«Новое русское слово»
Увы, никто из нас не может уйти от старости. Она все равно приходит, как бы мы ни оттягивали время... И часто приходится слышать, что непременным спутником процесса старения всегда становится ослабление умственных способностей. Но так ли это? Оказывается, нет. Жизнь и медицина утверждают, что представления о неотвратимости потерь умственной активности и памяти слишком преувеличены.
Конечно, когда человеку за семьдесят, все жизненные реакции, в том числе и мозговые, замедляются естественно. Нам требуется больше времени, чтобы вспомнить имя человека, с которым только что говорил, день рождения сестры или племянницы, место назначенной встречи. Зато как отлично, в подробностях, мы помним то, что случилось десятилетия назад. Так вот, ослабление умственных способностей, которое обычно связывают со старением, вовсе не является следствием возраста, а может быть, вызвано... заболеванием.
Диабет, атеросклероз, болезнь щитовидной железы и некоторые другие недуги тоже могут задеть функции мозга. Иногда даже возникает ситуация, когда физически человек кажется здоровым, а симптомы умственных изменений налицо.
Что может их вызвать? Бедная витаминами и «богатая» нитратами пища. Депрессия, апатия и стресс. Употребление алкоголя или наркотиков. Даже обычное невезение, отсутствие удачи. Да-да, не удивляйтесь. Хотите - верьте, хотите - нет, но ученые располагают очевидными фактами - наш мозг подобен мускулу. Если его регулярно упражнять и давать ему разумную нагрузку, он становится сильнее. Если же нет, дряхлеет с неимоверной скоростью.
Любопытные цифры. Человек рождается со ста миллиардами нервных клеток (нейронов). Но за каждый день жизни теряет... до 50 тысяч их. Правда, ученые считают, что эта потеря не является решающим фактором, определяющим уровень нашего интеллекта. Более важным они находят потерю СВЯЗЕЙ между нервами, или СИНОПСИС. А он убыстряется, когда пропадает интерес к происходящему вокруг, к жизни. И замедляется, когда человек активен и энергичен. То есть остановить потери нервных связей можно только, если заставить свой мозг интенсивно работать. Как утверждают исследователи, эффект от интенсификации работы мозга сходен с эффектом воздействия на тело физических упражнений.
В течение 28 лет ученые Пенсильванского университета исследовали около четырех тысяч пожилых людей. Те из них, у кого были прочные социальные связи, оказались умственно куда более сильными и устойчивыми, чем у находившихся в апатии и депрессии. Те же исследования показали, что умственная деградация быстрее поражает людей, никогда не работавших и ведущих затворническую жизнь. Вы перестаете нагружать мозг, и он «ржавеет».
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему в Америке возраст выхода на пенсию определен именно 65 годами? Во многом это решение определяется выводами ученых о том, что старение затрагивает мозг, серьезно ограничивая его возможности. Пожилой человек работает менее интенсивно. И в США нередко это умозаключение является поводом, что на пенсию отправляют здоровых и еще продуктивно работающих людей.
Это, к сожалению, довольно привычное мнение. Но нам следует радикально пересмотреть свои взгляды на пенсионный возраст. Те, кто рассчитывает на долгие годы плодотворной жизни, должны позаботиться в первую очередь о своем умственном здоровье, о физической и творческой активности. А их можно достичь только познанием чего-то нового, любой работой, энтузиазмом в избранном виде деятельности. Все это даст стимул «умственному мускулу».
Что можно посоветовать, чтобы легче достичь желаемого результата?
Десять элементарных рекомендаций:
- запишитесь на любые курсы ( в колледже, университете, просто в общественном центре, который находится рядом с вами). Учеба, как ничто другое, активизирует мозг;
- почаще собирайтесь с друзьями поиграть в игры, стимулирующие умственную деятельность, а значит и работу мозга (шашки, шахматы, домино, бридж);
- постарайтесь научиться играть на любом музыкальном инструменте и хоть раз выступить перед друзьями. Почувствовав, что можете, вы захотите повторить эксперимент;
- станьте репетитором или просто помогайте соседским ребятишкам с их школьными уроками;
- будьте волонтером на работе, которая предполагает ваше обучение каким-то навыкам и требует участия в ней мышления;
- читайте каждую неделю хотя бы по одной книжке, собирайтесь с друзьями, чтобы обсудить прочитанное;
- займитесь каким-то видом искусства или ремесла (керамикой, рисованием, вышиванием, резьбой по дереву или выжиганием картинок, шитьем или макраме);
- если в доме есть компьютер, попробуйте освоить процесс пользования им;
- пишите что-нибудь (письма, короткие истории, мемуары, рассказы или сказки для детей);
- путешествуйте. Ничто так не стимулирует работу ума, как новая обстановка, впечатления, знакомства.
Вперед, на борьбу со старением!