводного хора «правых» и «левых»

«Страждущий» оркестр был в полном смысле слова поднят на щит. В его поддержку организовывала пресс-конференции Компартия, и Народный рух призывал сограждан не дать «пройти фашизму», губящему культуру в лице филармонии. Депутаты обл- и горсовета подписывали петиции и взывали к силам разума с экранов и газетных полос. Впрочем, это не помешало всему идти как идет. Реальной помощи так никто и не оказал.

Не в первый раз политики пользуются чужим несчастьем для популяризации своего имени. Складывается впечатление, что они живут на другой планете и не представляют себе что творится на этой пока гром не грянет. Ну а если уже грянул, так чего теперь креститься? Самое время писать «Ганьба» на ватманских листах - без особого риска и больших расходов. Сами же музыканты считают, что стали жертвами столкновения политических и финансовых сил, столь всемогущих в этом городе. Да и во всей стране.

Кода

Собственно, это условная кода. Само произведение еще не завершено. Как оно закончится - в мажоре или в миноре - покажет время. Возможно, неопределенность положения надоест оркестрантам и они оставят борьбу за оркестр. За энтузиазм-то денег не платят, а детей кормить надо. А может, в госадминистрации поймут, наконец, что театр оперы и балета и филармония это «две большие разницы», и оркестр получит, наконец, вожделенный статус муниципального и ему вернут все отнятое у него ранее имущество.

А пока что артисты оркестра, которому в следующем году исполнится 60 лет, с которым играли Эмиль Гилельс и Святослав Нейгауз, которым дирижировали Р.Глиэр и А.Хачатурян, ждут решения своей судьбы.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме