Десять лет «фиктивного» членства

Поделиться
Опыт государственного управления в интересах народа, накопленный, обобщенный и проанализированн...

Опыт государственного управления в интересах народа, накопленный, обобщенный и проанализированный европейскими демократиями за 50 с лишним лет существования Совета Европы, Украина игнорировала практически все десять лет своего членства в этой организации. Подарок, который преподнесла на наш юбилей Парламентская ассамблея СЕ, в очередной раз дотошно перечислившая преграды, которые мешают нам жить по-европейски, тоже имел все шансы за ненадобностью оказаться изъеденным молью политической конъюнктуры. Если бы не вновь созданная структура, единственная на данный момент рискнувшая хотя бы примерить на себя сюртук европейской демократии.

Комиссия по укреплению демократии и утверждению верховенства права была создана 5 июля 2005 года указом Виктора Ющенко «с целью содействия достижению Украиной соответствия Копенгагенским критериям 1993 года относительно вступления в Евросоюз» и выполнения соответствующих положений Плана действий Украина — ЕС. Тогда мы еще собирались подавать заявку на вступление в ЕС, но не собирались выполнять свои обязательства перед СЕ.

Зная о любви нашего президента к «дорожным картам», докладчики ПАСЕ именно так и нарекли свои рекомендации Украине. Впрочем, нашей стране не столько нужно было расставить дорожные указатели, сколько выставить жесткие сроки выполнения тех обязательств, которые она добровольно обязалась реализовать в трехлетний срок в 1995 году, а также указать тех, кто несет персональную ответственность за их выполнение. Такой документ и был презентован в преддверии Нового года на третьем пленарном заседании комиссии. Это «План мероприятий по выполнению обязанностей и обязательств Украины, вытекающих из ее членства в Совете Европы». Строгая таблица, в которой каждый из 70 пунктов расписан по следующим параметрам: цель, основание, содержание мероприятия, уполномоченный орган государственной власти, срок выполнения. На первом месте среди самых неотложных мер стоит приведение Конституции Украины, с изменениями от 8 декабря 2004 года, в соответствие с европейскими стандартами. Этому пункту посвящен отдельный вывод комиссии, в котором обосновывается несоблюдение конституционных норм в процессе внесения этих поправок в Конституцию 1996 года и несоответствие их положений европейским нормам. Перечислены три резолюции ПАСЕ и столько же выводов Европейской комиссии «За демократию — через право» (известной как Венецианская комиссия) о нелегитимности и несоответствии стандартам европейской демократии внесенных поправок из-за смысловых и процедурных нарушений. Более того, Совет Европы заблаговременно предупредил украинцев о том, каким образом будет заблокирован процесс ликвидации этих нарушений.

Осуществление административной реформы, упорядочение отношений между институтами власти, усовершенствование системы местного самоуправления — эти задачи также имеют самое непосредственное отношение к выполнению рекомендаций ПАСЕ и Плана действий Украина — ЕС. Отдельный раздел посвящен плюрализму СМИ — преобразованию государственных телерадиокомпаний в каналы общественного вещания, обеспечение равенства условий на рынке печатных СМИ, прозрачность собственности, недопущение монополизма, усовершенствование законодательства по электронным СМИ. Общие фразы о необходимости реформирования системы правосудия, прокуратуры, правоохранительных органов, завершении реформы пенитенциарной системы и борьбой с коррупцией «обросли» в плане мероприятий перечнем конкретных действий, которые до четко указанных сроков должны предпринять Минюст, Кабинет министров, Верховная Рада, профильные министерства.

На данный момент наша страна ратифицировала 47 из почти 200 документов СЕ, и по этому показателю находится на 40-м месте (среди 46 членов СЕ). При этом ратификация Протоколов №№ 12 и 14 к Европейской конвенции по правам человека тормозит развитие демократии не только в Украине, но и во всей Европе. Как известно, Европейский суд по правам человека не в состоянии справляться с нарастающей лавиной обращений, и эти документы должны облегчить процесс их обработки. Вступить в силу эти новые правила должны с мая 2006 года, для чего ратифицировать их нужно не позже середины февраля. Принципиальных препятствий для их ратификации нет, зато есть технические — качество перевода этих документов не выдерживает никакой критики.

Сейчас «План мероприятий» отправлен на подпись президенту.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме