Как сообщили агентству «Интерфакс-Украина» в пресс-службе Конституционного суда Украины, КС установил, что субъект права на конституционное представление — Генпрокуратура Украины — обратился в Конституционный суд Украины с ходатайством дать официальное толкование положений статьи 86 Конституции Украины и статей 12, 19 закона Украины «О статусе народного депутата Украины» в отношении права народного депутата «обращаться в прокуратуру с запросами и обращениями, которые содержат требования и указания относительно конкретных уголовных, гражданских и арбитражных дел».
Конституционный суд решил, что положения части первой статьи 86 Конституции Украины, части первой статьи 12 и частей первой и второй статьи 19 закона Украины «О статусе народного депутата» от 17 ноября 1992 года и последующими изменениями и дополнениями в аспекте затронутых в конституционном представлении Генпрокуратуры вопросов необходимо понимать следующим образом.
Народный депутат Украины не имеет права обращаться в органы прокуратуры и к прокурорам с требованиями, предложениями или указаниями в конкретных делах по вопросам поддержки государственного обвинения в суде, представительства гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом, и надзора за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно- розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие и т.д.
В случае поступления в органы прокуратуры, прокуроров, следователей прокуратуры предложений, указаний и требований народных депутатов Украины по конкретным делам по этим вопросам прокуроры и следователи прокуратуры должны действовать с соблюдением требований, предусмотренных Криминально-процессуальным кодексом Украины, Гражданским процессуальным кодексом Украины, арбитражным процессуальным кодексом Украины и законом Украины «О прокуратуре».
Решение КС является обязательным для исполнения по территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.
Ранее Конституционный суд в своем решении от 19 мая 1999 года указал, что установленное статьей 86 Конституции право народного депутата на запрос является ограниченным и не распространяется на вопросы, связанные с осуществлением правосудия по конкретным делам.
Генпрокуратура, направляя представление в КС, отстаивала позицию, что запрос народного депутата предусматривает получение официального ответа по определенным вопросам, однако не должен содержать указаний по совершению конкретных действий, тем более в отношении расследования преступлений и участия прокурора в уголовном, гражданском и арбитражном процессах. Генпрокуратура характеризует запросы и депутатские обращения, которые содержат подобные требования и предложения, как вмешательство в деятельность органов прокуратуры, влияние на их работников с целью принятия желательных для народных депутатов решений.
Как отмечает пресс-служба КС, Конституционный суд в своем решении исходил из того, что в части первой статьи 86 Конституции органам, к которым может обратиться с запросом народный депутат Украины, определены лишь органы Верховной Рады и Кабинета министров Украины. Кроме того, требования народных депутатов, заявленные на заседании парламента в форме запроса, могут быть обращены к руководителям других органов госвласти и органам местного самоуправления, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Украины, независимо от их подчинения и форм собственности.