Из-за просчетов предыдущей государственной политики по вопросам обеспечения фармацевтической деятельности простые украинцы сегодня довольно часто сталкиваются как с недостаточной доступностью лекарственных средств для населения, так и с их завышенной ценой. Застаревшие болезни нужно лечить в период обострения. Сейчас именно такое время.
О каких просчетах идет речь?
- Постепенная (в течение последних лет) ликвидация государственных и коммунальных аптечных заведений снизила доступность лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества.
- Негласная государственная поддержка (в частности органами местного самоуправления) монополизации аптечной деятельности и создание аптечных мегасетей привели к минимизации экономической конкуренции и злоупотреблениям монопольным положением.
- Молчаливое согласие государства на развитие маркетинговых договоров на фармацевтическом рынке повысило стоимость лекарств.
Замечу, что все вынесенные вопросы взаимосвязаны. Проанализируем их по степени важности и возможности немедленно исправить.
Необоснованное повышение цен на лекарственные препараты. Опрос установил, что отечественные фармпроизводители отпускные цены не повышали. Во время опроса представителей аптечных учреждений Полтавской, Харьковской, Николаевской, Киевской, Одесской и Львовской областей, принадлежащих аптечным сетям как межрегионального, так и регионального уровней, было установлено, что товарооборот увеличился до 30%. Интересно, что происходит это на фоне закрытия аптек (иногда по объективным причинам).
Работники аптек продолжают выполнять профессиональные обязанности, иногда в опасных для жизни условиях, не получая при этом никакого дополнительного вознаграждения. Бенефициары же аптечных сетей (владельцы) в условиях повышения цен на лекарства продолжают заниматься вымогательством с отечественных производителей под видом маркетинговых договоров. И все это происходит в условиях войны.
По отдельным позициям фармпроизводители вынуждены платить межрегиональным аптечным сетям до 60% стоимости товара. Эти дополнительные затраты они иногда должны закладывать в собственные затраты, уменьшая тем самым оборотные средства. Как следствие — могут очутиться на грани банкротства. И это тогда, когда государству так нужны лекарства.
В этом контексте интересно предоставленное фармпроизводителями письмо-обращение к ним за подписью руководства сети аптек «Подорожник». С одной стороны, у фармпроизводителей настойчиво требуют скидку. С другой — предупреждают о необходимости сохранить ретро-бонусы (премия от поставщиков дистрибьюторам за выполнение определенного плана продажи).
То есть владельцы отдельных аптечных сетей (некоторые зарегистрированы в офшорных зонах) получают сверхприбыли на крови наших соотечественников, а платит за это конечный потребитель (пациенты или государство). Простые украинцы вынуждены покупать лекарства по любым ценам, потому что выбора нет. Государство в условиях войны и необходимости поддерживать боеспособность тоже идет на неоправданные затраты — лечит раненных и предоставляет медпомощь своим гражданам.
Странную позицию заняли и сами крупные отечественные дистрибьюторы. Сравнив отпускную цену некоторых фармпроизводителей и оптовые цены крупнейших фармдистрибъюторов, видим, что на отдельные группы фармацевтической продукции наценка достигает 30–40%.
Постепенная ликвидация государственных и коммунальных аптечных учреждений не только привела к неоправданному повышению цен на лекарства, но и сделала их малодоступными для украинцев.
Например, на Полтавщине до начала войны в результате либерализации фармацевтического рынка, по молчаливому согласию некоторых должностных лиц облрады, а также в результате непрофессионализма отдельных должностных лиц облгосадминистрации постепенно была фактически уничтожена коммунальная аптечная сеть. Еще несколько лет назад, до начала активного внедрения маркетинговых соглашений в фармации, эта сеть входила в десятку крупнейших. Разрушение и банкротство коммунальных аптечных заведений произошло во всех областях Украины. В некоторых регионах их приватизировали.
У кого-то может возникнуть вопрос: зачем, несмотря на немалое количество аптек, сохранять государственные и коммунальные учреждения? Дело в том, что на сегодняшний день отпуск лекарственных препаратов, содержащих наркотические вещества, преимущественно осуществляют лишь государственные и коммунальные аптеки или хозяйственные товарищества, основанные с участием территориальных громад (то есть имеют долю коммунального имущества). Как и счета по референтным ценам для определенных слоев населения, в частности «чернобыльцев».
Обеспечение пациентов лекарственными препаратами, содержащими наркотические средства и прекурсоры, стало первой проблемой, с которой в первые же дни войны столкнулись многие пациенты. К сожалению, в нынешних условиях эту проблему на нормативно-правовом уровне можно будет решить только после войны. Если найдется политическая воля и государственный настрой должностных лиц перевесят желание и в дальнейшем решать личные финансовые проблемы.
Деятельность, связанную с обращением препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, можно осуществлять лишь при наличии отдельных видов лицензий (на производство, перевозку, хранение, торговлю и т.п.).
Кроме того, есть проблемы в ценообразовании этой группы лекарственных препаратов, которое регулирует государство, а также относительно условий хранения, квалификации персонала и т.п. В частности иногда не совсем оправдано внимание к указанному виду деятельности со стороны правоохранительных органов.
Перечисленные факторы мешают быстро получать прибыль. Поэтому легализованная деятельность, связанная с обращением лекарственных препаратов, содержащих эти контролируемые вещества, преимущественно не привлекает субъекты аптечной деятельности.
Еще одна серьезная проблема, с которой с началом войны столкнулись как пациенты, так и работники аптек, — ограниченные запасы лекарств на региональных аптечных складах. Преимущественно аптеки и аптечные склады получают запасы не больше чем на три рабочих дня. Это оправданно с точки зрения экономических показателей, но не с точки зрения социальной функции аптек, если считать их учреждениями здравоохранения, а не торговыми точками. Большей частью сегодня эта проблема решена. Однако не нормативно-правовым регулированием. А повышением цен.
Раньше на коммунальных (региональных) аптечных складах на случай чрезвычайных ситуаций на хранении находились необходимые группы лекарств. Конечно, это нуждалось в экономической поддержке от органов местного самоуправления и нормативно-правового обеспечения от органов государственной власти. В регионах, где коммунальная аптечная сеть сохранилась или соучредителями являются территориальные громады (например, в Полтавской области, кроме остатков коммунальных аптек, этим занимается ООО «Ліки Полтавщини», имеющее долю коммунальной собственности в уставном фонде), функции отпуска контролируемых групп лечебных препаратов, а также тех, на которые устанавливаются референтные цены, более или менее выполняются. Но чаще всего украинцы в условиях войны пожинают плоды чрезмерной либерализации фармацевтического рынка.
Сегодня многие граждане помогают волонтерам деньгами для закупки и доставки фармпродукции пострадавшим людям, а также в медучреждения и военные госпитали. На отдельных территориях Украины, где ведутся боевые действия, в том числе на временно оккупированных, работают «волонтерские аптеки», которые бесплатно отпускают необходимую фармацевтическую продукцию. Фармацевтические работники продолжают обеспечивать лекарствами население и медицинские учреждения. А отдельные бенефициары розничных аптечных сетей на этом наживаются.
Наступило время не просто проанализировать деятельность аптек в период войны, но и принять меры по изменению подхода государства к их деятельности. Ни в одном европейском государстве нет такого засилья аптечных сетей и их монополизации. Все европейские страны ради повышения социальной защиты своих граждан устанавливают некоторые ограничения деятельности на фармрынке. В Украине же фармацевтическое законодательство, наоборот, создает условия для коммерциализации рынка, без учета социальной составляющей. И даже в условиях войны государство продолжает финансировать личные доходы владельцев аптечных сетей...