Цифровизация медицины: ожидания и реальность

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Цифровизация медицины: ожидания и реальность © Минздрав
Минздрав предупреждает: мечты полезны для здоровья. Но о реальности забывать не стоит

BigData и возможность делать аналитику и прогнозы на основе больших массивов данных будоражит умы уже более десятка лет. В Украине одной из крупнейших ІТ-систем сейчас является Электронная система здравоохранения (ЭСЗ), созданная в свое время, в частности и для того, чтобы собирать данные, анализировать их и иметь возможность делать прогнозы и принимать на их основе стратегические решения о здоровье украинцев. О том, как она работает во время войны, насколько защищены ее данные, какие мечты о ее развитии и какие проблемы; о том, как сейчас, во время войны, электронные базы могут решать и как решают насущные проблемы, в частности с учетом и распределением медицинской гуманитарной помощи, поступающей в Украину, ZN.UA разговаривало с заместителем министра здравоохранения по вопросам цифрового развития Марией Карчевич.

Аналитика

Мария Владимировна, о Bigdatа говорится много. И Электронная система здравоохранения — база, которая могла бы собирать много разной медицинской информации, на основании которой можно было бы делать важные в отрасли прогнозы. Что сейчас?

— Сейчас это одна из крупнейших ІТ-систем в нашей стране. Если сравнивать темпы развития ЭСЗ с похожими электронными системами других развитых европейских стран, то за пять лет мы прошли путь, который другие страны проходят за десять, а то и 20 лет. На сегодня ЭСЗ содержит реестр из более 35 миллионов пациентов, имеющих декларации с семейным врачом. С системой работают более чем семь тысяч учреждений здравоохранения, как коммунальных, так и частных.

Что касается развития, в контексте анализа данных, определенной аналитики, здесь несколько составляющих.

Прежде всего, уже сейчас есть ряд информационно-аналитических дашбордов для анализа и принятия решений. Вместе с тем, для полноты информации с ЭСЗ должны работать все учреждения здравоохранения страны. Поэтому были приняты изменения в лицензионные условия по медицинской практике и о ведении хозяйственной деятельности аптек. У этих учреждений есть переходной период, чтобы подключиться и работать в системе.

Мы провели предварительный анализ бумажной учетной документации — больше 600 форм. Сейчас электронные медицинские записи фактически покрывают более 80% форм бумажной медицинской документации. Но, кроме внесения записей, важны также полнота и спектр охвата. То есть, чтобы все учреждения работали с системой и вносили данные. Тогда мы сможем говорить о полноценной электронной медицинской карточке пациента. Это актуально и в контексте отказа от бумажных записей, и в контексте формирования единого медицинского информационного пространства. Тогда будем иметь полноту данных, сохраненных в едином, защищенном месте.

Электронная система здравоохранения в Украине

Какой процент данных ЭСЗ сейчас анализируется?

— Анализируются все данные. Ведь электронная система здравоохранения и создавалась для того, чтобы в первую очередь понимать потребности Программы медицинских гарантий (ПМГ). Чтобы на основе данных, которые вносятся и анализируются, осуществлять выплаты учреждениям здравоохранения в рамках пакетов ПМГ.

Система начала расти. Ее функционал расширяется уже вне спектра ПМГ. Например, функционал иммунизации был разработан под потребности противодействия COVID-19. Реабилитационный компонент разрабатывается для осуществления мероприятий по реабилитации в сфере здравоохранения. Весь введенный функционал, все данные, которые есть в системе, анализируются. Для этого есть соответствующие информационно-аналитические панели. Все осуществляется относительно как финансовых выплат, так и определенных решений.

Система существует не так давно, некоторое время она наполнялась. Какие решения уже были приняты на основе анализа этих данных?

— В качестве примера, могу привести актуальные события вокруг COVID-19 — о противодействии и вакцинальной кампании. Был разработан функционал иммунизации, с помощью которого мы могли анализировать прививки, сделанные на территории Украины, в разрезе тех или иных регионов и разных учреждений здравоохранения: какое количество людей получило первую, вторую дозы и т.п. Сейчас говорим уже о бустерных дозах — первой, второй. Мы понимаем, каков охват прививками и, в том числе, насколько эффективно работали семейные врачи, приглашая людей на вакцинацию. И коммуникационная кампания, и такие приглашения играли важную роль, чтобы люди получили защиту.

Эти данные мониторились в постоянном режиме — каковы темпы вакцинальной кампании, где есть провисания, с какими регионами нужно больше работать. На основании анализа данных принимались решения.

Есть ли у вас данные, какое количество врачей работает в больницах? Где и каких не хватает? Какое количество медперсонала во время войны выехало, уволилось, переместилось?

— Да, такие данные по конкретным учреждениями есть и в ЭСЗ, также оперативная статистика для принятия решений собирается через систему MedDatа. Регионы вносят их в ежедневном режиме. Мы это мониторим, чтобы видеть кадровую ситуацию по разным регионам. В частности, сколько врачей и медицинских работников покинули территорию страны с начала полномасштабной войны; сколько из того или другого региона переехали в другие регионы. На основании этих данных принимаем решения.

Например?

— В частности, чтобы ситуацией можно было оперативно управлять, в том числе и закрывать кадровые потребности, мы приняли соответствующие нормативно-правовые решения. Так, разработан механизм командировки специалистов из других регионов. Он предполагает направление на работу в другие регионы, в первую очередь медицинских работников, которые самостоятельно изъявили желание быть вовлеченными в скорейшее восстановление нормальной жизнедеятельности и здоровья наших граждан, которые были лишены доступа к качественным медицинским услугам. Сейчас этот вопрос рассматривается также в отношении деоккупированных территорий, в частности Харьковской и Херсонской областей.

А учитывается ли в системе, например, медицинское оборудование? Ведь пакеты ПМГ содержат конкретные требования, в частности и об оборудовании.

— Да, согласно требованиям относительно услуг, которые должны предоставить учреждения, они подают данные. Если говорить именно о большом реестре всего медицинского оборудования, то мы начали думать над его созданием. На сегодняшний день могу сказать лишь, что, возможно, в его контексте можно будет сделать полноценный учет. Ведь действительно было много поставок медицинского оборудования через гуманитарную помощь. Сейчас учет гуманитарной помощи ведется в системе MedDatа. Но если говорить комплексно, эти данные сейчас есть в разных системах. Интегрированного учета медицинского оборудования пока нет.

Планируете?

— Да, такой вариант рассматриваем. Это актуально, чтобы понимать, что есть, что поставлено, где есть потребность. Особенно сейчас, когда моделируется сеть учреждений здравоохранения по кластерному подходу. Соответственно будут определены учреждения способной сети, и, если есть необходимость в оборудовании в этих учреждениях, ее важно в первую очередь покрыть.

Сейчас на врачей идет двойная нагрузка. Бумажная форма сохраняется, и они вынуждены вносить данные и туда, и в электронную систему. Однако последнюю они, как правило, рассматривают как отчет для оплаты НСЗУ, а бумажную — как историю болезни. Минздрав планирует отменить бумажные формы и довести ЭСЗ до состояния, когда врач сможет вносить данные только туда? Когда? Нынешняя ситуация, на мой взгляд, может искажать данные для анализа.

— Есть приказ Минздрава от 28.02.2020 № 587, который позволяет не вести бумажные формы, если ведутся электронные медицинские записи. Поэтому, думаю, здесь речь идет больше о коммуникации с медицинскими работниками — не нужно создавать себе нагрузку и дублировать на бумаге то, что вносится в электронную систему здравоохранения. Однако я знаю, что многие уже отошли от этой двойной работы.

Если более масштабно, то, как я уже говорила, у нас еще есть больше 600 бумажных форм, которые сейчас анализируются относительно того, что можно быстро отменить, а где нужно идти более длинным путем и осуществить реинжиниринг процессов. Это большой кусок работы, который нам еще нужно проделать, чтобы перейти на полноценный электронный учет. Во время войны мы увидели, что там, где записи велись на бумаге, и учреждение теперь разрушено, данные утрачены. Яркий пример — по рутинным прививкам. Данные не были внесены в систему, бумаги уничтожены, и восстановить их невозможно. Есть случаи, когда детям нужно сделать повторные прививки, потому что о предыдущих нет подтверждения. Если бы все это было внесено в электронную систему, подтвердить было бы легко.

Защита данных

Как защищена ЭСЗ, медицинские данные?

— ЭСЗ защищена надежно. Согласно украинскому законодательству, что подтверждается комплексной системой защиты информации и соответствующим аттестатом, который имеет наша система. Также есть соответствие международным стандартам защиты информации. В частности GDPR — регламенту по защите данных. Со стороны международных компаний у нас постоянно проходят проверки на безопасность и уязвимость, проводятся тесты на проникновение. Как сами, так и с помощью наших международных партнеров, мы постоянно проверяем, надежно ли защищена система в тот или иной момент, устойчива ли она к вмешательствам, кибератакам. Поэтому здесь мы уверены.

С начала войны и ранее на ЭСЗ осуществлялся ряд кибератак. Одни из самых массовых были 24 февраля, перед началом полномасштабного вторжения. СБУ подняло нас в три часа ночи — массированные атаки шли на разные государственные системы и реестры. Как вы знаете, никакого «взлома» данных в ЭСЗ не произошло.

Кто имеет доступ к медицинским данным?

— Исключительно медицинский работник по согласию пациента. Также доступ к своим данным может иметь пациент в рамках функционала «кабинет пациента». В тех медицинских информационных системах, где он реализован.

Сейчас планируем сделать централизованный запуск функционала «кабинет пациента», чтобы все пользователи и все пациенты имели функциональные возможности по доступу, управлению своими медицинскими данными и другими функциями. Например, о донорстве крови, напоминании о прививках и многих других полезных вещах, которые будут стимулировать людей проявлять заботу о собственном здоровье. Пациент сможет посмотреть каждый свой визит, прививку, направление, созданные истории болезни, то есть все записи, внесенные в системы.

Электронные больничные, рецепты

Россия наносит удары по критической инфраструктуре. Имеют место веерные отключения электроэнергии, перебои с интернетом. Что с электронными больничными, например?

— Что касается состояния работы системы в общем, то в ситуации военного положения, были приняты соответствующие решения. Мы понимаем, что могут быть перебои и со светом, и с доступом к интернету. Если интернет где-то не работает и технической возможности нет, учреждения могут выписывать бумажные документы. Такое исключение сделано для крайних случаев во время военного положения, это касается как электронных больничных и направлений, так и других документов.

Если говорить о больничных, то со времени запуска реформы были созданы уже более десяти миллионов электронных листов нетрудоспособности. В соотношении, бумажных в обращении осталось около 1–2%. Это довольно небольшой процент, учитывая нынешнюю ситуацию в стране, в частности с перебоями электропитания.

Что с электронными рецептами? На антибиотики они работают уже два месяца — с 1 августа. С 1 ноября должны заработать для наркотических средств (а позже и других рецептурных лекарств). Какие проблемы за это время обнаружены?

— Собственно, первые электронные рецепты были введены еще в рамках программы «Доступное лекарство». Более масштабно страна ощутила изменения, когда были введены электронные рецепты на антибиотики. Я знаю, что многие люди волновались, как это будет. Сервис весьма масштабный.

Здесь нужно говорить еще и об определенной культуре в нашем обществе. За рубежом рецепты на антибиотики — норма. У нас это тоже рецептурные препараты, но, к сожалению, на практике были нарушения. Выглядит так, что для многих стало открытием, что антибиотики нужно принимать только по назначению врача, что важно, в том числе в борьбе с антибиотикорезистентностью. Самолечение или некорректное применение этих препаратов приводит к тому, что потом, при серьезнейших заболеваниях, они становятся недейственными. Весь мир и ВОЗ признали это одной из десяти глобальных угроз человечеству. Поэтому антибиотики были первыми в очереди на введение электронных рецептов, чтобы видеть и контролировать обращение, иметь электронный учет, а также статистику и тенденции.

С момента запуска выписано уже более 200 тысяч электронных рецептов. Вопрос сейчас в части их погашения. Поскольку еще не все аптеки подключены к ЭСЗ, продолжается переходный период, некоторые аптеки погашают бумажные рецепты.

Сколько будет длиться переходный период? Пока действуют бумажные рецепты, не очень понятно, как можно контролировать выписку электронных. Для контроля нужно, чтобы врачебная запись отслеживалась. Электронный рецепт хорошая штука, но пока выглядит весьма декларативно.

— Переходный период нужен, потому что в стране война. Есть регионы, где идут активные боевые действия, техническая ситуация там разная. Есть временно оккупированные территории. Мы понимаем, что там сложная ситуация. И есть аптеки, которые еще не подключены к ЭСЗ. Требование их подключить содержится в лицензионных условиях. С 1 апреля аптеки в обязательном порядке должны начать работать с ЭСЗ и вносить данные о погашении электронных рецептов.

У нас еще есть время, чтобы коммуницировать, проговорить, помочь, научить и сформировать культуру. Что важно, контролировать обращение рецептурных препаратов — одно из требований для вступления Украины в ЕС.

С 1 ноября вводится электронный рецепт на наркотические средства. Чего ожидаете от этого? Возможно, есть какие-то опасения?

— Это второй этап запуска электронных рецептов. С 2023 года планируется запустить электронные рецепты на все рецептурные препараты.

По сути, у нас остались некоторые организационные вопросы, которые нужно решить до запуска. Еще есть девять аптек, имеющих лицензию на отпуск наркотических препаратов, но они еще не подключены к ЭСЗ. Сейчас завершаем коммуникацию с ними и подготовку. Другие аптечные учреждения уже готовы. Так что, в принципе, к запуску мы готовы.

Ожидаем, что сервис будет успешно введен и медицинские работники, и пациенты будут использовать его. Для первых это должно быть административным упрощением. Для вторых — облегчением некоторых процессов.

Сейчас рецепты на наркотические препараты имеют короткий срок действия. И люди, которые нуждаются в сложном лечении, например при онкологическом заболевании, после инфаркта или какой-то сложной операции, должны каждые 10 дней физически посещать врача. Теперь первый электронный рецепт можно будет выписать физически на приеме, а следующие, если они нужны, дистанционно. Такая возможность будет доступна при наличии у пациента хронического или затяжного заболевания или необходимости продолжить лечение по предварительно установленному диагнозу и плану лечения, указанному как назначение в медицинской записи. Исключением является назначение лекарства при проведении заместительной поддерживающей терапии людей с психическими и поведенческими расстройствами вследствие употребления опиоидов.

Соответственно, после консультации с врачом и создания е-рецепта человек получит SMS с кодом погашения, номером рецепта. С этим SMS он обратится в аптечное учреждение и получит нужный препарат. Надеемся, что с таким инструментом часть медпомощи станет более доступной.

Мария Карчевич/facebook

Обучение

Вы вспомнили, что нужна коммуникация. Сейчас можно услышать о том, что не все врачи знают, как вести медицинские записи, правильно их кодировать. Где они об этом могут узнать? Есть ли какая-то ссылка на курс?

— Работа с медицинскими работниками — отдельный кусок работы, ведь у разных поколений разные цифровые компетентности.

Что касается именно учебной составляющей, есть Академия НСЗУ, которая по каждому функционалу, который внедряется в ЭСЗ, и вообще по работе системы готовит учебные курсы. Кроме того, что медицинские работники учатся, как вносить данные, они также могут получать баллы непрерывного профессионального развития. Недавно был издан приказ Минздрава, которым внесены изменения в Порядок проведения аттестации врачей. Они предусматривают начисление дополнительных баллов медицинским работникам во время аттестации за повышение уровня владения цифровыми компетентностями. Теперь за это можно будет получить 20 баллов из 50 минимально необходимых.

Кроме этого, перед введением новых функционалов обучения для медработников проводят медицинские информационные системы. Если есть какие-то большие проекты и необходимость, отдельно мы организуем еще серию вебинаров — либо с отдельными регионами, либо централизованно для всех учреждений. Это зависит от сложности того или иного проекта или функционала.

Что касается более глобальных планов по цифровому образованию, сейчас мы движемся в том направлении, чтобы, начиная уже с учебных заведений для студентов медицинского профиля, внедрять отдельные учебные курсы по цифровым трансформациям в медицине, работе по ЭСЗ, развитию соответствующих умений и навыков. В том числе с тренажерами-симуляторами, как вносить данные. Сейчас разрабатывается такой отдельный учебный курс как для заведений высшего образования, так и последипломного. На следующие учебные годы мы планируем внедрить его в жизнь.

Реабилитация

Давайте о реабилитации. На сегодняшний день это очень важно. Есть разные вспомогательные средства, которые пациенту, находящемуся в больнице, она должна предоставить. Есть ли какой-то классификатор, есть ли он в ЭСЗ? Каким образом учитывают людей, которые нуждаются для реабилитации во вспомогательных или технических средствах? И как учитываются эти средства?

— Есть государственный реестр медицинских изделий, который, в том числе учитывает и вспомогательные средства реабилитации. Функция учета субъектов, отвечающих за введение в обращение средств реабилитации, с июля этого года перешла от Минсоцполитики к Гослекслужбе.

Если брать функционал электронной системы здравоохранения, сейчас мы завершили техническое задание и готовимся к внедрению обновленной системы реабилитации, в том числе и ее технической реализации. Продолжается тендер на техническую разработку, и в рамках этого будет введен отдельный функционал в ЭСЗ, в том числе два справочника. Один — «Вспомогательные средства для лиц с ограничением жизнедеятельности ISO 9999», второй — справочник НК 030:2022 «Классификатор функционирования, ограничение жизнедеятельности и здоровья».

Украина долго переводила и утверждала классификатор МКФ как национальный. Сейчас начинается процесс внедрения, имплементации его в разных сферах — здравоохранения, социальной, образования, спорте и т.п. То есть там, где он должен использоваться. Также в ЭСЗ можно будет вести индивидуальный план реабилитации для людей, нуждающихся в этом.

Например, пока пациент в больнице, коляску ему должна предоставить больница, а когда выписывается — учреждение Минсоцполитики. Оно увидит информацию о такой необходимости?

— Вы затронули уже более широкую тему — реформы системы инвалидности в том числе.

Эта тема сейчас весьма актуальна…

— Согласна. Мы понимаем, что нужно отдельно обращать внимание на людей с ограничением функциональности и создавать больше инструментов, чтобы они могли адаптироваться и интегрироваться в социум — использовать свои умения и потенциал для самореализации. Поэтому сейчас мы говорим о более широкой реформе системы инвалидности относительно введения МКФ.

Вместе с внедрением новой системы реабилитации, формированием индивидуального плана реабилитации должны определяться медицинские и социальные потребности человека с ограничением жизнедеятельности, чтобы уже на ранних этапах были предоставлены все возможные инструменты для восстановления, адаптации и интеграции в социум. В том числе и в отношении переучивания и дальнейшего трудоустройства. В случае невозможности восстановления будет происходить уже подтверждение устойчивого ограничения жизнедеятельности, и дальше — предоставление необходимых социальных, медицинских услуг и т.п.

Что касается технической стороны, планируется интеграция ЭСЗ с информационной системой Минсоцполитики. Но это пока лишь технический инструмент. В контексте этой реформы, нужно глобальное понимание, как быстро мы сможем и изменить подходы, и сделать более действенными инструменты, которые сейчас у нас есть.

Как вам кажется, насколько быстро?

— Думаю, какие-то быстрые преимущества сможем получить в течение полугода. Более масштабно — это точно реформа нескольких лет.

Гуманитарка

Как сейчас ведется учет гуманитарки? Какие ее объемы Украина на сегодняшний день получила? Что это?

— Это огромная поддержка, которую наша страна получает во время войны. С начала полномасштабного вторжения России мы получили уже более девяти тысяч тонн медицинской гуманитарной помощи общей стоимостью больше чем 12 миллиардов гривен. Помощь разная. Лекарственные средства, медицинское оборудование — как новое, так и бывшее в употреблении, санитарный транспорт и т.п.

Чтобы обеспечить прозрачность этих процессов, понимать, что перемещается, куда распределяется, в соответствии с необходимостью, почти с первых дней-месяцев войны мы ввели учет через систему MedDatа. На сегодняшний день в нее вносят данные и потребности уже более четырех тысяч учреждений здравоохранения.

Также они учитывают то, что есть у них в наличии, то есть остатки. Если учреждения получают что-то из других источников, тоже вносят эту информацию в MedDatа, корректируя свою потребность. Соответственно, в системе видно, какая на тот или иной период времени есть потребность в разрезе каждого региона и учреждения.

Когда приезжает какой-то груз, сначала его выгружают на складах в пограничных регионах Украины — преимущественно во Львовской области. Там учитывают, сортируют, потом распределяют по потребностям и их приоритетности. Первый приоритет — прифронтовые территории, а также те, где есть большое количество раненых и пострадавших. Второй — территории, где есть большое количество внутренне перемещенных лиц. После учета и распределения груз развозят логистические компании в регионы.

На региональном уровне распределение осуществляют через систему MedDatа уже департаменты (управления) здравоохранения военных администраций. Весь груз с гуманитарной помощью четко учитывается, мы знаем, куда что зашло и что оно поступило согласно потребностям. Также подписываются накладные по каждому грузу.

Через MedDatа мы можем видеть, что именно критически нужно в тот или иной период, приоритезируем и коммуницируем эту потребность нашим партнерам. Конечно, они не всегда передают то, что критически нужно. Например, может заходить большое количество средств, которых на территории Украины сейчас достаточно. Но любая помощь ценна и важна.

А что сейчас наиболее актуально из гуманитарки, какие потребности?

— Я бы сказала, что наиболее критична сейчас подготовка к зимнему периоду, потому что мы видим, какая ситуация с объектами критической инфраструктуры. Поэтому работаем по дополнительной потребности в генераторах, термоодеялах и других вещах, чтобы в случае перебоев бесперебойное функционирование наших учреждений здравоохранения сохранялось.

MedDatа — еще одна система, наряду с ЭСЗ, бумажными отчетами, кучей эксэлевских табличек. Это кажется не очень удобным. Ну, и кто верифицирует, действительно ли той или иной больнице нужна именно такая гуманитарная помощь?

— MedDatа на самом деле для того и введена, чтобы отойти от сбора всяких еxcel-форм или бумажных собраний. ЭСЗ — система, которая обеспечивает все то, что касается медицинских записей, медицинской карточки и т.п. MedDatа — система другого рода. Она предусматривает учет, в том числе лекарственных средств, медицинских изделий, используется для закупок. Была создана еще во времена начала COVID-19. И активно использовалась для централизованных закупок. Сейчас мы ее используем так же активно и для других нужд, а именно при учете гуманитарной помощи, например. Регионы уже привыкли к работе с этой системой и, наоборот, просят не присылать им отдельные формы или таблички.

Что касается частоты обновления информации, есть поручение делать это с периодичностью раз в месяц или чаще, если необходимость меняется быстрее. Например, учреждение получило что-то от благотворителей или других доноров вне каналов Минздрава. Или были обстрелы, есть повреждения, в учреждении что-то произошло, и потребности увеличились. Уменьшение или увеличение потребности также должно быть отражено в MedDatа.

По каждому региону есть определенные координаторы. И если учреждение не имеет возможности самостоятельно внести информацию, координатор может помочь ему это сделать.

Верифицируют потребности, в частности, структурные подразделения по вопросам здравоохранения военных администраций. На централизованном уровне мы взяли критерии учреждений разного профиля и верифицируем, нужно ли им, например, оборудование определенного вида и т.п. Также при распределении гуманитарной помощи мы смотрим, что уже шло на эти учреждения по бюджетным закупкам и из других источников. Например, у нас есть закупки за счет ресурсов Всемирного банка, UNITED24 — это инициатива в поддержку Украины. И закупки за другие донорские средства. Все это для того, чтобы не было дублирования — что распределяется и поступает в учреждения.

Как пациент может узнать, что та или иная гуманитарка находится в этой больнице и что он может ее получить?

— В начале войны мы разработали алгоритм выдачи помощи населению, предусматривающий разные инструменты и механизмы. Во-первых, как информировать людей, что доступны гуманитарные лекарства. Во-вторых, как эти лекарства выдавать и правильно учесть. В частности, через семейных врачей, потому что некоторые препараты являются рецептурными и их нельзя просто взять и раздавать. Мы коммуницировали и с учреждениями, чтобы они использовали эти алгоритмы в своей работе.

То есть сейчас пациент может узнать о гуманитарных счетах у своего семейного врача?

— В частности да. Либо же в учреждении здравоохранения, которое находится ближе всего территориально. Есть алгоритм формирования пунктов выдачи на деоккупированных территориях. Сейчас с помощью наших бригад лекарства выдавали для местных жителей на деоккупированных территориях Харьковщины и Херсонщины.

Как полученная учреждениями гуманитарка влияет на оплату НСЗУ?

— Не могу сказать, что есть корреляция между полученной гуманитарной помощью и оплатой, которая идет за предоставленные медицинские услуги в рамках пакетов.

Что о UNITED24…

— Мне очень импонирует инициатива. Прежде всего, это платформа для восстановления нашей страны. Собственно, в рамках этой платформы есть три направления — медицина, оборона и разминирование, восстановление инфраструктуры.

Я курирую направление медицины. С помощью этой платформы привлекается ресурс в поддержку нашей страны, на медицинское оборудование, которое нужно нашим учреждениям и т.п. Это и автомобили скорой помощи в том числе. Одна из последних закупок, которую мы начали, — эвакуационный бронированный транспорт. Хотим закупить его для эвакуации раненых.

За время функционирования платформы нам удалось собрать и привлечь более 700 миллионов гривен в поддержку нашей страны. Сбор продолжается.

Кроме того, это и коммуникационный инструмент — еще раз напомнить всему миру, что страна сейчас переживает сложное время, нуждается в поддержке и более активной включенности других стран. И коммуникационной, и противодействия агрессору.

Сколько сейчас из этих собранных средств уже израсходованы и на что? Эвакуационные автомобили уже закупили?

— На днях было заседание комиссии по этому транспорту, выбраны предложения. Перед подписанием договоров должны быть перепроверены все документы. Это стандартная процедура. Закупка сложная. Могут быть люди, которые озвучат один срок поставки, а по факту потом будут его затягивать.

Если с документами и предложениями все обстоит благополучно, то мы подписываем договор и ожидаем поставку этого транспорта.

Средства тратятся оперативно, потому что благотворителям и донорам важно увидеть: ресурсы очень быстро используются, потому что есть критические потребности. Если бы мы аккумулировали средства на счету и ничего с ними не делали, тогда бы нас спрашивали: «Так, а зачем вы их просите, если не используете?». Потому здесь ключевая вещь — показать эффективность.

Фактически уже многое закуплено. Это транспортные аппараты ИВЛ, аппараты ИВЛ детские, рентгеновские установки с С-арками (разных классов), анестезиологические аппараты, операционные столы, аппараты вакуумной терапии ран, аппараты внешней фиксации, автомобили скорой помощи типа С, эвакуационный транспорт бронированный (готовится заключение договоров). Все это в разных количествах.

И все идет преимущественно на прифронтовые территории. К тем, кто в этом больше всего нуждается.

Есть много поврежденного медицинского транспорта, автомобилей скорой помощи в частности. И, к сожалению, много поврежденных и разрушенных медицинских учреждений. Поэтому восстановление поврежденной инфраструктуры — это новое направление, над которым мы сейчас работаем для привлечения ресурсов.

Как-то будете пересматривать, что нужно восстанавливать, а что нет? Это еще одна дискуссия.

— Думаю, нужно пересматривать, потому что не стены лечат людей. Должны быть качественная помощь и нормальная состоятельная сеть. Это то, что именно моделируется. Может, не всюду нужны многоэтажные учреждения, как это было. Не буду сейчас конкретные примеры приводить. Важно не количество этих учреждений, а их качество.

По нашей информации, на днях НАБУ делало обыски по поводу распределения гуманитарки у заместителя министра Минагрополитики Тараса Высоцкого, заместителя министра экономического развития и торговли Александра Грибана, советника заместителя главы ОП Елены Симоненко. Что вам об этом известно?

— Читала лишь сообщение в СМИ, больше ничего не известно.

По медицинской гуманитарной помощи с начала войны у нас выстроены отдельные процессы. И для меня важно, чтобы они были максимально прозрачными и эффективными, насколько это возможно в нынешних условиях. Кстати, как-то НАПК делало мониторинг разных процессов и определило нашу работу как один из примерных кейсов.

Также мы взаимодействуем с более чем 20 крупнейшими общественными организациями и волонтерскими сообществами, чтобы усиливать работу друг друга. Сейчас каждый держит свой фронт для общей победы.

Как вы думаете, скоро ли на основании данных ЭСЗ мы сможем проводить качественный анализ, прогнозировать и предупреждать? Например, мы видим симптомы распространения определенной болезни, поэтому сделаем такие-то профилактические шаги. Или в таких-то регионах не хватает таких-то врачей, поэтому мы планируем госзаказ, чтобы обучить кадры. Когда у нас такое будет?

— Частично это уже есть в какой-то форме. А масштабно, думаю, даже быстрее, чем мы ожидаем. На самом деле цифровизация двигается сумасшедшими темпами, внедряются инновационные технологии. Думаю, в перспективе трех-пяти лет вполне реально из этого что-то иметь, в том числе и с помощью технологий искусственного интеллекта для поддержки некоторых клинических решений для медицинских работников. А еще в наших мечтах — полный отказ от бумажных записей, а также интероперабельность электронных систем разных стран мира, чтобы пациенты имели доступ к своим данным в любой точке мира. И мы идем к реализации этих мечтаний.

Будем мечтать. Прежде всего, конечно, о Победе!

Больше статей Аллы Котляр читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме