Ривненские аномалии

Поделиться
Учитывая резонансные факты, изложенные в статье «Дырка от «чернобыльского» бублика» («ЗН», №4, 2007 г.), считаю необходимым обратить внимание на два важных обстоятельства...

Учитывая резонансные факты, изложенные в статье «Дырка от «чернобыльского» бублика» («ЗН», №4, 2007 г.), считаю необходимым обратить внимание на два важных обстоятельства. Первое: в 2005–2006 гг. расходами по бюджетной программе «Компенсация семьям с детьми и расходы на бесплатное питание детей, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» занималось Министерство по чрезвычайным ситуациям. Второе: в Ривненской области происходило так называемое соревнование 40 «кормильцев», организованное районными государственными администрациями. Они «добились» действительно неплохих результатов, «создавая условия» для приближенных структур.

По данным ГлавКРУ Украины, распорядители средств не придерживались требований законодательства относительно закупки товаров, работ и услуг за государственные средства. По распоряжению председателя Березнивской районной государственной администрации Ривненской области в первом квартале 2006 года без проведения тендерных процедур заключены дополнительные соглашения на питание детей, по которым в дальнейшем израсходовано за январь — март 2006 года 2,3 млн. грн.

Министерство труда и социальной политики изучило и проанализировало сложившуюся ситуацию и выявило многочисленные нарушения. В частности, для искусственного увеличения бюджетных отчислений областные и районные государственные администрации завышали количество детей, питающихся в учебных заведениях, уменьшали бюджетные расходы на выплату компенсаций и, соответственно, увеличивали их организаторам питания для возмещения затрат на питание детей. Это приводило к тому, что ежемесячные компенсационные выплаты пострадавшим детям не производились в течение шести-девяти месяцев. Должностные лица решали проблемы местных бюджетов, используя средства, предназначенные для организации питания детей не по назначению.

С 1 января 2007 года главным распорядителем средств по бюджетной программе «Компен­сация семьям с детьми и расходы на бесплатное питание детей, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» стало Министерство труда и социальной политики. Эти средства будут поступать на счет министерства, открытый в Государственном казначействе Украины, и на основании отчетных документов, утвержденных директорами учебных заведений, в соответствии с действующим порядком обслуживания расходов из Государственного бюджета, после чего эти ассигнования будут направлять на счета организаторов питания за фактически предоставленные услуги. Единственное изменение — средства не будут проходить через областные и районные государственные администрации, что вызвало у них «обеспокоенность» и недовольство.

Контроль за целевым и эффективным использованием средств не ухудшился, поскольку осуществляется не только Министерством труда и социальной политики, но и главными управлениями труда и социальной защиты населения, органами здравоохранения, управлениями образования облгосадминистраций.

Для создания конкурентной среды в сфере государственных закупок, а также предотвращения нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, проявлений коррупции в этой сфере, обеспечения прозрачности процедуры закупок услуг Министерство труда и социальной политики ввело централизованную процедуру проведения тендера по определению организаторов питания детей, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы.

Во время проведения процедуры открытых торгов в Минтруда поступали многочисленные обращения от народных депутатов Украины, депутатов местного уровня, руководителей органов местного самоуправления с предложениями относительно определения победителями тендера отдельных структур. Однако это не повлияло на результат тендера.

Министерство в полной мере обеспечило соблюдение принципов государственных закупок, определенных в ст. 2-1 Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», о чем свидетельствуют решение специальной контрольной комиссии по вопросам государственных закупок при Счетной палате Украины и выводы Тендерной палаты Украины.

Предложения, полностью отвечавшие квалификационным, техническим и другим требованиям министерства, изложенным в тендерной документации, и имевшие самую низкую цену, были одобрены, в том числе и предоставленные ЧП «Зодчий Киев».

Кстати, качественная профессиональная деятельность этого предприятия в сфере предоставления услуг по организации питания отмечена Почетной грамотой благотворительного фонда «Детская надежда».

Вместе с тем нельзя не обратить внимания на то, что начальник управления по делам защиты населения от последствий аварии на Чернобыльской АЭС Ривненской облгосадминистрации г-жа Оксана Залипская также «отметилась» в своей работе, особенно при расчете потребности средств на 2007 год по бюджетной программе «Компенсация семьям с детьми и расходы на бесплатное питание детей, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы». Она столь «внимательно» подошла к каждому потерпевшему ребенку, что количество детей, требующих бесплатного питания, было завышено на 11600 человек. Таким образом г-жа Залипская защищала «нарушенные права регионов» и местных органов власти, которые «хорошо знают, как обеспечить полноценное питание детей» своего региона за счет детей других регионов.

В некоторых районах участники — победители тендера временно привлекают к предоставлению услуг по организации питания субподрядчиков, что не запрещено действующим законодательством и условиями тендерной документации. В соответствии с этими условиями, участники определяли цены на услуги, которые предлагались с учетом всех затрат (в частности услуг, которые будет поручено выполнять третьим лицам).

Напомню, основным условием тендерной документации было соблюдение норм питания детей (Постановление Кабинета министров Украины от 21 мая 1992 г. №258 «О нормах питания и частичной компенсации стоимости продуктов для лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы»), а цена была только критерием оценки предложений.

По данным проверок Глав­КРУ Украины, Березнивским и Рокитнивским сельскими потребительскими товариществами Ривненской области в период с 1 июля 2004-го по 1 июля 2006 года, вопреки заключенным договорам, продукты для питания учащихся закупались по ценам, превышающим среднестатистические, вследствие чего незаконно было израсходовано 113,4 тыс. грн. Интересно знать в таком случае, каким образом местные органы власти соблюдали требования Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг на государственные средства» и Бюджетного кодекса Украины при проведении «июньских» тендеров и при закладывании овощной продукции для организации питания в 2007 году?

Есть еще одна «интересная» для отдельных представителей местных органов власти чернобыльская программа — «Оз­доровление граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы». Главным распорядителем средств этой программы, в соответствии с Законом Ук­раины «О Государственном бюд­жете Украины на 2007 год», определено Министерство труда и социальной политики. Так вот, по информации областных государственных администраций, с заявлениями об обеспечении путевками на санаторно-курортное лечение в 2007 году обратились 750388 граждан. На приобретение такого количества путевок необходимо более 1 млрд.
73 млн. грн., если брать их среднюю стоимость за прошлый год.

Анализ организации оздоровления 2006 года показал, что областные государственные администрации закупали путевки в один и тот же санаторий по разным ценам. Разница составляла от 18 до 126 грн. Так, в санаторий «Нафтуся Прикарпаття» Винницкая, Ривненская и Тернопольская области закупили детские путевки по 864 грн. на 18 дней; Волынская, Жито­мирская, Киевская, Кирово­градская и Львовская — по 900 грн.; а Закарпатская — по 990 грн. Разница достигает 126 грн. В санаторий «Войковец» Ривненская область закупила путевки для детей по 864 грн., Полтавская — по 882 грн., а Харьковская — по 963 грн.

Учитывая ограниченность средств государственного бюджета, для их рационального использования и улучшения качества оздоровления пострадавшего населения, отбор санаторно-курортных учреждений с учетом нозологии заболеваний (но не учреждений отдыха) будет проводиться централизованно по процедуре, определенной Зако­ном Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государст­венные средства».

И напоследок. Тяжело избавиться от ощущения, что статья в «Зеркале недели» была заказана заинтересованными структурами в регионе. Слишком обиженными почувствовали себя отдельные лица, которых лишили «бюджетного пирога».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме