В одном из июльских номеров «Зеркала недели» опубликована проблемная статья профессора Г.Апанасенко «Третий путь?». В целом разделяя позицию автора по ряду принципиальных вопросов, хотел бы изложить и свои мысли по поводу очень важной темы.
Ряд крупных мыслителей XX века — М.Хайдеггер, К.Юнг и Э.Фромм, Р.Лэнг утверждали, что основная черта нашего времени — прогрессирующая нестабильность личной и общественной жизни, потеря экзистенциальных корней и утверждение в обществе нигилизма и эгоизма.
Наиболее нагляден процесс деградации биологической природы человека — снижение на популяционно-видовом уровне резервов отдельных физиологических систем и организма в целом, нарушение его реактивности и резистентности, процессов саморегуляции, уменьшение репродуктивной функции мужчин и женщин. Наблюдаются значительное снижение качества потомства и другие изменения деструктивного плана.
Параллельно с процессом деградации человеческой природы отмечаются ускоренные изменения в структуре заболеваемости. Появились новые формы патологии: СПИД, лихорадка Эбола, атипичная пневмония (SARS), синдром хронической усталости, полисиндромное поражение эндокринной системы и продолжается неуклонный рост «болезней цивилизации». Нарастание процесса деградации природы человека, появление качественно новых форм болезней и эпидемия «старых», например туберкулеза, требуют от нас переосмысления происходящих явлений и принятия новых нестандартных решений. Но такие решения невозможны, если мы по-прежнему будем оставаться в плену старых позитивистских представлений о природе самого человека, его здоровье и болезнях.
Философ и социолог Джон Стюард Моль определил три типа мировоззрения: метафизический, религиозный и позитивистский (научный). В процессе эволюции человеческого общества и культуры шла последовательная смена мировоззренческих установок в массовом сознании. Метафизическое мировоззрение сменилось религиозным, а затем последнее уступило место позитивистскому. Сегодня налицо новая смена — позитивистское мировоззрение все более уступает место холистическому (от греческого holos — целый).
Позитивизм как философская доктрина находится в глубоком кризисе. Этот кризис позитивистского мировоззрения обусловлен его неспособностью дать адекватный ответ на основные вопросы бытия: что есть человек, жизнь, смерть, здоровье и болезнь? Позитивизм явно зашел в тупик из-за того, что напрочь исключил из них трансцендентальное или сакральное измерение этих понятий. Таким образом, он фундаментально исказил их смысл и породил глубокий духовно-психологический кризис.
Западное позитивистское мировоззрение объявило тотальную войну смерти и болезни, практически отождествив их с сакральным злом. И эта титаническая борьба привнесла в жизнь общества тотальную нетерпимость к смерти и болезни и способствовала вырождению человека. Нынешний мир изобилует наглядными примерами. Взять хотя бы такие экономически благополучные страны, как Германия или США, где на нужды здравоохранения тратится около 13% ВВП. А между тем, здоровье этих наций под угрозой — коренные немцы и белые американцы через 30—40 лет могут стать национальным меньшинством в своей собственной стране. Украина следует тем же стратегическим курсом в никуда, и наши демографические показатели неуклонно об этом свидетельствуют — ежедневно население страны уменьшается приблизительно на тысячу. Только за 2003 год убыль составила свыше 357 тысяч человек.
Не секрет, что главный фактор вымирания того или иного народа — состояние его морали и нравственности, которые напрямую зависят от мировоззрения. Материалистическое мировоззрение неизбежно формирует гедоническую культуру, а вместе с тем принцип жизни: «После нас хоть потоп». Общеизвестный исторический пример — гибель Римской империи и римлян как этноса. Европа уже сделала свой выбор и о нем хорошо написал О.Шпенглер в эсхатологической работе «Закат Европы». Западный человек оказался лишь тараканом на бегах материального прогресса. Но не радует нас и Восток, где человеку уготована участь белки в колесе Сансары. Уже только поэтому необходим третий путь.
По большому счету, проблема вымирания населения Украины лежит в глубоком духовном кризисе. Сегодня мы потеряли холистический взгляд на проблему мироустройства и природу человека, который составлял подлинную основу европейской цивилизации. Еще мыслитель эпохи Ренессанса Парацельс утверждал приоритет духовного над материальным: «Дух — хозяин, воображение — средство, а тело лишь пластический материал».
Старый методологический подход, основанный на позитивистском мировоззрении, давно себя исчерпал. Так называемое научное мировоззрение, в основу которого положены четыре метафизические концепции — дарвинизм, экономический детерминизм Маркса и Милтона Фридмана, обожествленная сексуальность Фрейда и особенно морально-нравственный релятивизм, — привели современного европейца к нарушению мотивационной сферы психики и потере смысла жизни. Вот что по этому поводу пишет мифолог Дж. Кэмпбелл: «...как во внешнем мире Эйнштейна, так и во внутреннем мире Кейта не существует места для абсолютного покоя, на которое может встать самоуверенный человек Бога или на котором может быть пронзен Прометей». Другими словами, именно «научное мировоззрение» создает экзистенциальный конфликт, приводящий к коллективному неврозу, не позволяя сделать здоровый образ жизни стилем жизни современного человека. Но как хорошо известно, именно от образа жизни более чем на 50% зависит здоровье человеческой популяции, тогда как от состояния медицины — в лучшем случае на 10%.
Поэтому скрупулезный анализ вышесказанного требует от нас тщательно выверенного реформирования структур медицинского образования и системы здравоохранения. Но и сами реформы требуют от нас качественно новых подходов к пониманию проблем, потому что эти реформы в своей основе должны опираться на приоритет здорового образа жизни.
Если мы хотим выжить как нация, нам необходимо по-новому взглянуть на проблему болезни и смерти с учетом современных научно-философских представлений об их природе. Отказ от старой научно-философской парадигмы в медицине и переход к мировоззрению холизма открывает перед ней новые горизонты и вместе с тем позволяет сохранить весь положительный багаж знаний, накопленный ранее.
Для практического воплощения вышесказанного на первом этапе необходимо ввести в программу обучения студентов медицинских вузов курс, посвященный изучению философско-религиозных аспектов жизни, здоровья и болезни. Возьмем, к примеру, определение здоровья, предложенное ВОЗ: «Здоровье — это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических пороков». В этом классическое определение здоровья, предложенное философом Сиггерестом, необходимо включить духовную составляющую, тем самым придав ему завершенность и целостность.
Аналогичным образом необходимо поступить и с понятием «болезнь», подчеркнув наличие в ней духовной составляющей. Такую категорию бытия, как смерть, также нужно рассматривать в рамках архетипа смерти-возрождения, не только как смерть физического тела, но прежде всего как явление инициации и трансформации души человека и прежде всего эгосознания. К.Юнг в своем произведении «Воспоминания, сновидения, размышления» подчеркивал: «Решающий вопрос для человека — конечен ли он? Это вопрос всей жизни. Когда мы знаем, что действительно значимое для нас бесконечно, тогда только мы можем подняться над тщетной суетой интересов и целей, неважных по своей сути». В итоге последовательное внедрение таких оптимистических психологических установок позволит сформировать новую мировоззренческую среду и носителей идей для внедрения и продвижения в жизнь адекватных концептуальных подходов в медицинской науке и практическом здравоохранении.
Но вышеперечисленные пореформенные действия в отношении медицины и системы образования, несмотря на их огромную важность, не захватывают общество в целом. Крайне важно назначить этиотропное и патогенетическое лечение нашему больному социуму. Поэтому необходимо поставить правильный диагноз. И это болезнь Души нашего времени. Западная мысль родила четыре метафизические концепции: гуманизм, коммунизм, либерализм и фашизм. Все они на глубинном психологическом уровне имеют один источник — архетип потерянного рая — и представляют собой эгоистическую попытку его насильственного возвращения в собственность человека. Основной их недостаток в том, что они не предполагают реальную трансформацию человеческой души и она остается в рамках инфантильных стремлений. Коммунизмом славяне, похоже, уже основательно переболели. Теперь они опять заболели либерализмом, и он уверенно сеет среди них семена смерти.
Сегодня идеологией нашего общества стал тотальный нарциссический эгоизм, основой которого является невротизация или фрустрация индивидуального и коллективного сознания. Нынешнее время и системный кризис, так глубоко поразивший восточнославянские народы и страны, лишний раз доказывает современному человеку, что он все еще остается варваром, а вместе с тем очередной раз показывает, какая кара падает на его голову за то, что он пытается в очередной раз возложить ответственность за свои собственные негативные качества и поступки на других людей.
Психоаналитики считают, что психология индивида соответствует психологии целого народа. «То, что делают нации, то делает каждый отдельный человек, и пока он это делает, это делает и нация», — пишет К.Юнг. Далее он продолжает: «Лишь изменение установки отдельного человека становится началом изменения психологии нации. Великие проблемы человечества (или отдельного народа) еще никогда не решались посредством всеобщих законов, но всегда решались посредством обновления установки отдельного человека». Это и есть третий путь. Этот путь в христианстве называется преображением личности, а в психологии самоактуализацией, или индивидуализацией. Социальная структура общества должна быть построена таким образом, чтобы максимальное количество людей могло встать на путь трансформации сознания.