Вся прелесть стереотипов в том, что время от времени их опровергают. Данные, полученные Калифорнийским институтом вина, позволили пересмотреть алкогольные предпочтения американцев и европейцев. Первые, как известно, предпочитают виски, а вторые считаются тонкими ценителями вина. Тем не менее уже сейчас по потреблению вина США обогнали Германию и Испанию и вышли на третье место, уступив первенство лишь Франции и Италии. Впрочем, наблюдаемая последние годы тенденция позволяет предположить, что в этом винном чемпионате Америка имеет все шансы стать победителем. В прошлом году американцы выпили 250 миллионов ящиков вина, что на 14 миллионов больше, чем в 2001 году. А во Франции потребление вина сократилось до 370 миллионов ящиков.
Джон Фредриксон, партнер американской консалтинговой фирмы Gomberg, Fredrikson Associates, отслеживающей статистику потребления вина в течение последних 55 лет, утверждает, что к 2010 году потребление вина во Франции сократится до 290 миллионов ящиков, а в США возрастет до 311 миллионов. Ведь еще в 1970 году французы выпивали его 610 миллионов ящиков, а американцы — всего лишь 113 миллионов. В 1990 году это соотношение было уже 497 миллионов против 214. По прогнозам аналитиков, в этом году рост должен был существенно затормозиться вследствие общего экономического спада, снижения доллара и распространения антифранцузских настроений, однако, по оценкам Фредриксона, все равно составит от 12 до 15 миллионов ящиков.
Впрочем, если сравнить душевое потребление вина по странам, то американцы окажутся не на высоте. А на первое место выйдет крошечный Люксембург, среднестатистический житель которого выпивает 63,3 литра в год — почти семь ящиков. Французы (58,1 литра) занимают второе место, а итальянцы (53,4 литра) — третье. Средний же американец еле-еле осиливает 7,69 литра вина в год, что обеспечивает ему место между словаками и латвийцами.
Тем не менее Америка уверенно штурмует винные высоты. Перепроизводство калифорнийских вин в 90-х годах прошлого столетия привело к расширению ассортимента дешевых качественных напитков. Это резко увеличило объемы продаж, однако прибыльность виноделия снизилась. Естественным следствием стали банкротства нескольких американских виноделов, однако американцы к этому времени уже успели оценить вкус и полезные свойства благородного напитка. Поэтому в уходящем году очень сильно возрос импорт вина: в частности, на 52 процента из Австралии, на 58 — из Израиля и на 84 — из Австрии. Общий объем импорта составил 53 тысячи ящиков против 29 тысяч за прошлый год. «Французский парадокс» — употребляя в пищу жирные и калорийные продукты, французы не набирают лишний вес именно за счет повышенного потребления красного сухого вина — вдохновил и американцев заботиться о своем здоровье наиболее приятным способом. Если еще в 1991 году на долю красного вина приходилось лишь 17 процентов всего американского рынка алкогольных напитков, то уже в прошлом — 39.