Нельзя сказать, что конфликт интересов государства в лице Министерства юстиции и представителей нотариата как частного, так и государственного, возник неожиданно. Длится он уже около двух лет. Но для многих нотариальных контор он материализовался 20 июня 1997 года. С этой даты в нотариальном производстве Украины единственно действительными документами (т.е. их основой) стали нотариальные бланки нового образца. И ко всем доселе существующим проблемам нотариусов добавилась еще одна - так называемая бланковая: в 1600 государственных и около 900 частных нотариальных конторах остались неиспользованными, по разным оценкам, от 800 тысяч до полутора миллионов бланков старого образца.
Это теперь выяснилось, что столько-то бланков не использовано. А в июне был период, когда нотариусы не могли работать - не было ни новых ни старых бланков, это создало массу проблем для нотариусов и клиентов.
Затем выяснилось, что в этом году частным нотариусам придется платить госпошлину, что раньше делали только госнотконторы. И тогда частные нотариусы заявили, что такой подход их просто разорит, а клиентам придется оплачивать услуги типа privat чуть ли не в объеме 5% от стоимости контракта.
Однако, понятно, что это не единственные проблемы, в которых пытались разобраться участники Всеукраинской конференции нотариусов, организованной Министерством юстиции Украины в начале августа. И хотя подобные мероприятия традиционно призваны скорее огласить многосложность проблемы, чем реально способствовать изменениям, определенный смысл в них есть. Во всяком случае, в этом уверен заместитель министра юстиции Владимир Головач и президент Профессиональной гильдии нотариусов Киева Сергей Бурлаченко, за комментариями к которым обратились корреспонденты «Зеркала недели».
Разговор с вышеназванными респондентами проходил так сказать эксклюзивно, но вопросы им были заданы идентичные. И нам показалось интересным представить их в одном материале. Это, на наш взгляд, ярче представит многие существующие проблемы нотариата и варианты его развития.
- В чем вы видите основную проблему нотариата в Украине?
В.Головач: Проблема состоит в том, что нотариат, как и вся правовая система Украины, находится на переходном этапе. Он уже не является прежним советским нотариатом, но еще и не стал полноценным нотариатом рыночного государства. Сегодня существует государственный и частный нотариат. Отсюда - двойные стандарты, двойные нормы и, если хотите, двойная мораль в этом смысле.
С.Бурлаченко: На мой взгляд, проблема одна - выживание. Специфика работы нотариуса заключается в их обособленности, но именно поэтому проблемы нотариусов нужно решать централизовано. Это защита интересов, повышение профессионального уровня, обучение, техническое обеспечение и т. д.
- Как бы вы охарактеризовали ситуацию, связанную с государственным нотариатом и частным?
В.Головач: Прежде чем сказать о конкретных проблемах, есть смысл рассказать о том, каким должен быть нотариат в классическом понимании. А он должен быть преимущественно частным. Возможно, целесообразно оставить за государственным нотариатом часть специфических услуг или предусмотреть такой вариант для отдельных регионов, нотариальная деятельность в которых нерентабельна, или же создать фонды для поддержки таких нотконтор.
Частная нотариальная деятельность по сути не является сугубо предпринимательской, хотя, безусловно, предусматривает поступление прибыли. Но мы привыкли к большевистским методам, видим только белое или черное, не замечая разнообразной палитры деятельности и форм собственности. Это присуще и взглядам на нотариат, что отразилось в ходе состоявшейся конференции.
Нотариат в перспективе должен быть профессиональной самоуправляемой организацией. В нее должен входить аттестационный орган, обладающий правом давать разрешения заниматься профессиональной нотариальной деятельностью и так называемая комиссия по соблюдению профессиональной этики, которая проводит дисциплинарные расследования и имеет право аннулировать выданные разрешения. Контрольные функции остаются за государством, Министерством юстиции.
У нас же сегодня параллельно существуют частный и госнотариат, а профессиональной организации нотариусов нет. Есть нотариальная контора, гильдия и ассоциации, но это общественные организации.
Минюст, будучи заложником такой ситуации, вынужден сначала сформировать нормальный подход самих нотариусов к их самостоятельной профессиональной деятельности. И во время конференции мы пытались осознать: каков уровень понимания этих проблем нотариусами, которые были представлены 240 делегатам, около 90 из которых- частные нотариусы? Какой общий уровень правовой культуры представителей этой правовой профессии, что нужно для их взаимопонимания, в частности с Минюстом?
- И что же более всего не нравится нотариусам? Известно ведь, что частный нотариат буквально восстал против впервые вмененной им обязанности уплачивать госпошлину. Как вы расцениваете эту ситуацию?
В.Головач: Безусловно, им не нравится то, что нужно что-то платить государству - налоги, пошлину. Логика их рассуждений в том, что госнотариусы справедливо, мол, платят госпошлину, так как они дотируются бюджетом, а частные - сами о себе заботятся, поэтому и не должны платить госпошлину. Но, на мой взгляд, такая категоричность - ошибочна. Однако найти в этом вопросе золотую середину крайне тяжело, особенно в условиях несовершенного законодательства Украины, налогового давления и бедности государства.
С.Бурлаченко: Статья 25 закона Украины «О государственной службе» не относит государственного нотариуса ни к одной категории государственного служащего. У частных нотариусов эта проблема еще сложнее: нет единства взглядов насчет оплаты осуществляемых нотариальных действий, то есть стандартные нотариальные тарифы просто отсутствуют. Если бы Украинская нотариальная палата работала продуктивно, у нас бы уже были тарифы, которые существуют в странах Европы.
Опубликованный закон «О бюджете Украины на 1997 год» обязал клиентов частного нотариуса платить госпошлину за выполнение нотариальных действий. Госпошлина - это процент от суммы сделки, она взимается при выполнении нотариальных действий стоимостью свыше 20 копеек. Поэтому под госпошлину попадают прежде всего все договора, которые подлежат оценке (договор залога, купли-продажи, дарении, обмене и т.д.). Например, пошлина за оценку недвижимости составит 5% от суммы стоимости этой недвижимости, которая указана в договоре. При оформлении договора залога пошлина - 0,1% от суммы залога и так далее. И введение пошлины, очевидно, может сказаться на стоимости нотариальных услуг.
- Существует ли взаимоприемлемый вариант решения этой задачи?
В.Головач: Я считаю, что нотариус, выступая частным консультантом, не должен уклоняться от уплаты налогов и пошлины в бюджет. Поймите правильно, Министерство юстиции должно защищать и обеспечивать поступления в бюджет.
- А если смотреть с точки зрения здравого смысла, а не только исходить из обязанностей государственного служащего?
В.Головач: Очевидно, что у нас слишком велико налоговое давление. Но это общая проблема, и я думаю, оно должно быть одинаковым и для частного, и для государственного нотариата. Тем более, что государство обеспечивает госнотариат всего на 10% от потребности. Да и уровень зарплат несравним, ведь государственный нотариус в среднем получает 50 грн...
Вместе с тем у государственного нотариата проблем едва ли не больше, чем у частного. До того как негосударственный нотариат не платил пошлину, он был куда более конкурентоспособным. В госнотконторах клиенты платили пошлину, в частных - нет, и вполне логично, что частные нотариусы имели намного больше клиентуры. Теперь же это различие исчезнет.
В значительной мере уравновесит ситуацию и то, что в дальнейшем государственный нотариат также будет переведен на хозрасчет и самофинансирование. Это не значит, что он вообще исчезнет - пока что существует необходимость в его существовании. Например, сегодня частным нотариусам запрещено оказывать услуги по оформлению наследства. Этим можно заниматься лишь при наличии полноценной организации, ответственной за действия своих членов.
С одной стороны, далеко не все нотариаты смогут выжить без господдержки в силу различных условий. С другой - к полной ликвидации госнотариата не готово население, так как это в первую очередь скажется на удорожании нотариальных услуг.
С.Бурлаченко: Я бы сказал, что, избрав стратегию переведения государственного нотариата на хозрасчет, Министерство юстиции, скорее всего, поставит госнотконторы на грань выживания: кто успел перестроиться, тот и выживет. Уже с 1 августа количество государственных нотариусов сократилось на 70. Очевидно, что взаимоприемлемый выход из сложившейся ситуации не найден и его тем быстрее следует искать.
- Замена прежних нотариальных бланков на новые вызвала буквально скандал среди нотариусов. Они высказывают массу претензий к Минюсту и региональным управлениям юстиции, считая, что эта мера только внесла неразбериху и потребовала непредвиденных финансовых затрат. Был ли в самом деле смысл в замене старых образцов бланков и что прикажете нотариусам делать с оставшимися?
С.Бурлаченко: С моей точки зрения, введение новых нотариальных бланков - положительное явление. Во-первых, потому что теперь бланки изготавливаются в Украине. Во-вторых, у них низкая стоимость (не больше 1 грн.) по сравнению со старыми бланками, которые изготавливались в США (2,0 грн.). Хотя старые бланки были качественнее, имели больше степеней защиты. В-третьих, нотариусам нужна стабильность. Новая форма бланков была введена 20 июня этого года, но из-за неорганизованности их ввода произошел сбой в работе на три дня: старые бланки использованию не подлежат, а новые еще не выдали. Кроме того, на руках у нотариусов осталось большое количество невостребованных бланков и сейчас решается вопрос о возврате нотариусам денег, потраченных на их приобретение, либо получение разрешения на их использование. Всего в Киеве у частных нотариусов осталось свыше 60 тысяч неиспользованных бланков старого образца.
В.Головач: Минюст предупредил нотариусов о введении новых бланков за два месяца. Но к моменту их введения у нотариусов вдруг оказалось неиспользовано 4 млн. старых, хотя до того они постоянно жаловались на их недостаток. Нашлись даже такие бланки, образец которых вообще не был утвержден Минюстом.
Теперь поднялся шум. Но мы вовсе не хотим, чтобы появился еще и пятый миллион старых бланков. Сейчас в каждом регионе работает комиссия, которая выяснит законность получения оставшихся старых бланков, их легитимность и установит, почему и по чьей вине это произошло. Мы также проводим служебное расследование известных фактов блокирования и препон в получении нотариусами бланков.
После всего этого мы примем коллегиальное решение о том, что делать с оставшимися бланками старого образца и как компенсировать издержки нотариусов. Я думаю, что эта проблема вполне разрешима и впредь подобных коллизий не возникнет.
С принятием в 1993 году закона Украины «О нотариате» наряду с действующей системой государственных нотариальных контор в Украине появились частные нотариусы. Лицензированием и контролем за их деятельностью занимаются соответствующие управления Минюста и его региональных подразделений. К началу 1997 года Министерством юстиции Украины было выдано свыше 2340 свидетельств на право заниматься нотариальной деятельностью.
Профессиональная гильдия нотариусов Киева создана в декабре 1996 года. Городским управлением юстиции была зарегистрирована через пять месяцев. Идея создания гильдии - объединение нотариусов для защиты своих интересов и прав. В настоящее время в профессиональную организацию нотариусов входит около трети всех нотариусов, практикующих в Киеве (приблизительно 40 человек), и постоянно вступают новые члены.
Параллельно в качестве общественной организации с 1994 года существует Украинская нотариальная палата, призванная решать стратегические задачи.
По данным нотариальной палаты, в 1995 году госбюджет Украины получил в виде налога от частных нотариусов свыше 700 млрд. крб. За тот же период бюджет направил на содержание государственных нотариальных контор 215 млрд. крб.
С 1993 года до принятия закона «О государственном бюджете Украины на 1997 год» деятельность частного нотариата, в отличие от государственного, не облагалась государственной пошлиной.
Коллегия Минюста еще 5 августа 1996 года приняла решение о введении единых для всех нотариальных контор Украины (независимо от формы собственности) бланков нотариальных документов. Украинской нотариальной палате Минюстом было поручено изготовление и распространение новых бланков. Впоследствии при проверке выяснилось, что нотариальная палата «в лице ее президента В.Черныша (занимавшего в то время также пост первого замминистра юстиции) без должных оснований перепоручила изготовление и распространение нотариальных бланков ООО «Информационно-издательский центр Украинского нотариата». Этот центр заказал изготовление бланков в США, что естественно привело к увеличению стоимости, по сравнению с возможной за те же услуги в Украине. Стоимость одного бланка составила 75 центов. Минюст также обнаружил дефекты качества импортных бланков, а впоследствии и их подделки.
За допущенные нарушения В.Черныш был уволен с должности замминистра.
Все это, по мнению многих юристов, стало одной из основных причин, подтолкнувших Минюст к введению новых нотариальных бланков.
Так или иначе, но 22 мая 1997 года Минюст в письменном виде предупредил нотконторы о том, что с 20 июня будет введена новая форма бланков. Однако нотариусы к этой дате располагали значительным числом старых бланков и несколько дней не могли получить новые.
Между тем, по данным Минюста, к 19 июня новые нотариальные бланки поступили в 24 из 27 региональных управлений юстиции Минюста Украины (в три управления - 20 июня), а их выдача частным и госнотариусам была проведена в основном с 19 по 25 июня. За это время в 27 управлений юстиции поступило 560 тысяч нотариальных бланков нового образца. Количество оставшихся неиспользованными нотариальных бланков старого образца до сих пор не установлено.