Целенаправленные усилия по сокращению распространения коррупции в бывших странах социалистического лагеря дают положительные результаты, но для предотвращения возврата к прежней практике необходим непрерывный процесс реформирования, говорится в новом докладе Всемирного банка (ВБ). Как сообщает официальный сайт ВБ, вместе с тем распространение коррупции в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза все еще более значительное, чем во многих странах Западной Европы. При этом в крупных фирмах отмечается большее сокращение взяточничества, чем в мелких, которые зачастую в основном и способствуют росту и созданию рабочих мест.
«Начиная с 2002 г. фирмы в большинстве стран платят взятки с меньшей периодичностью и относительно в меньших объемах; по их словам, коррупция является менее значительной проблемой, чем в прошлом, — объясняет Джеймс Андерсон, соавтор отчета и старший экономист ВБ по региону Европы и Центральной Азии. — Распространено мнение, что ситуация с коррупцией постоянно ухудшается, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это не так».
Значительный прогресс отмечен в сфере налогового и таможенного администрирования. Страны, находящиеся в переходном периоде, стали мировыми лидерами в принятии упрощенных низких или единых ставок подоходного налога на основе расширенных баз исчислений и с некоторыми исключениями, причем процесс начался в Эстонии в середине 1990-х годов. Эти страны также предприняли серьезные усилия для улучшения системы налогового администрирования.
Масштаб взяточничества в таможенных органах во многих странах с переходной экономикой сократился благодаря пересмотру таможенных законодательств, которые зачастую были разработаны в соответствии со стандартами ЕС и с помощью ЕС. Некоторые государства осуществили инвестирование в новые информационные технологии и внедрили проведение оценки на основе риска, что сократило субъективное отношение к выбору объектов для проведения физических проверок.
В противовес этому в первые годы переходного периода судебной реформе зачастую не уделялось должного внимания, вследствие чего размах коррупции в судебных органах в целом не сократился. Страны только начинают рассматривать эту проблему, принимая такие меры, как увеличение заработной платы судей (Грузия и Россия), внедрение автоматизированных систем управления в целях улучшения эффективности и прозрачности (Хорватия), а также возбуждение уголовных дел по фактам взяточничества в судах (Словацкая Республика). Что касается государственных закупок, то многие страны провели реформу законов о закупках, но это ограничилось лишь внесением изменений в проекты других законов.
Страны, находящиеся в переходном периоде, расширяют политическую ответственность, включая законы о конфликте интересов, финансовых проверках и контроле, а также декларировании доходов и имущества.
Исследование, проводимое раз в три года (последний раз это было сделано в 2005 году), охватывает 26 бывших социалистических стран и Турцию, а также взятых для сравнения пять западноевропейских стран, которые не находятся в переходном периоде (Германия, Греция, Ирландия, Португалия и Испания). С начала проведения исследования деловой среды и эффективности предприятий было обследовано свыше 20000 фирм.