А тем временем...

Поделиться
Неоднократные попытки «отдельных субъектов законодательной инициативы через парламент лишить В...

Неоднократные попытки «отдельных субъектов законодательной инициативы через парламент лишить Верховный суд Украины его конституционного статуса высшего судебного органа» вынудили обратиться с письмом к народным депутатам председателя Судебной палаты по хозяйственным делам Верховного суда Украины В.Барбару. Речь идет о законодательных предложениях, содержащихся в подготовленном ко второму чтению и рекомендованном 31 марта 2010 г. комитетом Верховной Рады Украины по правосудию к принятию парламентом проекте закона Украины «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины» (реестр. №0893). Вместо совершенствования хозяйственного процессуального законодательства в соответствии с Конституцией Украины и решениями Конституционного суда Украины, создания законодательных предпосылок для правильного и одинакового применения закона, эффективной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем использования различных форм пересмотра судебных решений, авторы законопроекта, фактически вопреки конституционным предписаниям, предлагают кардинальное изменение системы судоустройства Украины, правового статуса Верховного суда Украины и Высшего хозяйственного суда Украины, говорится в письме.

Указанным законопроектом к полномочиям ВСУ предлагается отнести пересмотр по исключительным обстоятельствам решений Высшего хозяйственного суда Украины на основаниях, которые не имеют ничего общего с осуществлением правосудия и выполнением им задач по обеспечению одинакового применения законов всеми судами государства. Таким основанием признается применение Высшим хозяйственным судом Украины во время кассационного производства закона, признанного Конституционным судом Украины противоречащим Основному Закону. Очевидно, что таких случаев в практике хозяйственного судопроизводства либо вообще может не быть, либо они могут случаться крайне редко. Кстати, за все время деятельности ВСУ по проверкам решений Высшего хозяйственного суда Украины (2001—2010 гг.) ни разу не поднимался вопрос об отмене таких решений на указанном основании. То же самое касается и другого обстоятельства, определенного законопроектом в качестве основания для пересмотра ВСУ решений Высшего хозяйственного суда Украины, — в связи с решением Европейского суда по правам человека. Фактически Верховный суд Украины предлагается вообще исключить из системы проверки решений специализированных хозяйственных судов.

В соответствии с решением Конституционного суда Украины от 11 марта 2010 г. № 8-рп/2010 высшие суды как высшие судебные органы специализированных судов на основаниях и в пределах, установленных законами о судопроизводстве, имеют полномочия суда кассационной инстанции относительно решений соответствующих специализированных судов. Но Конституционный суд Украины в этом решении не поставил, да и не мог поставить под вопрос статус Верховного суда Украины как высшего судебного органа Украины, говорится в письме.

Согласно Конституции, Верховный суд Украины является высшим судебным органом в отношении Высшего хозяйственного суда Украины и Высшего административного суда Украины. Указанным законопроектом Верховный суд Украины лишается процессуальных возможностей выполнять свои конституционные функцим, выводится из системы пересмотра решений низших судов, фактически перестает быть судебным органом в части осуществления хозяйственного судопроизводства. Вместе с тем практическая потребность в выполнении Верховным судом Украины функции по пересмотру решений Высшего хозяйственного суда Украины чрезвычайно велика. Каждый год Верховным судом Украины фактически отменяется до 30% постановлений и решений этого высшего специализированного суда. Это вызывает большую обеспокоенность с учетом того, что Высшим хозяйственным судом Украины отменяется фактически треть законных и обоснованных решений судов первой и апелляционной инстанций.

Только в 2010 г. (к середине марта) Верховный суд Украины отменил 73 постановления и 19 определений Высшего хозяйственного суда Украины. Среди отмененных решений — дело по заводу «Арсенал» — стратегически важному предприятию, которое, по решению Высшего хозяйственного суда Украины, фактически было выведено из государственной собственности. Необходимо обратить внимание и на незаконные махинации-схемы с земельными участками, принадлежащими Министерству обороны Украины и государственным предприятиям, а также с объектами природно-заповедного фонда, парками, которые являются памятниками садово-паркового искусства. В частности, за 400 тыс. гривен, по постановлению Высшего хозяйственного суда Украины, из государственной собственности было выведено 22 га леса в районе массива Быковня и военное имущество на сумму в несколько десятков миллионов гривен. В другом деле, где стороной выступала одна с воинских частей г. Киева, в собственность коммерческих структур по решению высшего специализированного суда передана даже секретная воинская часть. Также по решению ВХСУ спасательная служба Министерства по чрезвычайным ситуациям была обязана заключить договор аренды вертолетов с коммерческой структурой. Но во время рассмотрения дела высший специализированный суд проигнорировал тот факт, что по условиям этих договоров МЧС Украины фактически лишалось права на государственное имущество, закрепленное за ним.

Показательно и дело о банкротстве киевской гостиницы «Мир», которая решением Высшего хозяйственного суда Украины, при наличии миллионных доходов, была признана банкротом за долг на сумму 1459 гривен (неуплата за заправку картриджей для принтера). Более того, решением высшего специализированного суда гостиница признана банкротом как отсутствующий должник по фиктивной справке отдела ГАИ, подписанной лицом, должностное положение которого оказалось сомнительным. ВСУ отменил соответствующие постановления.

Не единичны случаи, когда Высший хозяйственный суд Украины пересматривал свои же решения вторично. Уже после того, как они были пересмотрены (отменены) Верховным судом Украины. Таким незаконным образом происходит ревизия решений ВСУ, что является превышением полномочий высшим специализированным судом.

Поэтому предложенные законодательные изменения неприемлемы. В письме указано: полностью соответствующим Конституции Украины, решениям КСУ, целям и принципам осуществления хозяйственного судопроизводства, является наделение Верховного суда правом пересмотра судебных решений Высшего хозяйственного суда Украины при таких исключительных обстоятельствах:

— ввиду применения ВХСУ закона или иного нормативно-правового акта, противоречащего Конституции Украины;

— в случае их несоответствия решениям ВСУ или высшего суда другой специализации по вопросам применения норм материального права;

— в связи с выявлением различного применения ВХСУ одного и того же положения закона или иного нормативно-правового акта в аналогичных делах;

— ввиду несоответствия постановлений или определений международным договорам, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины;

— на основании выявления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме