Миллионы граждан России, Беларуси, Молдовы и других государств СНГ посещают каждый год Украину. Чтобы пересечь границу, им достаточно предъявить паспорт и заполнить миграционную карту. Безвизовый режим въезда в Украину несколько лет назад был установлен и для граждан ЕС. В течение трех месяцев все приезжие, соблюдая, разумеется, законы Украины, могут свободно перемещаться по стране и проживать у друзей или родственников. Если таковых не имеется, можно остановиться в отеле или в маленькой комнатушке, сняв ее у какой-нибудь одинокой бабушки. В данном вопросе все зависит только от личных предпочтений и содержимого кошелька.
Одним словом, двери в страну нынче распахнуты почти настежь. Зададимся вопросом: что-нибудь от этого изменилось? Да, несмотря на далекую от мировых стандартов инфраструктуру, наша страна стала чуть более привлекательной для туристов. Легче стало европейским бизнесменам, имеющим в Украине деловые интересы, а также лицам, приезжающим навестить родных. В то же время, вопреки мрачным прогнозам, Украина так и не превратилась в рай для зарубежных поклонников секс-туризма. Может, произошел всплеск преступности? Что-то непохоже. Разве иноземцы грабят у нас банки, магазины и квартиры, убивают и насилуют, гадят в подъездах, размалевывают каракулями заборы и стены домов, ломают скамейки и деревья в парках, скверах и на детских площадках? Увы, все это «подвиги», в основном, наших же отечественных хлопцев.
Большинство приезжих возвращаются домой задолго до истечения трехмесячного разрешенного срока пребывания в Украине. Между тем в числе миллионов приезжих есть категория лиц, давно уже на жизнь заработавших и получивших возможность свободно распоряжаться своим временем. Прежде всего это пенсионеры. Так уж сложилось, что у многих из них есть в Украине родственники и близкие друзья.
Чем руководствуется любая страна, ограничивая сроки пребывания иностранцев на своей территории? Разумеется, в первую очередь опасением наплыва нелегальной рабочей силы и связанных с этим криминальных деяний. В какой мере эти опасения касаются нынешней Украины? Учитывая, что миллионы граждан страны вынуждены искать заработок за рубежами своей родины, возможности для «нелегалов» найти здесь работу представляются достаточно эфемерными. При этом шансы пенсионеров априори сводятся к нулю.
Попробуем представить, например, пожилую российскую пенсионерку, которой хотелось бы большую часть года проводить в Крыму. А почему бы и нет? Из официального сайта пенсионного фонда России можно узнать, что средний размер пенсии по старости составляет в Российской Федерации 9800 руб., т.е. примерно 2700 гривен. Не так уж и плохо для Украины, где немало стариков о таких деньгах лишь мечтают. В то же время отнюдь не все пенсионеры живут только на пенсию. Кое-кому трудовые сбережения дают возможность не просто баловать себя поездками за рубеж, но и оказывать материальную поддержку детям и внукам.
Даже летом, когда в Крыму отмечается наплыв отдыхающих, крымчан обилие приезжих только радует. Ведь очень многих короткий курортный сезон кормит потом весь год. С осени и до лета приморские города заметно пустеют, хотя, за исключением летней жары, ничто никуда не пропадает. Ну почему бы не зазывать сюда пенсионеров, особенно тех, кому противопоказан летний зной? А сколько литераторов, художников, композиторов, компьютерных программистов, то есть людей, которым нет нужды ходить каждый день на службу, могли бы черпать вдохновение в задумчивой прелести крымского межсезонья? Да пусть бы жили тут как можно дольше, оставляя в Крыму свои деньги.
Нет, так не получается. Три месяца и - извольте на выезд. Многие, однако, давно уже научились преодолевать данное ограничение. Достаточно пересечь границу и в тот же день возвратиться еще на 90 дней. Правда, для пожилых пенсионеров в этом процессе мало радости.
Когда пассажирский железнодорожный состав делает остановку на границе, бригада пограничников за 40-50 минут успевает проверить паспорта у нескольких сотен граждан. Почему бы не обязать тех, кто желает продлить срок пребывания в Украине, заблаговременно посетить районное отделение милиции или иное уполномоченное учреждение и предъявить паспорт? Неужели органам внутренних дел не хватит, допустим, недели, чтобы проверить, нет ли в базах данных упоминаний о каких-либо неблаговидных деяниях, совершенных этим приезжим, или о том, что его разыскивает Интерпол?
Тот, у кого имеются основания опасаться контактов с правоохранительными органами, вряд ли понесет свой паспорт в милицию. Здравый смысл подсказывает, что добропорядочным и законопослушным иноземцам, которым не требуется продления визы, можно было бы поставить соответствующий штамп на оборотной стороне миграционной карты и пожелать приятного пребывания в нашей державе. Увы, чиновничья рать такого, скорее всего, не допустит. С человека, которым три месяца абсолютно никто не интересовался, потребуют кучу справок, и приезжий, плюнув в сердцах, отправится, несолоно хлебавши, на родину или потратится на билеты до ближайшей границы и обратно. Этот грустный вывод вытекает из существующего порядка продления пребывания в Украине иностранцев на срок не более трех месяцев.
Еще год назад рассчитывать на продление (до шести месяцев!) срока пребывания по ходатайствам физических лиц могли лишь иностранцы, имеющие в Украине ближайших родственников (муж, жена, родители или дети). Любой желающий, посетив отдел виз и регистрации (ОВИР), мог обнаружить, что для реализации невинного желания еще немного побыть с родными, необходимо подать девять документов.
Иностранному гостю нужно было написать заявление и приложить к нему две фотографии, несколько банковских квитанций об оплате каких-то сборов, а также ксерокопии паспорта и миграционной карты. А вот принимающей стороне приходилось побегать и постоять в очередях. Гражданин Украины, имеющий паспорт со штампом регистрации по месту жительства, выданный, между прочим, органами внутренних дел, вынужден был подавать в ОВИР (входящий в систему того же МВД) документы, всего лишь подтверждающие почти все, что уже содержится в его паспорте. А именно: копию паспорта, справку БТИ о принадлежности домовладения, справку из жека о месте жительства и составе семьи, копию свидетельства о праве собственности на занимаемую жилплощадь, копию документа, подтверждающего степень родства с гостем, заявление в ОВИР с личной подписью, заверенной в жэке (слава Богу, что не у нотариуса!).
Приказом МВД Украины от 23.08.2011 №601 были внесены дополнительно некоторые новшества в перечень указанных выше документов. Ныне, например, с иностранцев потребуют еще и нотариально заверенный перевод паспортных данных на украинский язык (стоимость услуги - от 250 гривен). Казалось бы, абсолютно логичное требование. Попробуйте разобраться, что написано, допустим, в общегражданском паспорте гражданина Армении, Грузии или Узбекистана. Только почему при этом никто не вспоминает, что постановлением КМУ №426 от 06.05.2001 г. предусматривается для граждан СНГ безвизовый въезд в Украину по загранпаспортам, где все записи на национальном языке продублированы, как известно, по-английски? Исключение сделано лишь для граждан России и Беларуси, которым разрешено въезжать также и по внутренним паспортам. Возникает вопрос: неужели Госпогранслужба пропустит через границу иностранца, документ которого не сможет прочесть рядовой украинец, а тем более - государственный служащий?
Если раньше соответствующие заявления приезжего и принимающей стороны писались от руки, то ныне на подпись заявителям предлагаются бланки, где в стандартный текст работниками ОВИР просто вносятся фамилии и паспортные данные просителей. Однако не торопитесь радоваться такой «заботе» - за нее на безальтернативной основе предусмотрена отдельная плата. Вы спросите: почему процедура продления обставлена такими сложностями? В ОВИР ответа на этот вопрос вам не дадут, хотя, возможно, посоветуют для родственника оформить вид на жительство.
Формально иностранному ближайшему родственнику такая возможность законом предоставляется. На деле все не так-то просто. Например, в обширном перечне документов, подаваемых соискателем вида на жительство в Украине, содержится удивительное требование об аннулировании регистрации его местожительства на родине. Спрашивается, чем мешает миграционным властям Украины штамп о регистрации, проставленный в паспорте гражданина другой страны? Неужели так трудно сообразить, что без этого штампа данный гражданин автоматически превращается на родине (т.е. в стране, гражданином которой он продолжает оставаться) в лицо без определенного места жительства (в простонародье - бомж) со всеми вытекающими отсюда невеселыми последствиями?
Да, в Законе Украины «О свободном передвижении и свободном выборе места жительства в Украине» (ст. 6) указано: «Гражданин Украины, а также иностранец или лицо без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, обязаны на протяжении десяти дней по прибытии на новое место жительства зарегистрировать местожительство». Там же перечисляются необходимые для этого документы: паспорт или удостоверение на постоянное или временное проживание, квитанция об оплате государственной пошлины, два экземпляра талона снятия с регистрации.
Таким образом, совершенно очевидно, что в статье закона речь идет о гражданах Украины и иностранцах, уже имеющих вид на жительство. Спрашивается, на каком основании и для каких целей отметку в паспорте о выезде на ПМЖ в Украину и талон снятия с регистрации требуют от лиц, ходатайствующих о получении вовсе не гражданства, а лишь вида на жительство в Украине?
Говорят, что театр начинается с вешалки. Перед посещением ОВИР, чтобы оформить, допустим, продление пребывания, необходимо свыкнуться с мыслью, что вас ждет нечто, напоминающее театр абсурда. В приемный день, задолго до открытия этого учреждения, перед входом в него скапливается внушительная толпа страждущих граждан. В девять часов утра входная дверь открывается, и посетители перемещаются в коридор, эмоционально дискутируя на тему, кто и за кем занимал очередь в тот или иной кабинет. После того как вы войдете наконец-то в нужную вам дверь, у вас проверят подаваемые документы и отправят к начальнику. Этот чрезвычайно занятый чиновник принимает с девяти до 12 часов, так что шансов лицезреть его особу у вас, скорее всего, уже не останется.
В следующий приемный день (а их всего два-три в неделю) вам придется повторить указанную выше процедуру, чтобы попасть к начальнику, а затем отстоять очередь еще в одну дверь, где вам поставят штампик на вашем заявлении. Заключительный, но не последний этап - очередь в кабинет, где вы уже побывали в день первый. Там у вас примут документы и скажут, когда приходить за получением нужного вам разрешения. Ваше счастье, если вы проживаете недалеко от ОВИР. А каково тем, кому несколько раз приходится добираться из села, удаленного на 30-50 км от города? А за что, например, такие мучения престарелому ветерану войны, который вынужден просить у чиновников разрешения, чтобы в принадлежащей ему квартире с ним смогла бы пожить его дочь-пенсионерка?
У нормального человека, столкнувшегося с описанными выше мытарствами, не может не возникнуть подозрения, что все это сделано специально. Казалось бы, чего уж проще - врезать окошко в дверь одного из кабинетов и усадить за ним квалифицированного специалиста по приему и выдаче документов пять дней в неделю с девяти до 18 час. (минус обеденный перерыв). Если у непосредственных исполнителей, занятых работой с документами, возникнут вдруг вопросы к тому, кто их представил, гражданина, явившегося за результатом, можно пригласить в соответствующий кабинет для получения разъяснений. А на прием к начальнику пусть обращаются те, кто не согласен с принятым по его вопросу решением. Очевидно, что такой порядок в одночасье ликвидировал бы очереди.
Очень не хотелось бы думать, что в основе действующей ныне процедуры работы с посетителями ОВИРа лежит коррупционная составляющая. В Интернете любой желающий сможет найти массу предложений по содействию в ускоренном оформлении через ОВИР любых документов. Скажем, помощь в оформлении вида на жительство обойдется вам от 1500 долл.
Соискателей вида на жительство ждет еще одно удивительное требование - необходимость принимающей стороне (родственникам) подавать нотариально заверенное обязательство в том, что она не возражает против иммиграции приезжих родных и гарантирует им финансовое обеспечение на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного в Украине. Откуда такое чиновничье недоверие гражданам собственной страны? Даже с подозреваемых в уголовном преступлении прямо в кабинете следователя берется подписка о невыезде, которую никому не придет в голову заверять нотариально. Неужели так сложно непосредственно в ОВИР дать на подпись принимающей стороне типографский бланк с перечнем обязательств, которые на нее возлагаются, и ответственностью за их нарушение?
А требование справки с места жительства иностранца на его родине? Какой в ней смысл? Ежели некий чужеземец, что-то натворив в Украине, сбежит туда, откуда приехал, искать его придется туземным правоохранителям, для которых ксерокопия паспорта послужит исчерпывающей информацией для идентификации искомого лица. Опять-таки - неразрешимое противоречие: с просителя требуют аннулировать регистрацию места жительства и одновременно предоставить справку о том, где он на родине проживает.
В тексте Закона Украины «Об иммиграции» (в действующей редакции от 15.10.2011 г.) указан перечень документов по каждой из категорий лиц, обращающихся за получением разрешения на иммиграцию. Так, для ближайших родственников, находящихся в Украине на законных основаниях, предусмотрена подача в территориальное подразделение ОВИР Пяти документов плюс трех фотографий и квитанции об оплате госпошлины.
Постановлением Кабинета министров Украины от 26 декабря 2002 г. № 1983 (в действующей редакции от 19.01.2012 г.) утвержден «Порядок производства по заявлениям о предоставлении разрешения на иммиграцию». Там вы обнаружите все тот же перечень документов, а также некий абзац, на первый взгляд абсолютно логичный, но, как это часто бывает, открывающий путь чиновничьему произволу:
«В случае необходимости соответствующие территориальные органы и подразделения, которые обеспечивают производство по делам об иммиграции, могут затребовать другие документы, уточняющие наличие оснований для предоставления разрешения на иммиграцию, если это не противоречит Закону Украины «Об иммиграции», а также пригласить для беседы заявителей или других лиц».
Термин «необходимость» в сочетании со словами «в случае» должен касаться сомнений, которые могут возникнуть у чиновников в отношении конкретных документов, предоставленных конкретным лицом. Очевидно, что подтвердить или развеять эти сомнения надежнее всего отправкой запроса в правоохранительные органы на родине заявителя. Делают ли это работники ОВИР или нет, нам не ведомо. Пока что слова «затребовать другие документы» касаются, похоже, лишь просителей. Например, с каждого из категории ближайших родственников в ОВИР потребуют дополнительно: автобиографию в машинописном виде, некую форму № 15, справку о судимости (несудимости), а также пресловутую отметку в паспорте о выезде на ПМЖ в Украину и лист убытия. Следует отметить, что требование предоставления справки о судимости в данном случае полностью противоречит Закону «Об иммиграции» и постановлению Кабмина от 26.12.2002 г. № 1983, а прочие из указанных выше документов в законодательных актах даже не упоминаются.
Ни одной стране не нужны сбежавшие от правосудия чужие жулики, нелегальные гастарбайтеры или террористы (со своими бы разобраться!). Законом дается миграционной службе целых 12 месяцев для принятия решения о предоставлении конкретному иностранцу разрешения на иммиграцию. Неужели в век компьютерных технологий, используя взаимный обмен информацией с правоохранительными структурами зарубежных стран, так уж сложно при необходимости выяснить, тем ли, за кого он себя выдает, является тот или иной человек?