Cреди факторов, влияющих на социально-экономическое развитие государства, демографическая ситуация играет далеко не последнюю роль. Численность населения и его состав вместе с покупательной способностью индивидов определяют потенциальный объем потребленных товаров и услуг и таким образом непосредственно влияют на производство, сферу обслуживания, масштабы экспортно-импортных операций. Естественно, и демографические процессы — рождаемость, смертность и миграции — в значительной степени зависят от социально-экономической ситуации и уровня жизни населения. Но эта зависимость далеко не стопроцентная: при любых условиях демографические процессы не могут выходить за определенные рамки. В частности, при низком уровне благосостояния супружеские пары могут ограничиться одним ребенком или и отложить рождение первенца на более поздний срок, однако нежелание иметь детей вообще — довольно редкое явление. Поэтому демографические исследования являются базой для оценки объемов предложения рабочей силы, спроса на товары и услуги, масштабов антропогенной нагрузки на территорию.
Для демографической ситуации Украины в период перехода к рыночным отношениям характерны: падение рождаемости, рост смертности, уменьшение миграционного сальдо. В 1991 году смертность в Украине впервые превысила рождаемость, с 1993-го началось снижение абсолютной численности населения, а через год сальдо внешних миграций стало отрицательным. В результате за 1993—2000 гг. численность населения Украины уменьшилась на 3 млн. чел. Теперь нас уже не 52 млн., а около 49-ти.
Впрочем, острой социально-демографической проблемой является не столько уменьшение собственно численности населения, сколько трансформация его возрастной структуры, в частности рост удельного веса лиц старших возрастных групп. Этот процесс, получивший в научной литературе название «старение населения», с одной стороны, стал закономерным результатом безусловно положительной тенденции — увеличения продолжительности жизни людей. Но с другой — высокий уровень старения нации приводит к негативным социально-экономическим последствиям, особенно это касается стран с невысоким уровнем жизни. Увеличение количества лиц преклонного возраста приводит к повышению государственных затрат на их социальное обеспечение. Если одновременно не растет (или растет более низкими темпами) количество налогоплательщиков (каковыми являются преимущественно лица трудоспособного возраста), неминуемо возрастает налоговое давление. Но высокие налоги снижают мотивацию к труду, а следовательно, и его производительность, что негативно отражается на общественном благосостоянии.
Возрастной состав населения существенно влияет и на демографические процессы: интенсивность смертности значительно выше среди людей преклонного возраста, чем среди молодежи. Соответственно, чем больше удельный вес первых, тем большим будет и общий коэффициент смертности (отношение количества умерших к численности населения). Количество же родившихся зависит не от численности всего населения, а лишь от количества женщин детородного возраста (в научной литературе берется диапазон 15—49 лет), особенно находящихся в наиболее репродуктивно активном возрасте (18—30 лет). Собственно, замедление темпов увеличения численности населения в Украине в середине 1970-х гг. и переход к депопуляции в 1993 г. стали результатом повышения уровня старения населения.
Таким образом, демографические тенденции и перспективы развития населения следует учитывать, принимая политические решения. В частности, предпосылкой разработки государственной социально-экономической стратегии является прогнозирование численности и состава населения страны. Специалисты отдела исследования проблем человеческого развития Совета по изучению производительных сил НАН Украины разработали прогноз демографического развития Украины до 2076 г. Он содержит несколько вариантов, соответствующих вероятным сценариям социально-экономического развития Украины и возможным изменениям государственной социально-демографической политики. (При этом прогнозом не предусмотрены варианты стихийных бедствий, техногенных катастроф, широкомасштабных военных действий и прочих катаклизмов в Украине или соседних государствах.)
Разработке прогноза предшествовал всесторонний анализ факторов, влияющих на демографические процессы, глубокие исследования рождаемости, смертности, миграций населения в Украине и глобальных мировых тенденций демографического развития. Одна из базовых гипотез разработки прогноза — приток в Украину иммигрантов из афро-азиатских стран. Это предположение основывается на неизбежности уменьшения численности населения государства и объема предложения рабочей силы в ближайшем будущем. При имеющейся возрастной структуре, даже в случае чрезвычайных успехов в сфере снижения смертности и повышения средней продолжительности жизни населения — доведения ее до уровня 85 лет для женщин и 80 лет для мужчин (это на полтора-два года больше, чем в наиболее экономически развитых и богатых странах мира), превышение рождаемости над смертностью возможно только при условии, если каждые 10 украинских женщин в течение своей жизни будут рожать в среднем не менее 25 детей. Однако в Украине, как и в любом другом европейском государстве, третий ребенок в семье едва ли станет распространенным явлением, даже если материальные проблемы будут полностью решены. Учитывая, что определенная часть супружеских пар в любом случае ограничится одним ребенком, а некоторые вообще не смогут иметь детей, — то и при самом лучшем (какой только можно себе представить) уровне жизни населения мы не превысим показатель 21—22 ребенка на 10 женщин.
Единственным источником роста (или хотя бы стабилизации) численности населения Украины, удовлетворения потребностей экономики в рабочей силе и поддержания необходимого уровня хозяйственного освоения территории становятся миграционные процессы (собственно, во многих западноевропейских странах увеличение численности населения в настоящее время достигается исключительно за счет миграции). Но рассчитывать на массовое возвращение наших соотечественников, эмигрировавших в страны с развитой рыночной экономикой в Центральную Европу, как минимум, наивно. Немного надежд и на восточную диаспору, к тому же ее миграционный потенциал весьма ограничен. Между тем многие жители афро-азиатского региона, стремящиеся переселиться в страны с развитой рыночной экономикой, могут предпочесть Украину (несмотря на более низкий, чем на Западе, уровень жизни), если возможности поселения и проживания (получение гражданства, социальный статус и т.п.) здесь будут лучше, чем в иных странах. Украина должна сделать выбор — или совместное проживание на ее территории европейских и афро-азиатских народов с перспективой формирования новой многочисленной единой украинской нации типа наций т.н. переселенческих стран, или сохранение современного менталитета населения при его стабильном уменьшении. Причем второй вариант автоматически означает сохранение существующей проблемы и «передачу» ее последующим поколениям во все более острой форме.
Будущая численность населения Украины и его состав будут зависеть прежде всего от масштабов и направления миграционных процессов. И дело здесь не только в непосредственном притоке населения, но и в том, что следствием многолетнего превалирования прибытия над убытием станет омоложение возрастной структуры (подавляющее большинство мигрантов — молодые люди) — доля молодежи в численности населения возрастет, соответственно увеличится рождаемость и уменьшится смертность. Кроме того, поселение в нашем государстве многочисленной группы выходцев из стран с традиционно высокой рождаемостью будет способствовать ее росту в Украине.
При самых благоприятных тенденциях экономического развития и в случае принятия мер по привлечению мигрантов из стран третьего мира, их приток может достичь 50 тыс. чел. через 8—10 лет и 300—400 тыс. чел. в год к середине XXI века. В этом случае уменьшение численности населения прекратится к началу 2020-х, после чего начнется ее рост. Можно рассчитывать, что в 2060 г. нас опять будет 52 млн., а за последующие 15 лет количество жителей Украины увеличится еще на 6 млн. человек. При наихудшем варианте развития событий приток мигрантов также будет происходить, однако значительных объемов он достигнет на 10—15 лет позже. Демографический кризис еще больше заострится — численность населения будет сокращаться до середины 2030-х гг., после чего стабилизируется на уровне 40—41 млн. чел.
По наиболее реальному варианту прогноза, минимального уровня численность населения достигнет где-то в 2025 г. — предположительно она будет составлять немногим более 43 млн. чел. В течение следующих 50 лет, благодаря притоку переселенцев из стран Азии и Африки, общее количество жителей нашего государства постепенно будет расти и к началу 2075 г. достигнет 51,5 млн. чел. Но самым важным результатом либерализации миграционной политики станет замедление темпов старения населения, достижение более-менее приемлемого соотношения между налогоплательщиками и лицами, находящимися на содержании государства.