«Больно за службу скорой помощи, чахнущую на глазах, стыдно за державу, которая не в состоянии ее содержать» - такими словами встретил меня заведующий подстанцией №9 станции скорой медицинской помощи г.Киева Андрей Михайлович Штаер. И сообщил не столько интересный, сколько устрашающий факт, грозящий превратиться в тенденцию. В течение этого года опоздания на экстренные выезды увеличились вдвое. Часто это решает судьбу потерпевшего. Три месяца назад при подстанции №9 прекратила работу служба неотложной медицинской помощи. Причина - задолженность района за автотранспорт. Разрушено важнейшее звено в структуре скорой помощи. А ведь подстанция обслуживает обширную по площади территорию: Харьковский район, часть Дарницкого, Позняки, Бортничи.
В соответствии с нормамидесять тыс. человек должна обслуживать 0,7 бригады. Подстанция имела десять бригад, но в связи с отпускным периодом и недостатком финансирования их число сократилось до восьми. Такие действия привели к увеличению нагрузки на бригаду: 0,4 бригады на 10 тыс. населения. В итоге страдают и работники службы скорой помощи, и больные. Конечно, эта мера временная, но если осенью количество бригад не увеличится до 10, коллектив подстанции может не справиться с нагрузкой, принимая во внимание, что в осенне-зимний период вызовов, как правило, больше по сравнению с весной и летом.
Но даже если есть полный штат бригад, им надо чем-то доехать до места вызова. Автопарк скорой помощи в плачевном состоянии, процент изношенности его равен 42, то есть из 160 машин 60 подлежат списанию. Если этот процесс наберет обороты, то из названия «скорая помощь» смело можно будет вычеркнуть первое слово. Транспортом для этой жизненно важной службы не занимается никто. В столице есть объединение санитарного автотранспорта, однако если машина сломалась, замены ей нет. Водители вынуждены сами ремонтировать. Кроме того, автомобили рижского производства давно уже не соответствуют современным требованиям. Удобные и практичные машины отечественного производства работники службы скорой медицинской помощи подстанции №9 видели только на экранах телевизоров.
Из-за недостатка средств обеспечение службы медикаментами в ужасном состоянии. был период, когда бригада выезжала на вызов с нехитрым набором из анальгина, папаверина и дибазола. И как врачу выдержать взгляд больного человека, для спасения жизни или облегчения страданий которого нужна лишь ампула с лекарством, а его нет? После телесюжета на эту тему нашлись деньги, пока что лекарствами станция обеспечена (по минимуму). Но что делать, когда запасы истощатся?
В прошлом году коллегия Министерства здравоохранения приняла решение о первоочередной поддержке медицинской помощи. Но эта поддержка пока что не ощущается ни сотрудниками, ни больными.
Еще один бич скорой помощи - это разрушение ее уникальной структуры, которая формировалась в течение более девяноста лет. (В будущем году станция скорой помощи столицы будет отмечать юбилей.) Она - одна из старейших в Европе. В прошлом имела неофициальный статус школы передового опыта в бывшем Советском Союзе, звание лучшей в стране. Именно в Киеве впервые были сформированы спецбригады: кардиологическая, неврологическая, шоковая и другие, что позволило вывести оказание срочной медицинской помощи на новый, качественный, более высокий уровень. Сейчас эта структура потихоньку разрушается. Мало того, что не созданы нормальные условия для функционирования службы. Уходят врачи. За последние три года их ушло около 200. При наличии такой тенденции не за горами времена, когда на вызовы будут выезжать фельдшерские бригады. Конечно, можно возразить: в США подобная служба комплектуется в основном парамедиками (санитарами, обученными оказывать экстренную медицинскую помощь). Но! Нужно учитывать и особенности системы здравоохранения Украины, и условия ее работы. Бригада скорой помощи в США оказывает пострадавшему первую медицинскую помощь и доставляет в ближайшую клинику или стационар, где пациента основательно лечат. Наши же стационары сокращают как медперсонал, так и количество коек. Так что неизвестно, примут ли там больного. Таким образом, отечественная служба скорой помощи берет на себя часть функций амбулаторно-поликлинической сети, стационара.
Однако любому терпению есть придел. И хотя на забастовку работники службы не имеют ни морального, ни юридического права (скорая помощь - непрерывное производство), они могут решиться на скрытую забастовку - в рамках закона и инструкций. Иными словами, выезжать лишь на экстренные вызовы.
Из любого положения можно найти выход. Если бюджету не под силу финансово содержать «скорую», нужно просто поискать иные источники поступления средств, считают работники станции скорой помощи. Почему бы не создать некий фонд поддержки нужд скорой помощи (по примеру московского), куда бы стекались средства от предприятий, общественных организаций и частных лиц, пожелавших поддержать службу. Правда, сначала следовало бы разработать и принять закон о службе скорой медицинской помощи, где определялся бы ее статус.
Другой источник поступлений - перевод службы на систему частично оплачиваемых услуг. Так, бригада обслуживает и доставляет больных в состоянии алкогольного опьянения в стационар, где с него взимают плату - около 40 гривен. Бригаде же не достается ни копейки. Такие вызовы должны быть платными. Оплачиваться должны и дополнительные услуги: транспортировка больного в выбранный им стационар, провоз с ним родственников и т. п. Реально создание в будущем полностью платных бригад параллельно с бесплатными, ведь функционируют же коммерческие службы скорой помощи.
Кстати, в июне 1996 года Минздрав издал приказ «О мерах по совершенствованию скорой медицинской помощи». В нем, в частности, говорится о финансировании службы. Основным источником остался местный бюджет, но оговорены и иные: отчисления от предприятий, организаций, бизнесменов, частично платные услуги и хозяйственная деятельность коллективов подстанций. Приказ вводится в действие постепенно, однако если он начнет работать, службе удастся решить хотя бы часть своих проблем.