СТАНЕТ ЛИ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УКРАИНЕ УНИВЕРСИТЕТСКИМ

Поделиться
Для будущего врача научного направления необходимо изучение природы в полном смысле этого слова. ...

Для будущего врача научного направления необходимо изучение природы в полном смысле этого слова. Знание физики, естественных наук, при возможно широком общем образовании, составляет наилучшую школу к изучению научной практической медицины.

С.Боткин

В соответствии с приказом Министерства образования Украины Днепропетровский государственный университет с 1992 года ведет подготовку врачей-лечебников с усиленной гуманитарной и естественнонаучной подготовкой, ориентированных преимущественно на научно-педагогическую деятельность. Практически сразу мы столкнулись с неприятием самой идеи создания медицинских факультетов (отделений) в составе классических университетов со стороны Министерства здравоохранения Украины. При каждом удобном случае в прессе и наконец в Верховной Раде сотрудники МЗ демонстрируют неприятие самой идеи университетского медицинского образования.

В условиях дефицита информации формируется негативное общественное мнение по отношению к подготовке врачей в университетах.

Хорошо известно, что университеты были колыбелью медицинской науки и первыми центрами подготовки врачей в Украине. Во всех развитых странах однозначно принята университетская модель подготовки врачей. В странах ЕЭС до 2000 года планируется даже подготовку медицинских сестер высокой квалификации перенести на базу университетов. Выведение из состава университетов медицинских факультетов и создание на их базе медицинских институтов, с дальнейшим расширением их сети, позволило резко увеличить количество врачей, что в определенной степени объяснялось конкретными историческими условиями. В то же время это привело к снижению качества медицинского образования. Особенно снизился уровень подготовки по гуманитарным и фундаментальным естественнонаучным дисциплинам. Большие потери понесла медицинская наука вследствие разрыва связей с университетскими научными школами. Центр тяжести медицинских исследований сместился во вновь созданную сеть отраслевых научно-исследовательских институтов, тогда как за рубежом большинство выдающихся открытий в области медицины и наиболее сложные хирургические операции, лечебно-диагностические методики, требующие наукоемких технологий, сосредоточены в университетских клиниках. Не случайно целый ряд университетов Украины и других стран СНГ приступили к возрождению университетского медицинского образования в своих странах. Стремительное проникновение в медицину достижений информатики, физики, химии и биологии делает особенно заметным недостаточный объем фундаментальных знаний в действующей системе медицинского образования. Не случайно отечественная медицина не смогла противостоять вторжению в медицинскую среду экстрасенсов, колдунов, борцов с порчей и сглазом... Нередко такие целители вооружены лицензиями Минздрава. Более того, под прикрытием Минздрава существуют институты, факультеты «нетрадиционной медицины». Организуются повышения квалификации врачей по таким дисциплинам, как «медицинская астрология», «биоэнергетика».

Корни этого явления в том, что объем знаний в области математики, физики, биологии, предусмотренный действующими планами и программами, явно недостаточен. Дефицит знаний по данным дисциплинам не позволяет выработать иммунитет ко всяким псевдонаучным теориям. Не только рядовые врачи, но и специалисты с учеными степенями, званиями позволяют себе пропагандировать методы лечения, эффект которых научно не обоснован. Последнее свидетельствует не только о недостатках этического плана, но и слабой естественнонаучной и методологической подготовке. Не получают отпора массовые психотерапевтические сеансы.

Принятая в университете концепция медицинского образования предусматривает подготовку врача в области высшей математики, вычислительной техники, общей физики, биофизики. Наряду с государственными экзаменами предусматривается написание дипломной работы. Такая подготовка позволяет ориентировать студентов на работу в НИИ медико-биологического профиля, медицинских учебных заведениях.

Известно, что ученый или педагог медико-биологического профиля не может не быть высококвалифицированным практическим врачом. Поэтому предусмотрено изучение клинических дисциплин в объеме требований государственной образовательно-профессиональной программы по специальности «лечебное дело». В то же время углубленная подготовка в области информатики, медицинской аппаратуры, биофизики позволит врачу с университетским образованием эффективно работать с современной техникой и овладевать передовыми методами диагностики и лечения.

Предусмотрено, что в процессе становления в университете медицинского образования оно не подменит существующую систему подготовки врачей, а приблизит ее к мировой практике. Такая постановка вопроса должна содействовать возникновению полезных форм сотрудничества университетов и медицинских вузов, активизировать междисциплинарные связи и обмен научной, нормативной и методической информацией.

Недостатки отечественного медицинского образования признавало и Министерство здравоохранения. По словам начальника Главного управления учебных заведений и кадров МЗ Украины, «нельзя согласиться с возвратом той системы, которая себя исчерпала, узкая специализация за все годы ее существования не обеспечила потребности в кадрах и не может обеспечить, такой дорогой системы со всеми ее недостатками не существует ни в одной стране мира» (журнал «Медицина Украины», 1995, сс. 31-33). И тем не менее, вопреки мировой практике пытаются сберечь монополию на медицинское образование. Косметические изменения, такие как переименования медицинских институтов в академии и университеты, не меняют сути.

Приходится констатировать, что декларированная в 1992 году МЗ Украины реформа высшего медицинского образования, основной целью которой провозглашалось приближение уровня подготовки специалистов к мировым стандартам, проводится непоследовательно, носит преимущественно формально-бюрократический характер и отбрасывает признанную во всем мире концепцию университетского медицинского образования. Более того, в последнее время четко прослеживается тенденция реанимации устаревших подходов к медицинскому образованию, ранней додипломной специализации. Возрождаются санитарно-гигиенические и педиатрические факультеты. Интересно, как это согласуется с ориентацией на подготовку семейного врача, развитием семейной медицины?

Минздрав Украины реагирует на возрождение медицинского образования в классических университетах сугубо с ведомственных позиций, прикрываясь заботой о сохранении бюджетных средств. Попытаемся проиллюстрировать это положение на примере основного аргумента МЗ Украины против существования медицинских факультетов классических университетов: в Украине чрезмерная численность врачей, вследствие чего прогнозируется безработица для выпускников медицинских факультетов.

Напомним, что эта проблема возникла и далее инициируется самим Минздравом в результате установившейся практики подготовки врачей в специализированных медицинских вузах. Сеть этих вузов Минздрав собирается увековечить. По сути наблюдается не сокращение набора (как это объявляется во всеуслышание), а увеличение процента студентов, обучающихся по контракту.

Известно, что колоссальные наборы в крупнейшие медицинские институты обусловлены необходимостью сохранить все атрибуты самостоятельного высшего учебного (ректорат, хозяйственные службы, инфраструктура и др.). Так возникли многотысячные выпуски в Украине, а общая численность каждого из институтов превышала 2000 студентов (в крупных - 5000). Малые наборы превратили бы институты в медицинские школы и не позволили бы существовать большому количеству узкоспециализированных (а то и дублирующих) кафедр.

Если же непременно необходимо сократить выпуск врачей, то медицинское образование следует немедленно передать классическим университетам, осуществляя малые наборы, на уровне факультетов, начиная с 1997 года. Тем более, что наличие компактного медицинского факультета позволит ограничиться малыми наборами, характерными для факультета. Известно, что для факультетской структуры оптимален набор около 100 человек.

Однако мы не разделяем распространенную точку зрения о чрезмерном количестве врачей в Украине. Потребность в дополнительных специалистах возникает в условиях слабой материальной базы и практически нулевой информатизации. Западноевропейские и североамериканские критерии обеспеченности населения медицинскими кадрами не пригодны в обстановке экологического бедствия, неблагоприятной эпидемической ситуации, массовой аллергизации и депопуляции населения Украины.

Механическое сокращение набора студентов, врачебных ставок и коек - таковы нехитрые меры МЗ Украины по снижению бюджетной нагрузки на государство. Следует отметить, что сокращению, как правило, подвергается не раздутый бюрократический аппарат, а практикующие врачи. За все годы существования данной модели медицинского образования не создано ни одной клиники, принадлежащей учебному заведению. Клинические кафедры находятся в положении бедных родственников на базах учреждений здравоохранения. В то же время университетам ставят в вину, что они не имеют собственных клинических баз.

Очевидно, что некоторые руководители нашли в лице университетских медицинских факультетов виновников всех бедствий, превратив их в своеобразные громоотводы.

Известно, что бюрократическая система всегда отвечает на любой запрос либо негативно, либо запретом. При такой тактике на какое-то время можно избавиться от необходимости принимать решения или прикладывать усилия. Если проситель упорствует, то из него постепенно выкачивают информацию, которую можно обратить против него самого. Можно также получить необходимую аргументацию или присвоить интересные предложения. Так было с предложением Днепропетровского государственного университета начать подготовку в Приднепровье медицинских сестер с высшим образованием (по европейским стандартам такие специалисты должны готовиться только в университетах). Сотрудники ДГУ тщательно проработали этот вопрос. Изучили опыт Международного центра сестринского образования, разработали учебно-программную документацию, согласовали потребность в указанных кадрах с органами здравоохранения на местах и, наконец, доверчиво подали на рецензию в Минздрав. Тут же была начата подготовка этих специалистов в медицинском институте, а документы так и лежат в Управлении высших учебных заведений МЗ Украины, а мы несколько лет терпеливо ждем ответа.

Стоило нам заявить об ориентации наших студентов преимущественно на научно-педагогическую деятельность, как был открыт научно-педагогический факультет и начата подготовка «медицинских инженеров» в одном из медицинских вузов. В то же время классическим университетам отказывают в возможности готовить специалистов с высшим медицинским образованием. Более того, выпускникам биологических факультетов (микробиологам, физиологам, биохимикам и др.) запрещается работать в лечебных учреждениях на должностях врачей-лаборантов, хотя на эти должности выпускники медицинских вузов не идут.

Минздрав с настойчивостью, достойной лучшего применения, старается сохранить за собой монополию на функции, которые для него чужие, - руководство образованием и научными исследованиями (в том числе фундаментальными). В рамках Минздрава финансирование образовательной деятельности и науки носит остаточный характер в силу их второстепенности. Неужели все задачи по охране здоровья населения уже решены?

Во многих странах бывшего социалистического содружества вопросы возрождения университетского медицинского образования решаются более радикально. В России успешно работают медицинские факультеты в Москве, Туле, Белгороде. В Румынии сосуществуют медицинские факультеты университетов и медицинские вузы. Начали открываться медицинские факультеты и в Украине, но они сразу же подверглись давлению со стороны руководителей Минздрава. Все министры здравоохранения (а их сменилось уже несколько за последние годы) были едины в одном - стремлении удушить медицинские факультеты в университетах. Этот процесс не приостановил закон об образовании, где ясно записано, что центральным органом управления образованием является Министерство образования, которое решает вопросы направления образовательной деятельности, лицензирования и аккредитации учебных заведений, и, наконец, объем государственного заказа на подготовку соответствующих специалистов.

Мы неоднократно предлагали и предлагаем Министерству здравоохранения любые формы сотрудничества. И, несмотря ни на что, продолжаем верить, что здравый смысл возобладает над «честью мундира». В конце концов, врачебные кадры - это последний рубеж, на котором можно остановить процесс деградации и вымирания нации.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме